Шпаргалка по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Институциональная экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

1_chast_institutsionalka.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)
  1. Рынки факторов производства и их особенности. Рынок труда. Основные черты рынка труда.
  • Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются факторами производства. В экономической науке  выделяют  четыре  группы  факторов  производства: человеческие ресурсы,  природные  ресурсы,  капитал,  предпринимательство  - каждый из которых занимает свое место в экономической  системе  и  выполняет определенные функции.

Расходы, которые несут фирмы  при приобретении ресурсов, выступают  в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы  должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном  сочетании ресурсов. В конечном итоге  именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в  производственном процессе.

Следует отметить, что спрос на ресурсы носит производный характер. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи.

Еще одной особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление взаимосвязано. Они не используются по отдельности и не могут функционировать изолированно друг от друга. Количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации производственного процесса. Однако невозможно точно определить, насколько продукт обязан своим созданием тому или иному фактору производства. Ведь в процессе производства факторы непрерывно взаимодействуют между собой, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.

  • Труд как экономическая деятельность представляет собой баланс между полезностью (производительностью) и неполезностью (издержками). Труд это сознательная деятельность человека, посредством которой он борется против нехваток, редкости благ и стремится увеличить их количество. Полезность труда есть его продуктивность, т.е. способность трансформировать вещи так, чтобы можно было увеличить степень удовлетворения потребностей.

Когда полезность труда отождествляется  с его производительностью, то в  данном случае имеется в виду производительность труда в экономическом смысле. Вместе с тем труд не только созидательный  процесс, но и тяжелая деятельность, что выражается в неполезности труда (отрицательной полезности). Поэтому тот, кто трудится, несет издержки, т.е. труд равнозначен отказу от альтернативного использования времени (отказ от досуга). Кроме того, труд - это напряжение, требующее усилий: физических, умственных, психологических, волевых.

Труд, безусловно, является главным  фактором функционирования производства, а заработная плата - важнейший вид рыночных цен. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т.д.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.

 Спрос на труд со стороны  фирм (как спрос на прочие факторы)  определяется доходностью от  предельного продукта, приносимого  этим фактором и предложением  других факторов производства. Величина  предельного продукта труда зависит  от качества рабочей силы, от  уровня общей и специальной  профессиональной подготовки, от  уровня кооперации труда, и  т.д. Спрос на труд предъявляется  до того момента, когда выручка  от использования предельного  (последнего) работника сравняется  с издержками по его использованию  или, другими слова, когда заработная  плата предельного рабочего будет  равна получаемой от его использования  фирмой выручке.

Предложение труда на уровне народного  хозяйства определяется, прежде всего, численностью населения, долей в  нем трудоспособных, половозрастным составом, средним числом отработанных часов, приходящихся на одного работника  и т.д. На отраслевом уровне - количеством  работников данной профессии, возможностями  подготовки и переподготовки трудовых ресурсов данного профиля и т.п. Индивидуальное предложение труда  зависит от многих факторов: от престижности профессии, от удаленности места  работы от дома, от уровня профессиональной организованности в той или иной отрасли, от социальных условий труда  в фирме и т.д. Но все же главным  стимулом является уровень заработной платы.

Для рынка труда кривая предложения будет иметь положительный наклон: с ростом заработной платы предложение труда будет возрастать.

Кривая спроса имеет отрицательный  наклон, так как отражает закон  убывающей предельной производительности труда. Его смысл заключается  в том, что фирма, нанимая больше рабочих, получает от них убывающую  отдачу, поэтому оплачивает труд по более низким ставкам.

Наиболее типичное явление на рынке  труда - состояние несовершенной  конкуренции. Несовершенная конкуренция  складывается главным образом под  влиянием профсоюзов, находящихся на стороне предложения труда и оказывающих влияние на ставки заработной платы, и предпринимателей, воздействующих на ставки заработной платы через спрос на труд. Профсоюзы, с одной стороны, предприниматели - с другой, создают на рынке труда ситуацию двойной монополии.

Если профсоюзы повышают ставку заработной платы, то на рынок труда  это повлияет следующим образом:

предприниматели примут решение о  сокращении спроса на труд (увольнение некоторых рабочих), так как заработная плата - это из издержки.

существенно изменится кривая предложения  труда, так как с ростом заработной платы предложение возрастает.

уменьшится число занятых, что приведет к потерям общества от недоиспользования труда.

изменится распределение факторов производства.

Таким образом, вмешательство профсоюза  может привести к повышению заработной платы и снижению занятости (безработице).

Современный рынок труда также  испытывает на себе ощутимое государственное  воздействие. Оно не только предъявляет  спрос на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах  национальной экономики. Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  программы. Также видное место в  регулировании рынка труда занимает биржа труда.

 

 

 

 

  1. Внешние эффекты, их виды, причины возникновения. Регулирование внешних эффектов.
  • Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

 

  • В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект). Схожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность.

 

  • Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов. Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального. Для решения этой задачи используются различные методы. Стандарты по вредным выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки. Другим методом корректировки отрицательного внешнего эффекта являются налоги как платежи за наносимый ущерб. Наиболее распространенным методом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям экономических благ.

 

  1. Общественные блага и их свойства. Оптимальный объем предоставления общественных благ. Проблема безбилетника.
  • «Общественное благо» - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.

К числу обязанностей государства  во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный  провал рынка, обусловленный огромным положит. эффектом.

К числу общественных благ относятся  некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные. Однако это реальные экономические блага, т.к. они обладают полезностью для  потребителей, и их создание требует  затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.

  • Для общественных благ характерны два свойства:

-увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

-ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

 

Эффективный объем общественного  блага

Предоставление чистого общественного  блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для  всех, а включение в процесс  его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей.  Поэтому общество заинтересовано в  обеспечении подобными благами  всех потенциальных потребителей, в  чем и состоит суть проблемы определения  эффективного (оптимального) объема производства чистого общественного блага. Эффективным  является тот объем чистого общественного  блага, при котором предельные общественные выгоды от потребления блага равны  предельным издержкам его производства. Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага  требует кооперации потребителей. Второй аспект касается принципа финансирования производства чистого общественного блага. Так как чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то казалось бы логичным взимать с потребителей одинаковую плату. Однако, как можно увидеть из приведенного рисунка, установление подобной платы (с) приведет к тому, что субъект А вынужден будет фактически прекратить потребление блага из-за превышения налогом получаемых им предельных выгод. У потребителя Б готовность платить выше и он будет продолжать предъявлять спрос. Но он вынужден будет платить больше  , причем за меньший объем . Оба потребителя извлекли бы большую пользу, если бы потребитель А платил меньше, а потребитель Б — больше, на что последний с готовностью согласится, так как в этом случае извлекаемая им полезность вырастет, а затраты снизятся. Следовательно, применение единой ставки оплаты чистых общественных благ для имеющих разный уровень предельной полезности потребителей не является эффективным с точки зрения критерия эффективности Парето (ситуация, при которой невозможно улучшить состояние одного индивида без ухудшения другого.).

 

Проблема «безбилетника»

Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага  предполагает наличие достоверных  данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Между тем пользователи знают, что в случае с общественными  благами получение ими выгод  возможно и без участия в возмещении издержек по его производству, так  как предоставление блага кому-либо не препятствует его потреблению  другими бесплатно — признак  неисключаемости. Это обусловливает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Она возникает всегда, когда существуют трудности интернализации положительных внешних эффектов. 
Возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность при их производстве. 
Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «безбилетники» занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и, следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. В конечном счете, учитывая наличие склонности к минимизации затрат как признака рационального поведения у каждого потребителя, мы можем столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим реализация задачи предоставления общественных благ сводится к решению двух вопросов: 
1) как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайцев»; 
2) как при этом достичь эффективного объема общественного блага.

 

  1. Структура неоинституционализма. Принцип ограниченной рациональности. Поведенческие следствия ограниченной рациональности.

Неоинституционализм принимает неоклассическую модель рационального выбора как базовую, однако освобождает ее от целого ряда вспомогательных предпосылок, которыми она обычно сопровождалась, и обогащает ее новым содержанием.

  • Во-первых, кроме физических (редкость ресурсов) и технологических (технологически эффективные варианты производственной функции) в анализ выбора вводятся также институциональные ограничения, сужающие варианты индивидуального выбора.
  • Во-вторых, неоинституционалисты отказываются от наиболее нереалистичных упрощающих предпосылок, в частности о рациональности поведения - принимается концепция Г.Саймона об «ограниченной рациональности», а также гипотеза О.Уильямсона о «оппортунистическом поведении».
  • В-третьих, в анализ вводится фактор времени, поскольку переходят от разовых и полных контрактов к рассмотрению неполных контрактов, исполнение которых растянуто во времени.
  • Кроме того, пересматривается задачи нормативного анализа. В неоклассической теории при оценке реально действующих экономических механизмов за точку отсчета принималась модель совершенной конкуренции. Отклонения от оптимальных свойств этой модели расценивались как "провалы рынка", а надежды на их устранение возлагались на государство. Неявно предполагалось, что оно обладает всей полнотой информации и в отличие от индивидуальных агентов действует без трений. Новая институциональная теория отвергает подобный подход. Оценки действующих институтов должны исходить из сопоставлений не с некими воображаемыми конструкциями, а с альтернативами, осуществимыми на практике. Нормативный анализ, настаивают неоинституционалисты, должен вестись в сравнительно-институциональной перспективе. Такая смена точки отсчета неизбежно ведет к переоценке многих традиционных форм государственного вмешательства в экономику.

Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"