Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Институциональная экономика"
Расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами.
Чтобы получить максимум прибыли, фирмы
должны производить наиболее выгодную
продукцию при наиболее эффективном
сочетании ресурсов. В конечном итоге
именно цены на ресурсы определяют
то количество земли, труда, капитала,
предпринимательских
Следует отметить, что спрос на ресурсы носит производный характер. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи.
Еще одной особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление взаимосвязано. Они не используются по отдельности и не могут функционировать изолированно друг от друга. Количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации производственного процесса. Однако невозможно точно определить, насколько продукт обязан своим созданием тому или иному фактору производства. Ведь в процессе производства факторы непрерывно взаимодействуют между собой, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.
Когда полезность труда отождествляется с его производительностью, то в данном случае имеется в виду производительность труда в экономическом смысле. Вместе с тем труд не только созидательный процесс, но и тяжелая деятельность, что выражается в неполезности труда (отрицательной полезности). Поэтому тот, кто трудится, несет издержки, т.е. труд равнозначен отказу от альтернативного использования времени (отказ от досуга). Кроме того, труд - это напряжение, требующее усилий: физических, умственных, психологических, волевых.
Труд, безусловно, является главным фактором функционирования производства, а заработная плата - важнейший вид рыночных цен. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т.д.
Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.
Спрос на труд со стороны
фирм (как спрос на прочие факторы)
определяется доходностью от
предельного продукта, приносимого
этим фактором и предложением
других факторов производства. Величина
предельного продукта труда
Предложение труда на уровне народного хозяйства определяется, прежде всего, численностью населения, долей в нем трудоспособных, половозрастным составом, средним числом отработанных часов, приходящихся на одного работника и т.д. На отраслевом уровне - количеством работников данной профессии, возможностями подготовки и переподготовки трудовых ресурсов данного профиля и т.п. Индивидуальное предложение труда зависит от многих факторов: от престижности профессии, от удаленности места работы от дома, от уровня профессиональной организованности в той или иной отрасли, от социальных условий труда в фирме и т.д. Но все же главным стимулом является уровень заработной платы.
Для рынка труда кривая предложения будет иметь положительный наклон: с ростом заработной платы предложение труда будет возрастать.
Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как отражает закон убывающей предельной производительности труда. Его смысл заключается в том, что фирма, нанимая больше рабочих, получает от них убывающую отдачу, поэтому оплачивает труд по более низким ставкам.
Наиболее типичное явление на рынке труда - состояние несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция складывается главным образом под влиянием профсоюзов, находящихся на стороне предложения труда и оказывающих влияние на ставки заработной платы, и предпринимателей, воздействующих на ставки заработной платы через спрос на труд. Профсоюзы, с одной стороны, предприниматели - с другой, создают на рынке труда ситуацию двойной монополии.
Если профсоюзы повышают ставку заработной платы, то на рынок труда это повлияет следующим образом:
предприниматели примут решение о сокращении спроса на труд (увольнение некоторых рабочих), так как заработная плата - это из издержки.
существенно изменится кривая предложения труда, так как с ростом заработной платы предложение возрастает.
уменьшится число занятых, что приведет к потерям общества от недоиспользования труда.
изменится распределение факторов производства.
Таким образом, вмешательство профсоюза может привести к повышению заработной платы и снижению занятости (безработице).
Современный рынок труда также
испытывает на себе ощутимое государственное
воздействие. Оно не только предъявляет
спрос на рабочую силу в государственном
секторе экономики, но и регулирует
его в частном, определяя основные
параметры найма в масштабах
национальной экономики. Большое влияние
на рынок труда оказывают
К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный огромным положит. эффектом.
К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные. Однако это реальные экономические блага, т.к. они обладают полезностью для потребителей, и их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.
-увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;
-ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Эффективный объем общественного блага
Предоставление чистого
Проблема «безбилетника»
Достижение эффективного объема производства
чистого общественного блага
предполагает наличие достоверных
данных о предельных выгодах всех
потребителей блага. Между тем пользователи
знают, что в случае с общественными
благами получение ими выгод
возможно и без участия в возмещении
издержек по его производству, так
как предоставление блага кому-либо
не препятствует его потреблению
другими бесплатно — признак
неисключаемости. Это обусловливает склонность
потребителей уклоняться от участия в
финансировании производства общественных
благ или по меньшей мере минимизировать
связанные с этим затраты в расчете на
то, что это сделают другие. Данное явление
получило название проблемы «безбилетника»
или «зайцев». Она возникает всегда, когда
существуют трудности интернализации
положительных внешних эффектов.
Возможность бесплатного потребления
общественных благ обусловливает неэффективность
при их производстве.
Суть проблемы «безбилетника» заключается
в том, что, стремясь получить выгоду за
счет усилий других пользователей, «безбилетники»
занижают степень получаемой ими предельной
полезности от потребления блага, что
приводит к преуменьшению ценности общественного
блага и, следовательно, к более низкому,
по сравнению с эффективным, объему его
производства. В конечном счете, учитывая
наличие склонности к минимизации затрат
как признака рационального поведения
у каждого потребителя, мы можем столкнуться
с ситуацией, когда никто не захочет платить
и предоставление общественных благ окажется
невозможным. Таким образом, существо
проблемы выражается в том, что в потреблении
общественного блага заинтересованы все,
а платить не хочет никто. В связи с этим
реализация задачи предоставления общественных
благ сводится к решению двух вопросов:
1) как обеспечить производство общественных
благ при наличии «зайцев»;
2) как при этом достичь эффективного объема
общественного блага.
Неоинституционализм принимает неоклассическую модель рационального выбора как базовую, однако освобождает ее от целого ряда вспомогательных предпосылок, которыми она обычно сопровождалась, и обогащает ее новым содержанием.
Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"