Эволюция ВПК в краткосрочной перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Данный обзор посвящен анализу движущих моментов в развитии ВПК на сегодняшний день и краткосрочную перспективу. Особое место здесь отводится роли экономических факторов, особенно на макроэкономическом уровне, в формировании кризиса ВПК. Эти же факторы, по мнению авторов, должны вывести ВПК на траекторию устойчивого развития и эффективного функционирования. В качестве определяющих эволюцию экономики ВПК рассматриваются как глобальные тенденции в области военной науки и политики, так и экономико-политические характеристики внешней среды, в которой приходится функционировать оборонным предприятиям.

Вложенные файлы: 1 файл

vpk.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Эволюция  ВПК в краткосрочной  перспективе

                                             Введение 

       

Данный  обзор посвящен анализу движущих моментов в развитии ВПК на сегодняшний  день и краткосрочную перспективу. Особое место здесь отводится  роли экономических факторов, особенно на макроэкономическом уровне, в формировании кризиса ВПК. Эти же факторы, по мнению авторов, должны вывести ВПК на траекторию устойчивого развития и эффективного функционирования. В качестве определяющих эволюцию экономики ВПК рассматриваются как глобальные тенденции в области военной науки и политики, так и экономико-политические характеристики внешней среды, в которой приходится функционировать оборонным предприятиям. Поэтому в прогнозировании среднесрочных тенденций был выбран подход, при котором эти ведущие факторы интегрируются и рассматриваются в тесном взаимодействии друг с другом. В работе предлагается как анализ детерминантов развития, так и возможные меры противодействия наметившимся негативным тенденциям. 

Среднесрочные тенденции развития ВПК

 

        Говоря о среднесрочном развитии  ВПК, хотелось бы выделить несколько  моментов, которые в будущем изменят  роль ВПК как в экономике,  так и политике. 

Во-первых, статистический анализ межстрановых сравнений  свидетельствует о том, что с ростом экономики возрастает потребность в вооружениях[1]. Таким образом, можно утверждать, что вооружения - это своего рода «роскошь». Поэтому в будущем имеет смысл ожидать закупок вооружений от развивающихся стран. 

Во-вторых, в связи с изменениями в геополитической картине мира вполне возможно ожидать дальнейшее перераспределению военной силы и в будущем. Это означает, что эти процессы смогут повысить роль ВПК как инструмента военно-экономического давления.

В-третьих, пересмотр задач, стоящих перед армией развитой в военном отношении страны, повлечет изменение качественного уровня продукции, производимой в ВПК. Прекращение ядерной гонки вооружений в глобальном масштабе между двумя сверхдержавами СССР и США, а также ликвидация «железного занавеса» привели к тому, что возможность глобальных военных действий заметно снизилась. Поэтому основной задачей вооруженных сил на новом этапе будет участие в локальных конфликтах без применения оружия массового уничтожения. Как отмечают военные аналитики Пентагона, ВС США должны в будущем иметь силы и средства для ведения не одной глобальной войны, но двух локальных военных конфликтов. Однако, как показывает практика, в условиях малой войны наибольшее значение будут иметь высокоточное, «интеллектуальное» оружие.

        Это означает ориентацию военного  заказа на технологически более  высокую продукцию оборонных  отраслей. Тем самым стимулируется  выпуск оружия по сверхновейшим  технологиям и ускорение НИОКР  в соответствующих областях. Тенденция  к удорожанию военной техники на фоне

сокращающихся расходов на армию приведет к дальнейшему  сокращению численности ВС и повышению  квалификации военнослужащих. 

В самом  же ВПК будут иметь место две  противоречивые тенденции. С одной  стороны, постепенное открытие ВПК  для международного сотрудничества, конверсия и переход к рыночным отношениям в области закупок вооружений приведут к росту конкуренции в сфере производства ВПК и интернационализации. Это будет вести к повышению управленческой эффективности, втягивание военно-промышленных производств в международное разделение труда. С другой стороны,  «интеллектуализация» вооружений, повышение технологической сложности их производства повлечет

за собой  рост монополизации, стимулирует процесс  слияний и поглощений компаний, занимающихся производством вооружений. Универсальность применяемых технологий отодвинет конверсию производств на второй план, затребовав диверсификацию производств для избежания чрезмерной привязки к капризам военной моды[2].

В-четвертых, сравнительные преимущества стран в области военно-экономических разработок приобретут новый оттенок. Раньше делался акцент на стратегическом паритете, когда превосходство противника в одних видах вооружений компенсировалось за счет развития других видов. В принципе,  такая постановка вопроса неизбежно приводит к стимулированию модернизации уже имеющихся технологий, приводя к отставанию в области передовых. И хотя Россия сейчас имеет передовые наработки в области бронетанковой и артиллерийской техники, это - традиционная техника. Более того,  при дальнейшем усовершенствовании вооружений в одной области остается все меньше возможностей реализации полученных технологий на гражданском рынке в силу их возросшей специфичности, что и порождает проблему конверсии. 

Подход  же с точки зрения рыночной эффективности, т.е. со стороны не чисто военного, а экономико-военного паритета, исключает данные трудности. Экономико-военный паритет – это сравнительные преимущества ВПК стран. При таком подходе в расчет принимаются не только отдельные виды вооружений, но в первую очередь технологии, призванные обеспечить производство определенного вида вооружений в случае надобности в достаточном количестве и дешево[3]. Поэтому в дальнейшем имеет смысл говорить не о паритете по видам вооружений, но по технологиям.  Рыночный механизм стимулирует развитие новых, перспективных технологий, адаптирует их к применению в гражданском секторе.

В-пятых, как следствие перехода к сравнительным  преимуществам ВПК, гонку вооружений заменит гонка военных технологий. А это имеет ряд важных последствий для разработки военно-технической политики. Во-первых, прорыв в области высоких технологий возможен только в результате широкомасштабных фундаментальных исследований, результаты которых воплощаются в опытно-конструкторских разработках в среднем через 5-7 лет. А это значит, что критическое положение в области науки сегодня, хотя и не отражается непосредственно на продукции ВПК, может привести к потере конкурентоспособности, а затем (из-за утери сравнительных экономико-военных преимуществ) - к ликвидации некоторых видов производств (в качестве кандидата можно назвать микроэлектронную промышленность). Во-вторых, эволюция и доработка технологий возможна только там, где она развивалась с «нуля». Это очевидно на примере производства компьютеров в СССР  (серия ЕС-ЭВМ). Широко известно, что отечественные разработки в области компьютерных процессоров стимулировались промышленным шпионажем. После того, как рисунок процессорной платы стал настолько тонким, что не подлежал копированию (начиная с процессора INTEL 286),  прогресс некогда популярной машины ушел в небытие. То же самое ожидает и военные технологии. 

В-шестых, уже упомянутые тенденции к концентрации военно-промышленного капитала и  монополизации приведут к вытеснению «непрофильных» стран из производства вооружений. Что,  кстати, уже имеет место[4]. Фактически это создаст малую группу стран (США, Франция,  Великобритания, Израиль, Россия), являющихся поставщиком оружия на мировой рынок. Утрата конкурентоспособности на этом рынке означает ликвидацию ВПК и потерю рынка практически навсегда. Поэтому необходимо осуществлять постоянный мониторинг ситуации на мировых рынках вооружений и не допускать утраты отечественными производителями конкурентоспособности продукции. В первую очередь это касается поддержки «интеллектуальной начинки» техники,  выражающейся в стимулировании отечественной фундаментальной науки.

Из всего  вышеперечисленного следует, что в  ближайшее время следует ожидать  качественно нового этапа в развитии военного сектора. Это новое качество будет следствием как и новых требований к армии, новых задач, стоящих перед ней, так и следствием эволюции производительных сил в военной промышленности. В этой связи определенный интерес представляет среднесрочное развитие экономических структур ВПК.

Факторы эволюции экономических структур ВПК: общая характеристика 

Технологические изменения в промышленности военного сектора начались с запуском программы  реформ. Эта трансформация была связана  в первую очередь с изменившимися  экономическими условиями. Процессы эти имеют место и по сегодняшний день, и очевидно, будут иметь место в ближайшие несколько лет. Поэтому, говоря о эволюции экономики ВПК в России, следует разделять два фактора, эту эволюцию порождающую. Это с одной стороны чисто экономический фактор, главным образом олицетворяющий последствия курса реформ и изменения экономической политики в области как ВПК, так и всей промышленности в целом. Вторым (политическим) фактором будет влияние конечного спроса (формирующегося из внутреннего и внешнего спроса) на продукцию оборонных отраслей.

      Первый  фактор будет определять эволюцию технологических  структур и стимулировать предприятия  к созданию наиболее эффективной  с экономической точки зрения производственной инфраструктуры. 

      Второй  фактор будет в будущем определять специализацию ВПК как в рамках национального рынка,  так и в области мирового рынка вооружений. И если прогнозирование структуры конечного спроса  (второй фактор) будет залогом готовности отечественного ВПК сохранить и, возможно, увеличить долю РФ на рынке вооружений в быстро меняющемся мире, то первый фактор будет определять конкурентоспособность российской оборонки на мировом рынке и будет в значительной мере способствовать формированию гибких производственных структур, как можно менее болезненно адаптирующихся к резким взлетам и падениям конъюнктуры на мировых рынках вооружений. Как

        видно, эти два фактора являются  взаимодополняющими, причем экономический  фактор является определяющим. Имея  нерациональную экономическую инфраструктуру в оборонных отраслях, нельзя удерживать свои позиции в долгосрочной перспективе, даже если прогноз потребности вооружений со стороны как внутренних, так и внешних потребителей будет сделан удачно. Это вытекает из того факта, что адаптация к изменившейся конъюнктуре в условиях неразвитой инфраструктуры будет вести к так называемым трансакционным издержкам (издержкам на информационное обеспечение,  издержки процесса принятия решения и проч.), которые могут достичь значительных размеров и в долгосрочном плане привести к удорожанию продукции секторов ВПК, что в конечном счете повлечет дальнейшее снижение конкурентоспособности ВПК на мировой арене.    

Анализ  экономических факторов среднесрочной эволюции ВПК

 

Говоря  о роли экономического фактора в  развитии оборонного комплекса, необходимо отметить события, имевшие как положительное, так и отрицательное влияние в последнее десятилетие, и которые в ближайшем будущем будут оказывать значительное влияние на динамику экономики ВПК.

         

Ниже  перечисленные характеристики конъюнктуры можно отнести к группе факторов, породивший кризис оборонного комплекса в начале 90-х годов.  

      a.Конверсия.  Программы конверсии разрабатывались  еще при правительстве М.С.  Горбачева.  Главными целями, поставленной  перед конверсией, были, во-первых, повышение народнохозяйственной эффективности ВПК в экономике СССР, на который прямо или косвенно работало порядка 80% занятого населения, во-вторых, перераспределение ресурсов и производственных мощностей оборонного комплекса в пользу гражданских производств - прежде всего товаров народного потребления и гражданской продукции (инвестиционного оборудования для перерабатывающих отраслей АПК, легкой промышленности, ТЭК). В конверсионных программах явный приоритет отдавался направлению, связанному с выпуском потребительских товаров и бытовой техники. Конверсия велась без маркетинговых исследований и учета конъюнктуры. Выпуск телевизоров освоили к 1993 году 19 оборонных предприятий, станков-качалок для нефтедобычи — 12 предприятий. Первоначальная потребность была перекрыта в несколько раз. Однако непрофильность, и зачастую даже технологическая несовместимость размещенных государством на оборонных предприятиях заказов на разработку и выпуск гражданской продукции привела к крайне высокой стоимости этой продукции. По оценкам, 2/3 технологий оборонного комплекса не может быть применена эффективно в гражданской промышленности. А специфика производства военной продукции  (материалоемкость, энергоемкость, отсутствие дизайна) не могла отвечать потребностям гражданского сектора. Это привело к тому, что продукция конверсионных предприятий была крайне неконкурентоспособной, что привело после открытия экономики к возникновению проблемы сбыта и неплатежей.

             В перспективе следует выделить  следующие тенденции. Во-первых, дальнейшее увеличение продукции невоенного назначения на заводах ВПК страны. В настоящее время на оборонных заводах РФ военные продукты составляют 10% в ассортименте выпуска[5]. Во-вторых,  дальнейшее увеличение доли коммерческих расходов в общей стоимости продукции из-за роста издержек на рекламу, маркетинг, информационное обеспечение, аналитических разработок по прогнозированию рыночной конъюнктуры, участия в выставках и ярмарках и проч. В-третьих,  расширение самого ассортимента производимой продукции в результате стремления директоров предприятий диверсифицировать производство в целях адаптации военных предприятий к уменьшению военных заказов со стороны государства. Если же брать в расчет опыт западной конверсии, то следует ожидать укрупнение военных компаний и освобождение от непрофильных и малорентабельных производств как военного, так и гражданского характера (эта тенденция уже проявляется в реорганизации таких крупнейших поставщиков военной авиатехники, как АВПК «Сухой» и ВПК "МАПО").  

Информация о работе Эволюция ВПК в краткосрочной перспективе