Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Содержание

1. Направления анализа себестоимости продукции, работ и услуг. Анализ затрат на 1 рубль продукции.
2. Анализ финансовой устойчивости и платёжеспособности на основе абсолютных и относительных показателей.
3. Задачи

Вложенные файлы: 1 файл

экон ан.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Направления анализа  себестоимости продукции, работ  и услуг. Анализ  затрат  на 1 рубль продукции.

2. Анализ финансовой  устойчивости и платёжеспособности  на основе абсолютных и относительных  показателей.

3.  Задачи 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Направления  анализа себестоимости продукции,  работ и услуг. Анализ  затрат  на 1 рубль продукции.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Эффективность системы  управления затратами во многом зависит  от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

  • формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;
  • степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;
  • состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;
  • наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;
  • наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать, и управлять процессом формирования затрат.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

полная себестоимость  продукции в целом и по элементам  затрат;

уровень затрат на рубль  выпущенной продукции;

себестоимость отдельных  изделий;

отдельные статьи затрат;

затраты по центрам ответственности.

Наиболее важным признаком  для цепей анализа является деление  затрат по элементам затрат, по статьям  затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.

На основе элементов  затрат составляются сметы затрат. Деление затрат по статьям себестоимости позволяет рассчитать затраты на единицу продукции или партию, составить калькуляцию.

Затраты, сгруппированные  по статьям себестоимости, отличаются от затрат по её элементам тем, что  они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчётный период. Затраты же по элементам показывают все произведённые предприятием расходы ресурсов за отчётный период, включая расходы на рост остатков незавершённого производства, затраты, отнесённые за счёт будущих периодов и т. п.

Для предприятия, работающего  в условиях рыночной экономики, часто  имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.

Этому делению уделяется  большое внимание в западной системе  учёта, которая носит название “директ-костинг”.

Основные положения  данной теории:

1. Поведение затрат  в зависимости от изменения  объёма производства.

2. Относительность (условность) классификации затрат на постоянные  и переменные.

3. Методы деления затрат  на постоянные и переменные.

К постоянным затратам принято  относить такие затраты, величина которых  не меняется с изменением степени  загрузки производственных мощностей  или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.)

Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.)

В зависимости от этой классификации общие суммарные  затраты на производство продукции можно представить в виде следующей формулы:

 

      (1)

 

где A – сумма постоянных расходов;

B – ставка переменных  расходов на единицу продукции;

VBП – объём производства  продукции.

Тогда затраты на единицу  продукции (Зед) следует записать в  виде

 

 (2)

      (3)

 

Все вышеизложенные положения  используются при проведении анализа  себестоимости.

Анализ себестоимости  проводят по следующим направлениям:

1. Анализ динамики  и структуры обобщающих показателей  себестоимости и факторов её  изменения.

2. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.

3. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.

4. Анализ косвенных затрат.

5. Анализ комплексных  статей себестоимости.

Анализ затрат на рубль продукции

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль  товарной продукции:

 

  (4)

 

Затраты на один рубль  товарной (реализованной) продукции — наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Непосредственное влияние  на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в  прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок и по данным о выпуске товарной продукции:

Товарная продукция:

а) по плану:

 

;     (5)

 

б) фактически при плановой структуре и плановых ценах:

 

;    (6)

 

в) фактически по ценам  плана:

 

;     (7)

 

г) фактически:

 

;     (8)

Если затраты на 1 руб. товарной продукции (У3) представить  в виде

 

,     (9)

 

то анализ проводится методом цепных подстановок и  его алгоритм аналогичен алгоритму  проведения факторного анализа материалоёмкости.

Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах. В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.

 

 

 

 

 

2. Анализ финансовой  устойчивости и платёжеспособности  на основе абсолютных и относительных  показателей.

    Финансовое состояние предприятия (ФСП) — это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность и вовремя рассчитываться по своим обязательствам.

В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие — финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.

Финансовое состояние  может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность  предприятия своевременно производить  платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если текущая платежеспособность — это внешнее проявление финансового  состояния предприятия, то финансовая устойчивость — внутренняя его сторона, обеспечивающая стабильную платежеспособность в длительной перспективе, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков.

Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности  собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового  риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь  организовать его движение таким  образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самофинансирования.

Финансовое состояние  предприятия, его устойчивость и  стабильность зависят от результатов  его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада объемов производства и продаж происходит повышение ее себестоимости уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Следовательно, устойчивое финансовое состояние является итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.


Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает  положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение  нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и темного капитала и наиболее эффективное его использование.

Одной из характеристик  стабильного положения и залогом  выживаемости предприятия служит его  финансовая устойчивость. Она зависит  как от стабильности экономической  среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Финансовая устойчивость — характеристика, свидетельствующая  об устойчивом превышении доходов предприятия  над его расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости фирмы.

На устойчивость предприятия  оказывают влияние различные  факторы:

- положение предприятия  на товарном рынке;

- степень охвата рынка  сбыта;

- производство и выпуск  дешевой, качественной и пользующейся  спросом на рынке продукции;

- его потенциал в  деловом сотрудничестве;

- степень зависимости  от внешних кредиторов и инвесторов;

- наличие неплатежеспособных  дебиторов;

- эффективность хозяйственных  и финансовых операций и т.п.

Такое разнообразие факторов подразделяет и саму устойчивость по видам. Так, применительно к предприятию она может быть: в зависимости от факторов, влияющих на нее: внутренней и внешней, общей (ценовой), финансовой.

1. Внутренняя устойчивость - это такое общее финансовое  состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов.

Информация о работе Экономический анализ