Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа
Цель курсовой работы «Анализ производства и реализации продукции» состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, выявление путей увеличения объемов реализации продукции, пользующихся спросом по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка, при максимальном использовании производственных мощностей, земельных ресурсов, поголовья скота, материальных, производственных и трудовых ресурсов, изыскание внутренних резервов роста объема производства и как результат увеличения прибыли предприятия.
Введение 5
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 9
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов
продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское 9
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 14
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства 21
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации 25
1.5 Финансовые результаты реализации и их влияние на показания эффективности производства и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское 38
2. Пути и резервы повышения эффективности реализации продукции и рентабельности сельскохозяйственного производства 42
2.1 Резервы роста объемов производства 42
2.2 Оптимизация состава товарной продукции и повышение
ее качества 50
2.3 Резервы совершенствования рыночных отношений ГУП ОПХ Зеленогорское 53
Заключение 57
Список литературы 62
Содержание
Введение 5
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 9
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов
продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское 9
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 14
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства 21
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации 25
1.5 Финансовые результаты реализации и их влияние на показания эффективности производства и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское 38
2. Пути и резервы повышения эффективности реализации продукции и рентабельности сельскохозяйственного производства 42
2.1 Резервы роста объемов производства 42
2.2 Оптимизация состава товарной продукции и повышение
ее качества 50
2.3 Резервы совершенствования рыночных отношений ГУП ОПХ Зеленогорское 53
Заключение 57
Список литературы 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу реализации продукции предприятия.
Анализ объема производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Объем реализации - сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия, представляет собой объем продаж продукции через все каналы реализации и относится к числу значимых экономических индикаторов страны. На уровне предприятия объем продаж является важнейшим показателем деятельности, т.к. характеризует объем его деятельности, от которого зависит валовой доход и прибыль предприятия. На уровне экономики страны объем продаж также имеет важное значение, т.к. благодаря нему возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. Кроме того, объем продаж отражает уровень жизни населения. Планирование и анализ объема продаж являются важнейшими процессами внутри любой производственной организации. Именно при планировании определяются все параметры достижения целей организации.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на предприятиях сельскохозяйственных видов продукции.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Чистая продукция – есть разница между валовой продукцией и материальными затратами, включая амортизацию.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства. Она выражается в действующих в отчетном году оптовых закупочных ценах (без налога на добавленную стоимость), а также в плановых ценах.
Незавершенное производство – это затраты, не принесшие результат в текущем году (затраты на посев и уход за озимыми культурами).
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения
производственной программы имеют
и натуральные показатели объемов
производства и реализации продукции
(штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют
при анализе объемов
Цель курсовой работы «Анализ производства и реализации продукции» состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, выявление путей увеличения объемов реализации продукции, пользующихся спросом по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка, при максимальном использовании производственных мощностей, земельных ресурсов, поголовья скота, материальных, производственных и трудовых ресурсов, изыскание внутренних резервов роста объема производства и как результат увеличения прибыли предприятия.
Анализ объема реализации продукции позволяет оценить динамику объема и структуры продаж, проверить степень выполнения плана объема реализации, выявить степень влияния основных факторов на показатели объемов деятельности и разработать важнейшие мероприятия по использованию резервов для повышения темпов прироста производства и реализации продукции, улучшения ее ассортимента и качества. В этом заключается актуальность темы курсовой работы.
В качестве основных методов исследования в данной курсовой работе используются методы элиминирования (количественная оценка степени влияния факторов), индексный, метод экономического анализа, сравнительный анализ, анализ относительных показателей, метод факторного анализа, расчетно-конструктивный.
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ Зеленогорское
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское
ГУП ОПХ Зеленогорское СНИИСХ находится в Безенчукском районе Челябинской области в 104км. от областного центра и в 25км. от районного центра. Усадьба хозяйства располагается в с. Заволоки и связана с областным и районным центром асфальтовой автодорогой, кроме того, в 25км. от с. Переволоки находится железнодорожная станция Безенчук.
Общая земельная площадь хозяйства составляет 5390га. Из них: сельскохозяйственных угодий 5131 га, в том числе пашня 5053га.
Основными производственными
Проблема, связанная с решением
задачи обеспечения населения
Таблица 1.1.1. - Анализ реализации сельскохозяйственной продукции Безенчукского района и ГУП ОПХ Зеленоговское за 2011 год.
Вид продукции |
Безенчукский район |
ГУП ОПХ Зеленоговское |
% |
Объем реализации– всего, тыс.р |
858847 |
35421 |
4% |
В т.ч. растениеводства |
465973 |
19707 |
4% |
Зерновые и зернобобовые |
240827 |
19012 |
8% |
В т.ч.пшеница |
124526 |
15913 |
13% |
просо |
1975 |
335 |
17% |
ячмень |
70512 |
281 |
0,4% |
горох |
2598 |
815 |
32% |
овес |
11557 |
565 |
5% |
Прочие зерновые и зернобобовые |
10541 |
1103 |
10% |
Прочая продукция |
10871 |
695 |
6% |
Продукция растениеводства |
214275 |
- |
- |
Животноводства, в т.ч. |
392874 |
15714 |
4% |
Молока |
38337 |
12784 |
33% |
Мяса КРС |
42435 |
1846 |
4% |
Прочая продукция |
29 |
8 |
28% |
Продукция животноводства |
312073 |
- |
- |
Как видим, объем реализации ГУП ОПХ Зеленоговское составил всего 4% всей реализации Безенчукского района, но если смотреть отдельные виды продукции, то увидим большой % реализации. В Безенчукском районе 30 сельхозпредприятий. В среднем реализация продукции составляет 28628 тыс. руб. Данные таблицы свидетельствуют о том, что с изменением технологии производства продукции животноводства ГУП ОПХ Зеленоговское реализация молока составляет 33 % от всей реализации молока, что касается растениеводства, можно отметить горох 32%, просо 17%, пшеницы 13%, это свидетельствует о том, что предприятие можно считать передовым.
Динамика производства
валовой продукции растениеводс
Таблица 1.1.2. Землепользование в ГУП ОПХ Зеленогорское
Вид угодий |
2006 г. |
2011 г. | ||||||
Всего земли |
Используется |
Не исполь-зуется |
уд. вес, % |
Всего земли |
Исполь-зуется |
Не исполь-зуется |
уд. вес, % | |
Общая земельная площадь |
5368 |
5204 |
164 |
100 |
5368 |
5222 |
146 |
100 |
в т. ч. с/х угодья, из них |
5131 |
5131 |
- |
95,58 |
5131 |
5131 |
- |
93,6 |
пашня |
5053 |
5053 |
- |
94,13 |
5053 |
5053 |
- |
87 |
пастбища |
78 |
78 |
- |
1,45 |
78 |
78 |
- |
5,7 |
залежи |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
многолетние насаждения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,1 |
кустарники |
145 |
- |
145 |
2,7 |
145 |
- |
145 |
3,2 |
пруды и водоемы |
18 |
- |
18 |
0,34 |
18 |
18 |
- |
0,4 |
болота |
1 |
- |
1 |
0,02 |
1 |
- |
1 |
- |
прочие земли |
73 |
73 |
- |
1,36 |
73 |
73 |
- |
2,8 |
орошаемые земли |
1200 |
1200 |
- |
22,35 |
1200 |
- |
- |
- |
Данные приведенной таблицы показывают, что землепользование в ГУП ОПХ Зеленогорское за последние шесть лет практически не изменилось. Однако, в разряд используемых в 2010г. были переведены земли ранее не востребованные, а именно 18га прудов и водоемов. Площадь сельскохозяйственных угодий трансформации за 2006-2011 гг. не претерпела. Кроме того, данные таблицы показывают 100%-ое использование имеющихся в хозяйстве сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбищ), что свидетельствует о рациональном использовании главного средства производства в сельском хозяйстве – земли. Однако, данные этой же таблицы свидетельствуют, что работы по улучшению землепользования в хозяйстве практически не ведутся (а именно осушение болот, раскорчевка кустарников).
В общей земельной площади равной 5368 сельхозугодия занимают стабильно 95,6 %, их площадь – 5131га – неизменна на протяжении всего исследуемого периода (2006-2011 гг.). Удельный вес пашни составляет 94%. Также постоянны размеры пастбищ (78га), кустарников (145га), болот (1га), но их удельный вес незначителен в общей земельной площади. Площадь пашни ежегодно используется под посевы сельскохозяйственных культур.
Таблица 1.1.2. Производство валовой продукции в ГУП ГУП ОПХ Зеленогорское, ц
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Зерновые и зернобобовые всего, ц |
58635 |
44571 |
39197 |
35948 |
40685 |
42852 |
Индекс изменения, % |
-- |
-24,0 |
-12,1 |
-8,3 |
13,2 |
5,3 |
В т.ч. озимая пшеница, ц |
7128 |
8023 |
12886 |
1169 |
17557 |
17354 |
Индекс изменения, % |
-- |
12,6 |
60,6 |
-90,9 |
1401,9 |
-1,2 |
Яровые зерновые, ц |
44652 |
31713 |
22429 |
29706 |
20288 |
19126 |
Индекс изменения, % |
-- |
-29,0 |
-29,3 |
32,4 |
-31,7 |
-5,7 |
Горох, ц |
6855 |
4835 |
3882 |
5073 |
2840 |
6372 |
Индекс изменения, % |
-- |
-29,5 |
-19,7 |
30,7 |
-44,0 |
124,4 |
Многолетние травы, ц |
25450 |
36072 |
28653 |
34825 |
49356 |
50955 |
Индекс изменения, % |
-- |
41,74 |
-20,57 |
21,54 |
41,73 |
3,24 |
Однолетние травы, ц |
61168 |
44966 |
41562 |
45055 |
50396 |
51662 |
Индекс изменения, % |
-- |
-26,49 |
-7,57 |
8,40 |
11,85 |
2,51 |
Кукуруза на силос и зеленый корм |
57257 |
39933 |
60818 |
37445 |
43805 |
45211 |
Индекс изменения, % |
-- |
-30,26 |
52,30 |
-38,43 |
16,98 |
3,21 |
Молоко, ц |
9983 |
9319 |
12940 |
19814 |
20795 |
21519 |
Индекс изменения, % |
-- |
-6,65 |
38,9 |
53,2 |
5,0 |
3,5 |
Мясо КРС, ц |
592 |
548 |
340 |
433 |
913 |
726 |
Индекс изменения, % |
-- |
-7,4 |
-38,0 |
27,4 |
110,8 |
-20,4 |
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции