Организационные подходы к открытию аптеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2009 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.

Содержание

Введение 3
1 Организационные аспекты аптечной организации 4
1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация 4
1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций 6
1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств 12
2 Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств 14
2.1 Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения лекарственных средств и других видов продукции, реализуемые через фармацевтические организации 14
2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ 18
2.3 Лицензирование фармацевтической деятельности 22
3 Организация работы аптеки готовых лекарственных форм 33
3.1 Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптек 33
3.2 Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения 36
3.3 Организация работы сотрудников 40
3.4 Организация обеспечения качества лекарственных средств в аптеке 44
Заключение 46
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

4843. Курсовая Организационные подходы к открытию аптеки Итог.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет заочного обучения

Кафедра управления и экономики фармации ФДПО и ФЗО

 

 

Тема № 8

 

 

 

Курсовая работа

«Организационные подходы к открытию к аптеки»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка 6 курса, 10 группы Курусь Оксана Анатольевна

Вид работы: реферативная

Город Томск

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2010 г.

Содержание

Введение

1 Организационные аспекты аптечной организации

1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация

1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций

1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств

2 Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств

2.1 Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения лекарственных средств и других видов продукции, реализуемые через фармацевтические организации

2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ

2.3 Лицензирование фармацевтической деятельности

3 Организация работы аптеки готовых  лекарственных форм

3.1 Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптек

3.2 Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения

3.3 Организация работы сотрудников

3.4 Организация обеспечения качества лекарственных средств  в аптеке

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2009 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.

Основную долю российского фарм. рынка занимают продажи через аптеки готовых лекарственных средств (ГЛС). Благоприятная экономическая ситуация в стране, обеспечивающая быстрый рост платежеспособного спроса, а также качественное улучшение отношения россиян к своему здоровью - сказались на фарм. рынке страны.

В условиях мирового финансового кризиса отечественный фарм. Рынок продолжает расти.

Активный рост, предполагавший значительные финансовые вливания, стал затруднительным или невозможным в связи с кризисными явлениями на мировом финансовом рынке. В итоге ряд активно развивающихся компаний розничного сектора (в том числе фармацевтического) были вынуждены пересмотреть стратегию развития с экспансивного роста и наращивания инфраструктурного потенциала на качественное развитие, увеличение оборота существующих точек и конечно же увеличение прибыли, путем таких преимуществ как: широта ассортимента, повышение культуры обслуживания, низкие цены, дополнительные услуги, и т.п.

В связи с этим является очень актуальными изучение вопросов организации работы аптек и аптечных пунктов, изучение нормативно - правовой базы и особенностей подхода к управлению аптечным ассортиментом, что и послужило причиной выбора данной темы для моей курсовой работы.


1 Организационные аспекты аптечной организации

1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация

 

Лекарственное обеспечение является основополагающей частью системы традиционного здравоохранения. В то же время, лекарственное обеспечение может рассматриваться как самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессов производства и реализации продукции. Поэтому возникает противоречие между государственными социальными гарантиями на медицинскую, в том числе и лекарственную, помощь и интересами производителей, поставщиков, промежуточных и конечных потребителей фармацевтической продукции. Кроме того, лекарственное обеспечение является одной из самых сложных проблем реформирования здравоохранения в связи с тем, что:

1) постоянно возрастает роль медикаментозной составляющей в лечебно-диагностическом процессе;

2) увеличивается номенклатура лекарственных средств на фармацевтическом рынке России, в том числе появляется большое количество аналогичных по действию препаратов, значительно различающихся по стоимости;

3) появляются новые поставщики лекарственных средств, осуществляющие агрессивную стратегию продвижения своих товаров на фармацевтический рынок;

4) не снижается количество низкокачественных отечественных и импортных лекарств, поступающих на российский фармацевтический рынок, кроме того, из года в год в стране растут объемы изготовления и реализации через аптечную сеть фальсифицированных лекарственных препаратов;

5) медицинские и фармацевтические работники на данном этапе не обладают возможностью получения полной и качественной информации обо всех новых лекарственных средствах ввиду большого количества новых торговых наименований предлагаемых лекарственных средств и рекламного характера представляемых сведений;

6) возрастает уровень коммерциализации системы лекарственного обращения и дорожают лекарственные средства, что обусловлено фактически возрастающим спросом на данную продукцию, вызванным ухудшающимся состоянием здоровья населения, распространением самолечения и объективной или субъективной безвыходностью ситуации, вынуждающей приобретать лекарственные средства;

7) сохраняется объективный дефицит финансовых средств, связанный в первую очередь с хроническим недофинансированием всей системы здравоохранения, в том числе на приобретение лекарственных средств;

8) сохраняется низкий уровень доходов населения, зачастую не позволяющий использовать в процессе лечения новые высокоэффективные, но, к сожалению, крайне дорогие препараты;

9) существующая система контроля за фармацевтической деятельностью не в состоянии выполнять свои функции в полной мере из-за большого количества оптовых, мелкооптовых и розничных организаций, реализующих лекарственные средства.

Все вышеуказанные тенденции являются мотивами для разработки современной концепции лекарственного обеспечения населения. Концепция позволит определить роль и место фармацевтической службы, статус аптечных организаций, роль государственных аптечных предприятий, которые должны стать центральным звеном для проведения национальной политики в области лекарственного обеспечения населения.

До сих пор существующие законодательные и нормативные документы не дают однозначного определения фармацевтической деятельности.

С точки зрения Гражданского Кодекса РФ, фармацевтическая организация - это самостоятельно хозяйствующий субъект, основная цель которого - получение прибыли.

Статус фармацевтической организации как организации здравоохранения закреплен в:

Законе РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 №5487

Приказе МЗ и СР РФ № 627 от 7.10.2005 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения»

ОКУН - общероссийский классификатор услуг - ОК 002 -93 от 28 июня 1993,
№ 163.

Законе РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» относит фармацевтические организации к учреждениям здравоохранения, основная цель которых - лекарственное обеспечение населения.

Приказом МЗ и СР РФ № 627 от 07.10.2005. «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

К учреждениям здравоохранения отнесены четыре группы организаций:

Лечебно - профилактические:

Учреждения здравоохранения особого типа

Учреждения государственного санитарно - эпидемиологического надзора и гигиенического образования населения государственной санитарно - эпидемиологической службы:

Аптечные учреждения (аптека):

Аптека

Аптечный пункт

Аптечный киоск

Аптечный магазин

В общероссийском классификаторе услуг населению - ОК 002 - 93 «услуги аптечных подразделений» отнесены к медицинским услугам (раздел - прочие медицинские услуги):

081 000 - медицинские услуги;

081 100 - услуги стационарных лечебных учреждений;

прочие медицинские услуги;

081 700 - прочие медицинские услуги;

081 706 - услуги аптечных подразделений.

В номенклатуру работ и услуг в здравоохранении, утвержденную МЗ и СР РФ 12 июля 2004 г. № 337, включены фармацевтические работы:

Раздел D. Манипуляции, исследования, процедуры и работы в здравоохранении

Раздел F. Услуги медицинского сервиса

Статус фармацевтических организаций как торговых организаций подтверждается отнесением их к торговым организациям классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) - ОК 029 -2001 и ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ФЗ-61 от 12.04.2010.согласно которого - «фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов» Таким образом, в основных законодательных и нормативных документах противоречиво трактуется статус фармацевтических организаций.

1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций

В настоящее время выделяются следующие виды аптечных учреждений[1]:

1. Аптека:

  • - готовых лекарственных форм;
  • - производственная;
  • - производственные с правом изготовления асептических препаратов;
  • - больничная;
  • - межбольничная;
  • - учреждения здравоохранения;
  • - гомеопатическая;
  • - центральная, районная, городская.

2. Аптечный пункт:

  • - с правом изготовления лекарственных средств;
  • - без права изготовления лекарственных средств.

3. Аптечный киоск.

4. Аптечный магазин.

Аптека осуществляет следующие задачи:

- изготовление и отпуск лекарств по рецептам врачей;

- продажа лекарств, не требующих рецепта врача, а также предметов гигиены, перевязочных материалов, хирургического инструментария, оптики и др.;

- распространение среди населения информации о лекарственных средствах (их фармакологическом действии, показаниях к применению, способах применения, противопоказаниях и др.).

Аптека осуществляет снабжение лечебно-профилактического учреждения лекарственными средствами, перевязочным материалом, средствами санитарной гигиены и др. Каждая аптека должна иметь соответствующую аппаратуру, оборудование и инструментарий, а также новейшую научную и справочную литературу по фармакологии, списку лекарственных препаратов, используемых в России.

Открытие аптек в городских районах осуществляется с перспективами развития обслуживания населения в этих районах, наравне с ростом населения, развитием транспортных сетей, построением промышленных, лечебных и других предприятий и учреждений.

Аптека районного центра для осуществления задач по системному обслуживанию населения должна контролироваться районным отделом здравоохранения и руководить работой всех аптек своего района.

Обязанностью аптек районного центра также является контроль за условиями хранения и расходования лекарств в лечебно-профилактических учреждениях данного района.

Центральная районная аптека обязана:

1.         контролировать своевременную доставку медицинских товаров со склада;

2.         обеспечивать аптеки района этиловым спиртом и ядовитыми веществами;

3.         получать каждый месяц из каждой аптеки района заявки и корректировать их;

4.         доставлять заявки в аптекоуправление;

5.         контролировать состояние лекарственных запасов в сельских аптеках;

6.         представлять в аптекоуправление заявки на аптечное оборудование;

7.         предупреждать лечебно-профилактические учреждения о поступлении и составе медицинских товаров.

Аптеки лечебно-профилактических учреждений

 

Функции и задачи:

1.         приготовление и продажа или отпуск лекарственных средств, перевязочного материала, медицинского инструментария, предметов санитарной гигиены и др.;

2.         контроль за потребностью лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах, медицинском инструментарии, перевязочном материале, предметах санитарной гигиены и др.;

Информация о работе Организационные подходы к открытию аптеки