Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:26, курсовая работа
Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2009 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.
Введение 3
1 Организационные аспекты аптечной организации 4
1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация 4
1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций 6
1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств 12
2 Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств 14
2.1 Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения лекарственных средств и других видов продукции, реализуемые через фармацевтические организации 14
2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ 18
2.3 Лицензирование фармацевтической деятельности 22
3 Организация работы аптеки готовых лекарственных форм 33
3.1 Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптек 33
3.2 Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения 36
3.3 Организация работы сотрудников 40
3.4 Организация обеспечения качества лекарственных средств в аптеке 44
Заключение 46
Список литературы 47
Факультет заочного обучения
Кафедра управления и экономики фармации ФДПО и ФЗО
Тема № 8
Курсовая работа
«Организационные подходы к открытию к аптеки»
Исполнитель:
Студентка 6 курса, 10 группы Курусь Оксана Анатольевна
Вид работы: реферативная
Город Томск
Пермь, 2010 г.
Содержание
Введение
1 Организационные аспекты аптечной организации
1.1 Статус аптечной организации. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация
1.2 Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций
1.3 Государственное регулирование обращения лекарственных средств
2 Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств
2.1 Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения лекарственных средств и других видов продукции, реализуемые через фармацевтические организации
2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ
2.3 Лицензирование фармацевтической деятельности
3 Организация работы аптеки готовых лекарственных форм
3.1 Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптек
3.2 Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения
3.3 Организация работы сотрудников
3.4 Организация обеспечения качества лекарственных средств в аптеке
Заключение
Список литературы
Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2009 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.
Основную долю российского фарм. рынка занимают продажи через аптеки готовых лекарственных средств (ГЛС). Благоприятная экономическая ситуация в стране, обеспечивающая быстрый рост платежеспособного спроса, а также качественное улучшение отношения россиян к своему здоровью - сказались на фарм. рынке страны.
В условиях мирового финансового кризиса отечественный фарм. Рынок продолжает расти.
Активный рост, предполагавший значительные финансовые вливания, стал затруднительным или невозможным в связи с кризисными явлениями на мировом финансовом рынке. В итоге ряд активно развивающихся компаний розничного сектора (в том числе фармацевтического) были вынуждены пересмотреть стратегию развития с экспансивного роста и наращивания инфраструктурного потенциала на качественное развитие, увеличение оборота существующих точек и конечно же увеличение прибыли, путем таких преимуществ как: широта ассортимента, повышение культуры обслуживания, низкие цены, дополнительные услуги, и т.п.
В связи с этим является очень актуальными изучение вопросов организации работы аптек и аптечных пунктов, изучение нормативно - правовой базы и особенностей подхода к управлению аптечным ассортиментом, что и послужило причиной выбора данной темы для моей курсовой работы.
Лекарственное обеспечение является основополагающей частью системы традиционного здравоохранения. В то же время, лекарственное обеспечение может рассматриваться как самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессов производства и реализации продукции. Поэтому возникает противоречие между государственными социальными гарантиями на медицинскую, в том числе и лекарственную, помощь и интересами производителей, поставщиков, промежуточных и конечных потребителей фармацевтической продукции. Кроме того, лекарственное обеспечение является одной из самых сложных проблем реформирования здравоохранения в связи с тем, что:
1) постоянно возрастает роль медикаментозной составляющей в лечебно-диагностическом процессе;
2) увеличивается номенклатура лекарственных средств на фармацевтическом рынке России, в том числе появляется большое количество аналогичных по действию препаратов, значительно различающихся по стоимости;
3) появляются новые поставщики лекарственных средств, осуществляющие агрессивную стратегию продвижения своих товаров на фармацевтический рынок;
4) не снижается количество низкокачественных отечественных и импортных лекарств, поступающих на российский фармацевтический рынок, кроме того, из года в год в стране растут объемы изготовления и реализации через аптечную сеть фальсифицированных лекарственных препаратов;
5) медицинские и фармацевтические работники на данном этапе не обладают возможностью получения полной и качественной информации обо всех новых лекарственных средствах ввиду большого количества новых торговых наименований предлагаемых лекарственных средств и рекламного характера представляемых сведений;
6) возрастает уровень коммерциализации системы лекарственного обращения и дорожают лекарственные средства, что обусловлено фактически возрастающим спросом на данную продукцию, вызванным ухудшающимся состоянием здоровья населения, распространением самолечения и объективной или субъективной безвыходностью ситуации, вынуждающей приобретать лекарственные средства;
7) сохраняется объективный дефицит финансовых средств, связанный в первую очередь с хроническим недофинансированием всей системы здравоохранения, в том числе на приобретение лекарственных средств;
8) сохраняется низкий уровень доходов населения, зачастую не позволяющий использовать в процессе лечения новые высокоэффективные, но, к сожалению, крайне дорогие препараты;
9) существующая система контроля за фармацевтической деятельностью не в состоянии выполнять свои функции в полной мере из-за большого количества оптовых, мелкооптовых и розничных организаций, реализующих лекарственные средства.
Все вышеуказанные тенденции являются мотивами для разработки современной концепции лекарственного обеспечения населения. Концепция позволит определить роль и место фармацевтической службы, статус аптечных организаций, роль государственных аптечных предприятий, которые должны стать центральным звеном для проведения национальной политики в области лекарственного обеспечения населения.
До сих пор существующие законодательные и нормативные документы не дают однозначного определения фармацевтической деятельности.
С точки зрения Гражданского Кодекса РФ, фармацевтическая организация - это самостоятельно хозяйствующий субъект, основная цель которого - получение прибыли.
Статус фармацевтической организации как организации здравоохранения закреплен в:
Законе РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 №5487
Приказе МЗ и СР РФ № 627 от 7.10.2005 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения»
ОКУН - общероссийский классификатор услуг - ОК 002 -93 от 28 июня 1993,
№ 163.
Законе РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» относит фармацевтические организации к учреждениям здравоохранения, основная цель которых - лекарственное обеспечение населения.
Приказом МЗ и СР РФ № 627 от 07.10.2005. «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
К учреждениям здравоохранения отнесены четыре группы организаций:
Лечебно - профилактические:
Учреждения здравоохранения особого типа
Учреждения государственного санитарно - эпидемиологического надзора и гигиенического образования населения государственной санитарно - эпидемиологической службы:
Аптечные учреждения (аптека):
Аптека
Аптечный пункт
Аптечный киоск
Аптечный магазин
В общероссийском классификаторе услуг населению - ОК 002 - 93 «услуги аптечных подразделений» отнесены к медицинским услугам (раздел - прочие медицинские услуги):
081 000 - медицинские услуги;
081 100 - услуги стационарных лечебных учреждений;
прочие медицинские услуги;
081 700 - прочие медицинские услуги;
081 706 - услуги аптечных подразделений.
В номенклатуру работ и услуг в здравоохранении, утвержденную МЗ и СР РФ 12 июля 2004 г. № 337, включены фармацевтические работы:
Раздел D. Манипуляции, исследования, процедуры и работы в здравоохранении
Раздел F. Услуги медицинского сервиса
Статус фармацевтических организаций как торговых организаций подтверждается отнесением их к торговым организациям классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) - ОК 029 -2001 и ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ФЗ-61 от 12.04.2010.согласно которого - «фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов» Таким образом, в основных законодательных и нормативных документах противоречиво трактуется статус фармацевтических организаций.
В настоящее время выделяются следующие виды аптечных учреждений[1]:
1. Аптека:
2. Аптечный пункт:
3. Аптечный киоск.
4. Аптечный магазин.
Аптека осуществляет следующие задачи:
- изготовление и отпуск лекарств по рецептам врачей;
- продажа лекарств, не требующих рецепта врача, а также предметов гигиены, перевязочных материалов, хирургического инструментария, оптики и др.;
- распространение среди населения информации о лекарственных средствах (их фармакологическом действии, показаниях к применению, способах применения, противопоказаниях и др.).
Аптека осуществляет снабжение лечебно-профилактического учреждения лекарственными средствами, перевязочным материалом, средствами санитарной гигиены и др. Каждая аптека должна иметь соответствующую аппаратуру, оборудование и инструментарий, а также новейшую научную и справочную литературу по фармакологии, списку лекарственных препаратов, используемых в России.
Открытие аптек в городских районах осуществляется с перспективами развития обслуживания населения в этих районах, наравне с ростом населения, развитием транспортных сетей, построением промышленных, лечебных и других предприятий и учреждений.
Аптека районного центра для осуществления задач по системному обслуживанию населения должна контролироваться районным отделом здравоохранения и руководить работой всех аптек своего района.
Обязанностью аптек районного центра также является контроль за условиями хранения и расходования лекарств в лечебно-профилактических учреждениях данного района.
Центральная районная аптека обязана:
1. контролировать своевременную доставку медицинских товаров со склада;
2. обеспечивать аптеки района этиловым спиртом и ядовитыми веществами;
3. получать каждый месяц из каждой аптеки района заявки и корректировать их;
4. доставлять заявки в аптекоуправление;
5. контролировать состояние лекарственных запасов в сельских аптеках;
6. представлять в аптекоуправление заявки на аптечное оборудование;
7. предупреждать лечебно-профилактические учреждения о поступлении и составе медицинских товаров.
Аптеки лечебно-профилактических учреждений
Функции и задачи:
1. приготовление и продажа или отпуск лекарственных средств, перевязочного материала, медицинского инструментария, предметов санитарной гигиены и др.;
2. контроль за потребностью лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах, медицинском инструментарии, перевязочном материале, предметах санитарной гигиены и др.;
Информация о работе Организационные подходы к открытию аптеки