Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота. В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Содержание

Введение
1. Роль розничного товарооборота в экономике страны:
1.1. Понятие и значение розничного товарооборота в экономике страны
1.2. Сущность и роль розничной торговли в рыночной экономике
1.3. Экономическое содержание оборота розничной торговли
2. Анализ показателей розничного предприятия:
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности общество с ограниченной ответственностью «Сибирский торговый дом»
2.2. Анализ показателей розничного товарооборота
3. Показатели плана розничного товарооборота:
3.1. Факторы, формирующие объём и структуру оборота розничной торговли
3.2. Организация коммерческой работы на розничном предприятии и мерчендайзинг
3.3. Резервы роста оборота розничной торговли
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях.).doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)


 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

 

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» 

 

на тему: «Перспективы развития розничного товарооборота  и обоснование  его 

показателей в торговле в современных  условиях»

 

                                                                                            

 

 

 

Воронеж 2012

 

 

 

Содержание

Введение

1. Роль розничного товарооборота в экономике страны:

1.1. Понятие и значение розничного  товарооборота в экономике страны

1.2. Сущность и роль розничной торговли в рыночной экономике

1.3. Экономическое содержание оборота розничной торговли

2. Анализ показателей розничного предприятия:

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности общество с ограниченной ответственностью «Сибирский торговый дом» 

2.2. Анализ показателей розничного товарооборота

3. Показатели плана розничного товарооборота:

3.1. Факторы, формирующие объём и структуру оборота розничной торговли

3.2. Организация коммерческой работы на розничном предприятии и мерчендайзинг

3.3. Резервы роста оборота розничной торговли

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа выполнена на тему: «Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование  его показателей в торговле в современных условиях». Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Оборот розничной торговли относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражает экономические и социально - экономические процессы, происходящие в жизни страны. Оборот розничной торговли тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением. В сфере товарного обращения оборот розничной торговли влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость труда в торговле и т.д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т.п. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения. При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота. В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети. В последние годы открываются новые магазины, оборудованные по последнему слову техники. Розничная торговля в настоящее время развивается в двух направлениях: с одной стороны - создание крупных супермаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с другой стороны - приближение розничной торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым перечнем товаров. Чем быстрее будет реализован товар, тем быстрее будет закуплен новый, при увеличении оборота товара увеличиваются товарные запасы, тем самым происходит перестройка торговой сети. В данное время наблюдается преобладание розничной торговли над оптовой, так как население не запасает товары народного потребления и продовольственные товары впрок, потому, что идет перенасыщение рынка товарами, то есть человек в любой момент может пойти и купить нужный ему товар.                                                                  Целью курсовой работы является расчет основных показателей деятельности предприятия розничной торговли на основе торгового баланса. Задачей курсовой работы является расчет товарооборота по предприятию. Объектом исследования является предприятие ООО «Сибирский торговый дом».                                         Уровень и качество планирования оборота розничной торговли определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства организации на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой. Оборот розничной торговли играет важную роль в торговле предприятия, поэтому правильное планирование товарооборота и целесообразная организация торговой деятельности являются главным элементом всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Чем выше товарооборот и товарооборачиваемость, тем больше возможность получения хорошей прибыли. Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов. Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами. Розничный товарооборот - это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. Анализ розничного товарооборота позволяет предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Все хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность. В рыночной экономике предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать рентабельность торговой деятельности. В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.                                                  Как видно из всего сказанного, розничный товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Он характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, а в социально-экономическом аспекте - как показатель товарного обеспечения населения, характеризующий уровень жизни. Поэтому вполне очевидна актуальность изучения и исследования товарооборота и его планирования.

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль розничного товарооборота в экономике страны

1.1. Понятие и значение розничного  товарооборота в экономике страны

Оборот  розничной торговли представляет собой  продажу потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:                                                                                                                                         - юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и другие);                                                                                     - юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и другие);                                                                                                                              - физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.                                                                                                           Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах - фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз. Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета). Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета). Таким образом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи. Оборот розничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь розничного товарооборота и других показателей деятельности торговых организаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота. Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. На федеральном уровне показатель оборота организации розничной торговли (величина продажи в целом) используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Продажи в значительной степени влияют на денежный оборот, определяет бюджетные поступления, и находят отражения во многих других макроэкономических показателях. По темпам роста продаж, изменениям их структуры судят об изменениях в уровне жизни населения. Объем продажи представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономике: соотношения темпов роста производства, средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и тому подобное. Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли. Розничный товарооборот измеряется:                                                                                                    - стоимостными и натуральными показателями;                                                                                           - показателями его изменения (прироста, снижения);                                                                                        - показателями объема продаж на душу населения.

1.2. Сущность и роль  розничной торговли в рыночной  экономике

При розничной торговле материальные ресурсы  переходят из сферы обращения  в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги. Розничная торговля осуществляет ряд функций:                                                                          - исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;                                                                 - определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;                                                           - осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;                                                    - проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;                             - осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;                                                                      - проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров;                                                       - устанавливает на них цены;                                                                                                                         - оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные;                                               - консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.                                Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную. Стационарная торговая сеть - наиболее распространенная, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам. Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа "магазин-склад". Создаются магазины, торгующие товарами по каталогам. Подобная торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой (или по телефону). Немалые потенциальные возможности имеет организация продажи товаров через торговые автоматы. Они удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе, вестибюле гостиниц и т.д.). Предмет торговли обычно определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, жевательная резинка, сигареты, и др.). Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио - и видеозаписями, радио - и телеаппаратурой, лекарственными средствами. В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов.                            Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, и др.).                                             Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (подгруппы) (мужская одежда, рабочая одежда, шелковые ткани и др.).            Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото - велотовары, культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, и др.).                                                                                         Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.                                                                                                                                  Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственные, так и непродовольственные, не образуя специализированные секции.

Начиная с 2001 года, российская розничная торговля переживает настоящий бум в своем развитии. Положительные тенденции в развитии макроэкономических параметров привели к тому, что ежегодный рот отрасли последние несколько лет находится на отметке 20-25% (в Европе данный показатель не превышает 3% годового роста). Основные тенденции, существующие в секторе - уход от уличной торговли, формирование крупных сетевых операторов, развитие новых стандартов и форматов торговли, продвижение крупных сетей в регионы страны, увеличение объема торговых площадей. Последние два года приоритетными сохраняются следующие направления развития торговли:                                      - продовольственный сектор;                                                                                                                    - бытовая техника и электроника;                                                                                                                   - мебель, товары для дома;                                                                                                                               - товары для строительства и ремонта.                                                                                                  В настоящее время в России действуют следующие форматы сетевых торговых точек:             Гипермаркет. Магазин с торговой площадью более 2,500 кв. м, где не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами. Как правило, гипермаркет располагается на выезде из крупных городов, либо является якорным арендатором крупного торгового центра в городе.                                                             Супермаркет. Торговая точка с торговой площадью от 400 до 2500 кв. м, где более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса.      Сash&carry. Торговая точка площадью от 1500 кв. м, где организован принцип мелкооптовой торговли.                                                                                                                                         Дискаунтер. Как правило, это магазин с торговой площадью от 300 до 900 кв. м, ассортимент продукции варьируется от 1000 до 4000 наименований, ходовые товары предлагаются по низким ценам.                                                                                                                                    Магазин "у дома". Торговая точка с небольшой торговой площадью (до 300 кв. м), располагаемая в "спальных" районах города либо на заправочных станциях (АЗС). Магазин обслуживает локальный рынок, часто имеет круглосуточный режим работы. В России только начинает развиваться данный стандарт торговли, приходя на смену киоскам в городских микрорайонах.                                                                                                             Неорганизованная торговля. Торговые зоны площадью до 10000 кв. м, с большим числом независимых розничных операторов и широким спектром товаров (сети рынков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Экономическое содержание  оборота розничной торговли

Оборот розничной торговли является конечной стадией движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления.                                                                               Оборот розничной торговли представляет стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет).                                                                                                                                 В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включает стоимость:                                                                                                  - проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);                                                                                                                   - товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара;                                                                                                                                   - товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), в размере полной стоимости по моменту продажи товаров;                                                                                      - проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);                                                                                                                                               - товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.), в полном объеме;                                                                                                                 - проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);                                                                                                                                                         - упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;                                                          - проданной порожней тары.                                                                                                                  В оборот розничной торговли включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар. Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям с последующей оплатой организациям торговли организациями (юридическими лицами), органами социального обеспечения и другими, включается в оборот. Не включается в оборот розничной торговли стоимость:                                                                                                         - проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;                                                      - проданных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов.                   Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим (без образования юридического лица) лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.), с оплатой по безналичному расчету, в оборот розничной торговли не включается.                                                                                       Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость. Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам). Оборот розничной торговли относится к числу важнейших показателей экономического развития страны. В нем проявляются основные народнохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта, распределение национального дохода и т.д. Объем розничной продажи товаров оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так как выручка торговых организаций составляет важную часть налично-денежного обращения. В результате продажи товаров населению возмещаются произведенные затраты и реализуется вновь созданная стоимость, что дает возможность для дальнейшего роста производства. В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров оборот розничной торговли торгового предприятия подразделяется на продажу товаров в розничной торговой сети (магазинах, мелкорозничной сети) и продажу товаров помимо розничной торговой сети (на аукционах, на складах промышленных и оптовых предприятий с оплатой через кассы розничных торговых предприятий и т.п.). Состав розничной продажи товаров помимо торговой сети определяется специальной инструкцией по учету оборота розничной торговли.   В зависимости от состава конечных потребителей выделяют следующие формы оборота розничной торговли: продажа товаров непосредственно населению; продажа товаров из розничной торговой сети организациям, учреждениям и предприятиям в порядке мелкого опта (мелкооптовый оборот). Мелкооптовый оборот занимает обычно небольшой удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли торговых предприятий и учитывается отдельно.                                                                                                                                                 В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе оборота розничной торговли выделяют следующие формы: продажа товаров с немедленной их оплатой; продажа товаров в кредит (порядок такой продажи регулируется специальными правилами). Вне зависимости от установленных сроков расчетов сумму проданных в кредит товаров включают в состав оборота в момент их реализации.                                                                      В зависимости от форм денежных расчетов оборот розничной торговли подразделяется на продажу товаров за наличный расчет и продажу товаров по безналичному расчету (включая использование различных кредитных карточек).

Информация о работе Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях