Планирование показателей по труду и заработной плате работников предприятия торговли и их улучшение (на материалах ООО «ОК «Джем»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 04:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является планирование показателей по труду и заработной плате предприятия торговли в современных условиях и обоснования путей их улучшения.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы планирования показателей по труду и заработной плате торгового предприятия
1.1. Сущность экономической категории «труд»: понятие, особенности, виды, классификация и значение
1.2. Заработная плата на предприятии торговли: понятия, состав, виды, показатели
1.3. Методика планирования показателей по труду и заработной плате работников торгового предприятия
2. Анализ динамики показателей по труду торгового предприятия ООО «ОК «Джем»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия
2.2. Анализ динамики оборота розничной торговли, кадров торгового предприятия и производительности их труда
2.3. Анализ динамики фонда заработной платы торгового предприятия ООО «ОК «Джем»
3. Планирование показателей по труду и заработной плате работников торгового предприятия ООО «ОК «Джем»
3.1. Планирование оборота розничной торговли, численности работников торгового предприятия и производительности их труда
3.2. Планирование фонда заработной платы с использованием различных методов. План по труду и заработной плате
3.3. Пути улучшения использования показателей по труду и заработной плате торгового предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

забродина.docx

— 338.70 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

«ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Планирование на предприятии торговли»

на тему: «Планирование показателей по труду и заработной плате работников предприятия торговли и их улучшение»

(на материалах  ООО «ОК «Джем»)

 

 

 

Руководитель:

 

дата, подпись

Ст. преп. Логинова Н.М.


 

 

Студент:

гр. ЭКМ 09-11М

 

дата, подпись

Забродина Т. В.


 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012 

Содержание 

 

Введение 

3

  1. Теоретические и методические основы планирования показателей по труду и заработной плате торгового предприятия

6

    1. Сущность экономической категории «труд»: понятие, особенности, виды,  классификация и значение

6

    1. Заработная плата на предприятии торговли: понятия, состав, виды, показатели

16

    1. Методика планирования показателей по труду и заработной плате работников торгового предприятия

24

  1. Анализ динамики показателей по труду торгового предприятия ООО «ОК «Джем»

36

    1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия

36

    1. Анализ динамики оборота розничной торговли, кадров торгового предприятия и производительности их труда

43

    1. Анализ динамики фонда заработной платы торгового предприятия ООО «ОК «Джем»

53

  1. Планирование показателей по труду и заработной плате работников торгового предприятия ООО «ОК «Джем»

58

    1. Планирование оборота розничной торговли, численности работников торгового предприятия и производительности их труда

58

    1. Планирование фонда заработной платы с использованием различных методов. План по труду и заработной плате

64

    1. Пути улучшения использования показателей по труду и заработной плате торгового предприятия

69

Заключение 

74

Список использованной литературы

78

Приложения 

81


 

 

Введение

 

 

В настоящее время главной  целью современного этапа экономических  преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий  для эффективной деятельности торговых предприятий.

Достижение этой цели, с  одной стороны, предполагает совершенствование  законодательной, финансовой, налоговой  среды, в которой работают торговые предприятия. А с другой – требует  кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений, что в свою очередь  предполагает пересмотр подхода  к анализу и управлению материально-технической  базой, финансовыми и трудовыми  ресурсами предприятия, организацией труда и его оплаты.

Для предпринимателя люди являются наиболее ценным ресурсом, так как  именно люди могут постоянно совершенствоваться. Соответственно, умело управляя людьми, можно постоянно совершенствовать организацию производства и увеличивать  прибыль. Поэтому предприниматель  должен хорошо разбираться в людях, знать их достоинства и недостатки, мотивы, которые побуждают их к  труду. Планирование показателей по труду и заработной платы в торговле имеет большое значение для развития предприятия, так как от кадров зависит объем продаж (оборот розничной торговли), следовательно, доходов, издержек обращения и прибыли от продаж. Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.

Целью курсовой работы является планирование показателей по труду и заработной плате предприятия торговли в современных условиях и обоснования путей их улучшения.

В рамках выбранной темы можно перечислить ряд задач, способствующих ее раскрытию и достижению цели работы:

  • изучение сущности, видов, особенностей и показателей, характеризующих труд работников предприятий торговли;
  • изучение понятия, состава, видов и показателей, характеризующих заработную плату на предприятии торговли;
  • рассмотрение методики планирования показателей по труду и заработной плате на предприятии торговли;
  • проведение краткого организационно-экономического анализа деятельности торгового предприятия;
  • выполнение анализа динамики оборота розничной торговли и обеспеченности предприятия торговли кадрами;
  • проведение анализа производительности и эффективности использования труда персонала предприятия торговли;
  • проведение анализа состава и структуры фонда заработной платы на торговом предприятии;
  • планирование оборота розничной торговли, численности работников предприятия и производительности их труда;
  • планирование фонда заработной платы с использованием различных методов;
  • разработка путей улучшения использования показателей по труду и заработной плате на торговом предприятии.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных экономистов  по изучаемой проблеме (Александрова Ю.Л., Владимировой Л.П., Смирновой А.М., Соломатина А.Н., Терещенко Н.Н. и  др.); законодательство Российской Федерации  и ее структур; данные Росстата Российской Федерации, в том числе по Красноярскому  краю; официальные инструктивно-методические материалы; публикации в периодической  печати; результаты собственных исследований.

Методической основой  написания курсовой работы является исследование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов анализа: анализа и синтеза, группировки и сравнения, методов планирования: экономико-статистических, экономико-математических, а также метода экспертных оценок. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых задач в процессе исследования задач.

Предметом исследования являются показатели по труду и заработной плате предприятия торговли. Объектом исследования является предприятие  ООО «ОК «Джем» (г. Абакан).

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем – 80 стр. Работа иллюстрирована 6 рисунками; 32 таблицами, 2 приложениями. Библиографический список включает в себя 32 источника.

 

  1. Теоретические и методические основы планирования показателей по труду и заработной плате торгового предприятия

 

    1. Сущность экономической категории «труд»: понятие, особенности, виды,  классификация и значение

 

 

Основу производства материальных благ, роста личного и национального  богатства, развитие человеческого  капитала составляет трудовая деятельность людей. В любой экономической  системе труд является не только главным  источником материальный благ, но и  важнейшим условием человеческой жизни. Всякий труд имеет своей целью  произвести определённый полезный продукт  и считается одним из организующих факторов производства [12].

Труд представляет собой всякое умственное или физическое усилие человека, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворение, получаемого непосредственно от проделанной работы. С широких научных позиций под трудом понимается любая экономическая работа человека, будь то физическая или умственная. В экономическом значении процесс труда – это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей.

Процесс труда с экономической  позиции можно представить как  способ взаимодействия рабочей силы с предметами труда и средствами производства, обеспечивающий полную занятость имеющихся трудовых и  материальных ресурсов, соответствующий  объём производства продукции, выполнения работ или услуг, а также справедливое распределение материальный благ [12].

С физической стороны любой  труд представляет собой процесс  потребления или расходования рабочей  силы, жизненной энергии человека для преобразования предметов труда  с помощью средств производства в требуемые товары и материальные ценности.

Труд – это деятельность, направленная на производство определенных общественно  полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов: материальных или  духовных [11].

Труд есть основа и непременное  условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную  среду, изменяя ее и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества [24].

Существуют также другие определения труда. Например такое: «…Во-первых, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично использована; во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия); в-третьих, он не может рассматриваться как  товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется  система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы, отдельных индивидов» [23].

Труд на торговом предприятии  представляет собой комплекс взаимосвязанных  торговых (коммерческих) и технологических  операций. Структура трудового процесса, последовательность выполнения различных  операций в торговле имеют специфику  и особенности. Поэтому понятие  «труд» применительно к торговой отрасли можно сформулировать иначе, а именно: труд торговых работников – это целесообразная деятельность по созиданию торговых услуг, способных  удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми [23].

Бесцельная деятельность отношения к труду не имеет. Труд – это созидание, то есть наращивание  количества материальных, духовных, бытовых  благ. Труд – это востребованная деятельность. Никому не нужную деятельность считать трудом нельзя. Запрещенная, не легитимная, преступная деятельность трудом не является, так как она деструктивна и преследуется законом [23].

Под разновидностями труда понимают форму выражения характера труда. Наглядно разновидности труда представлены на рис. 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 – Классификация труда по видам [23]

Понятие свободного труда сформулировано в Конституции Российской Федерации, в ст. 37 записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [1].

Принудительный труд такой, когда человек не имеет возможности самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Личный труд – это труд только на себя и свою семью без попыток использовать результаты такого труда для других. Такой труд характерен, как правило, при ведении домашнего хозяйства.

Общественный труд – это труд на производстве, в сфере услуг и др. Продукция такого труда предназначена для обмена, она служит удовлетворению общественных потребностей. Под производством здесь понимается не только предприятие. Можно дома вязать кофты или носки, но затем предлагать их на продажу.

Индивидуальный труд – это труд, выполняемый человеком самостоятельно по собственному побуждению или основанный на получении работником персонального задания, при индивидуальных учете и оплате его труда [23].

Коллективный труд основывается на участии в выполнении какой-либо работы группы людей, для которых установлено общее задание, учет выполненной работы и оплата труда осуществляются по итогам работы этого коллектива в целом.

Умственный труд предполагает интеллектуальную деятельность или деятельность, связанную главным образом с нервно-психическими нагрузками. Для труда физического характерны нагрузки только физические. Умственный и физический виды труда имеют множество градаций. Рассматривая два крайних случая, отметим, что в чистом виде они встречаются редко. Чаще говорят о труде преимущественно умственном или преимущественно физическом.

Труд может характеризоваться  и уровнем престижности – его значимостью, важностью, популярностью, привлекательностью. Если такими качествами труд обладает в полной мере, то он будет считаться престижным, и наоборот. В значительной степени оценка престижности труда субъективна, а также подвержена конъюнктурным обстоятельствам [21].

Труд торговых работников в зависимости от выполняемых  ими функций может быть как  производительным, так и непроизводительным. Труд, направленный на продолжение  и завершение процессов производства в сфере обращения (т.е. на выполнение операций по транспортировке, доработке, упаковке, сортировке, расфасовке и  хранению товаров), является трудом производительным. Все эти операции способствуют сохранению качества товаров или же придают  удобную для потребителя форму. Производительный труд работников торговли не создает новой потребительной стоимости, но увеличивает стоимость  товара и тем самым увеличивает  стоимость совокупного общественного  продукта и участвует в создании национального дохода [23].

Информация о работе Планирование показателей по труду и заработной плате работников предприятия торговли и их улучшение (на материалах ООО «ОК «Джем»)