Проблемы современного предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие предпринимательской деятельности……………………………......6
1.1 Общее понятие предпринимательской деятельности ……………....……6
1.2 Характерные черты предпринимательского потенциала России …….......6
1.3 Основные функции предпринимательства……………………………….…8
2 Предпринимательская деятельность в современных условиях…………….10
2.1 Виды предпринимательства, их функции и организационные формы…..11
2.2 Формы предпринимательства……………...............………………………..14
2.3 Роль предпринимательства в развитии Российской Федерации….............14
2.4 Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России…………………………………………………………………………..…16
3 Факторы и перспективы развития…………………………………….………18
3.1 Пути решения проблем предпринимательства………………….……….…23
Заключение……………………………………………………………….………27
Список используемой литературы……………………..……………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы современного предпринимательство в России.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

АЛТАЙСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (АЭЮИ)

Экономический факультет

Кафедра управленческих дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы современного предпринимательства  в России

Шульга Кристина Павловна

 

 

 

 

 

                                                                                              Руководитель

__________М.Б.Зимин

 

                                                                                               Автор работы

__________К.П.Шульга

                                                                                                       Группа УО-1-10

 

 

Барнаул 2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие предпринимательской деятельности……………………………......6

1.1  Общее понятие предпринимательской  деятельности ……………....……6 

1.2 Характерные черты предпринимательского  потенциала России …….......6

1.3 Основные функции предпринимательства……………………………….…8

2 Предпринимательская деятельность в современных условиях…………….10

2.1 Виды предпринимательства, их функции и организационные формы…..11

2.2 Формы предпринимательства……………...............………………………..14

2.3 Роль предпринимательства в развитии Российской Федерации….............14

2.4 Значение предпринимательства в социально-экономической  жизни России…………………………………………………………………………..…16

3 Факторы и перспективы развития…………………………………….………18

3.1 Пути решения проблем предпринимательства………………….……….…23

Заключение……………………………………………………………….………27

Список используемой литературы……………………..……………………….29

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема является актуальной, так как развития предпринимательства в нашей стране очень сложны, а их  благо на общество необходимо государству.

Цели данной курсовой работы:

- определить проблему развития предпринимательства;

- выявить последствия данной проблемы;

- пути решения данной проблемы.

Государственная поддержка отечественного предпринимательства  не раз в истории нашей страны позволяла ей выходить победителем  в жестокой конкурентной борьбе с  западным бизнесом, укреплять внутреннее производство  и торговлю. Именно системная поддержка государством частного производства превратила российскую империю в 19 начало 20вв. в ведущую мировую торговлю и индустриальную державу, позволила создать сеть железнодорожных дорог, устойчивую банковскую систему.

И Государство, и бизнес заинтересованы в утверждении в России социально благополучного общества, в рамках которого бизнес мог бы приобретать все более наукоемкий характер, а инвестиционный климат располагал бы к долгосрочным инвестициям в инновационное производство и  бизнес-проекты. В современном глобальном мире бизнеса российское государство способно помочь отечественному предпринимательству находить новые механизмы разрешения конфликтных ситуаций в бизнес-сообществе,  и разрешать их, соблюдая общепринятые принципы международного права и делового оборота. Государственная поддержка российского бизнеса заключается также создании условий для обеспечения его безопасности — экономической, транспортной, финансовой и др. В настоящее время происходит процесс усложнения механизма взаимодействия всех форм бизнеса и общественных институтов, усиление взаимосвязи и взаимозависимости науки, техники, социальных условий, институциональной основы хозяйственной сферы и др. Воздействие частного бизнеса на внутриполитическое положение в России достаточно ощутимо; вопрос в том, чтобы его влияние имело сугубо конструктивный характер  и вело к модернизации экономики страны, а не к обострению социально- политических противоречий; при этом государственное регулирование в области экономики и бизнеса приобретает, соответственно, особое значение, становится важным креативным фактором. Государство стремится стимулировать предпринимательскую активность фирм и компаний путем применения нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции. Современное Правительство РФ осуществляет системный антимонопольный контроль, что так  же является частью государственного регулирования бизнеса и экономии.1

Есть определённые проблемы, препятствующие стабильному  и долгосрочному экономическому росту. В программе предусмотрено продолжение реформирования системы государственного управления, направленное на повышение его эффективности в различными целями. Для достижения определённых целей необходимо решение различных задач.

В то же время уровень развития предпринимательства в стране явно недостаточен, как с точки зрения потребностей переходного периода, как и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики. Слабость отечественного предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития предприятий России. Они непосредственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально ориентированного частного предпринимательства. Права предпринимателей регламентируются законодательством, с одной стороны, а с другой  обычаями делового оборота, то есть применяемости в какой-либо области предпринимательской деятельности правилами поведения. По своей структуре предпринимательство состоит из двух базовых форм.2

1 Понятие предпринимательской деятельности

1.1  Общее понятие предпринимательской деятельности

Предпринимательская  деятельность - по гражданскому  законодательству  РФ  самостоятельная,  осуществляемая  на  свой  риск  деятельность,  направленная  на  систематическое  получение  прибыли  от  пользования  имуществом,  продажи  товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг  лицами,  зарегистрированными  в  этом  качестве  в  установленном  законом  порядке  (ст.  2  ГК  РФ).В  законодательном  регулировании  был разрешён  вопрос:  прибыль  от  какой  деятельности  считается  полученной  от  предпринимательства.  Его  объектом  согласно  ГК  является  пользование  имуществом,  продажа  товаров,  выполнение  работ  или  оказание  услуг.  Действительно,  по  общему  правилу  предприниматели  получают  прибыль  от  реализации  товаров  и  услуг.  Несколько  абстрактнее  выглядит  понятие  «прибыль  от  пользования  имуществом.3

1.2 Характерные черты предпринимательского потенциала России 

       Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн. человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40- 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать  в контролируемой государством экономике. Одна часть этих кадров сумела зваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительства государственных чиновников. Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в  розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.В то же время положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно. К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою  орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП  страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

1.3. Основные  функции предпринимательства

Переход к рынку  формирует объективную необходимость  возникновения нового типа хозяйственника - предпринимателя.

Предпринимательство - это сложный творческий вид деятельности, который охватывает широкий круг вопросов - экономических, организационно-управленческих, правовых (юридических), социально-психологических, направленный на абсолютную реализацию способностей, формирование и организацию производственного процесса и извлечение прибыли как вознаграждения за использованные интеллектуальные и личные ресурсы и т.п.

Для  лучшего  понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснению его функций и роли в экономической системе.

Предпринимательство выполняет три основных функции:

  1. Ресурсную
  2. Организаторскую
  3. Творческую.

Ресурсная функция  предпринимательства реализуется  в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных  ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы не востребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.

Суть организаторской  функции заключается в следующем: мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того,  принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.

Творческая  функция входит в состав трех функций  предпринимательства. Предприниматель  постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.4

 

 

 

2 Предпринимательская деятельность в современных условиях

Государственное регулирование в современных условиях рассматривается как наиболее действенный способ преодоления неэффективности рынка практически во всех сферах экономической деятельности. Однако эффективность государственного вмешательства оценивается как недостаточная. В одних сферах экономики регулирование явно недостаточное, в других — является избыточным и наносит вред развитию предпринимательской деятельности. Наиболее негативное воздействие наносят административные методы регулирования, в частности, создание разнообразных административных барьеров, затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности. Задача снижения административного регулирования хозяйственной деятельности впервые была поставлена в экономической программе Правительства России на долгосрочную перспективу, принятой в 2001 г. В документе указывалось, что «важнейшим условием создания благоприятного предпринимательского климата в России является коррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо».5

 

 

 

 

 

 

2.1 Виды предпринимательства, их функции и организационные формы

Таблица 1-  Виды предпринимательства, их функции и организационные формы

Виды предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

Производственное

Производство  товаров, работ, оказание услуг

Производственно-коммерческие организации, предприятия, фирмы Торгово-коммерческие организации, товарные биржи Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании

Коммерческое

Купля-продажа  товаров и услуг

Консультативные организации, фирмы, компании

Финансовое

Купля-продажа  валюты, ценных бумаг; кредит, работа с вкладами

 

Консультативное

(консалгинг)

Консультативные услуги

 

 

 

Все виды предпринимательства  в конечном итоге достигают своей  экономической стратегической цели через взаимодействие с потребителем конечного продукта или услуги.Предпринимательство является важнейшим фактором решения следующих проблем становления социально ориентированной рыночной экономики:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений и институтов;
  • создание условий для развития активности и творчества членов общества, их самореализации как личностей;
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий — основы среднего класса, фундамента гражданского общества, его устойчивого и динамичного развития;
  • расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости, мобильности, маневренности;
  • привлечение личных сбережений населения для развития различных видов предпринимательства;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • укрепление доходной статьи региональных и местных бюджетов;
  • освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий.

Информация о работе Проблемы современного предпринимательство в России