Резервы и пути снижения себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотрение сущности себестоимости продукции и разработка направлений ее снижения на конкретном предприятии.
Задачи:
1. рассмотреть сущность себестоимости услуг, включаемые в ее состав затраты, и их классификацию;
2. провести анализ себестоимости услуг предприятия;
3. разработать и обосновать конкретные рекомендации, направленные на снижение себестоимости услуг на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции……………………5
1.1. Сущность себестоимости продукции и значение ее снижения…………...5
1.2. Состав и классификация затрат на производство и реализацию
продукции……………………………………………………………………..7
1.3 Формирование системы управления затратами на предприятии…….…..11
2. Анализ снижения себестоимости продукции ИАЗ…………………….….….14
2.1 Краткая характеристика деятельности ИАЗ ..………………..…...………14
2 2Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и
калькуляционным статьям…………………………………...…………….17
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции……………………………...21
3. Пути снижения себестоимости ИАЗ ………………………………...…...…….24
3.1 Резервы снижения себестоимости продукции ИАЗ ...……………………..24
3.2 Факторы снижения себестоимости ИАЗ и их реализация…………………27
Заключение…..……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономики предприятия.docx

— 79.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки  Российской Федерации

Байкальский Государственный  Университет Экономики и Права

 

Кафедра экономики предприятия  и предпринимательской деятельности

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика предприятия»

Резервы и пути снижения себестоимость продукции;

                                                                              

 

 

 

 

                                                                 Выполнила:

                                                                        Студентка

                                                                            Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции……………………5 
    1.1. Сущность себестоимости продукции и значение ее снижения…………...5 
    1.2. Состав и классификация затрат на производство и реализацию

           продукции……………………………………………………………………..7

    1.3 Формирование системы управления затратами  на предприятии…….…..11

2. Анализ снижения себестоимости  продукции  ИАЗ…………………….….….14 
   2.1 Краткая характеристика деятельности ИАЗ ..………………..…...………14 
  2 2Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и     

           калькуляционным статьям…………………………………...…………….17

    2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции……………………………...21

3. Пути снижения себестоимости ИАЗ ………………………………...…...…….24 
  3.1 Резервы снижения себестоимости продукции ИАЗ ...……………………..24 
  3.2 Факторы снижения себестоимости ИАЗ и их реализация…………………27 
Заключение…..……………………………………………………………………..32 
Список использованной литературы……………………………………………...33 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
        Себестоимость продукции является важнейшим синтетическим, качественным показателем, так как на нем отражаются все стороны хозяйственной деятельности организации, эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления. Именно себестоимость показывает, насколько хорошо используются предприятием основные фонды, материальные и трудовые ресурсы. 

От уровня себестоимости  продукции зависит прибыль. В  современных условиях снижение себестоимости  является оружием в конкурентной борьбе. Чем меньше себестоимость  производимой продукции, тем доступнее  производимая продукция для покупателей  или оказываемые услуги для заказчиков, ощутимее экономический эффект от продажи  продукции (оказания услуг, выполнения работ). 

Себестоимость продукции - база для исчисления отпускных цен  и формирования финансовых результатов. Поэтому систематическое снижение себестоимости продукции – необходимое  условие повышения экономической  эффективности производства. 

Цель курсовой работы: рассмотрение сущности себестоимости продукции  и разработка направлений ее снижения на конкретном предприятии. 

Задачи: 

1. рассмотреть сущность  себестоимости услуг, включаемые  в ее состав затраты, и их  классификацию; 

2. провести анализ себестоимости  услуг предприятия; 

3. разработать и обосновать  конкретные рекомендации, направленные  на снижение себестоимости услуг  на предприятии. 

 

1. . Теоретические основы анализа себестоимости продукции

 1.1. Сущность себестоимости продукции и значение ее снижения.

При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость. 
Себестоимость продукции или услуги - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции или услуги Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция или предлагаемые услуги

Структура себестоимости  имеет ряд составляющих. Основным среди них является оплата труда. 
В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата). 
Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся  затраты, непосредственно связанные  с изготовлением продукции и  учитываемые прямым путем по ее отдельным  видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические  нужды, заработная плата основных производственных расходов и др.

К косвенным расходам относятся  затраты, которые невозможно или  нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов  продукции: расходы цеховые, общепроизводственные по содержанию и эксплуатации оборудования. 
Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного предприятия.

Себестоимость продукции - это  затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят  свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень  организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования  материальных и трудовых ресурсов и  другие условия и факторы, характеризующие  производственно-хозяйственную деятельность. 
Однако исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов: 
а) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции; 
б) в зависимости от количества продукции - себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции; 
в) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования - полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость; 
г) в зависимости от оперативности формирования себестоимости -фактическую (историческую, «посмертную») или нормативную, плановую. 
Определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производится расчет себестоимости,- калькуляцией. 

1.2. Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции

В себестоимости продукции  находит свое отражение и стоимость  основных средств, используемых в процессе ее производства и реализации. При  этом стоимость основных средств  включается в себестоимость в  размере, соответствующем их износу в виде амортизационных отчислений.

Помимо материальных затрат и амортизационных отчислений в  состав себестоимости продукции  входят трудовые затраты в форме  фонда оплаты труда, который включает оплату всех категорий работников на предприятии.

Наряду с оплатой труда  в себестоимость продукции включаются отчисления на социальные нужды (отчисления в пенсионный фонд, фонд социального  страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости  населения), которые определяются в  процентах от фонда оплаты труда.

При наличии полного набора необходимых норм и нормативов для  расчета себестоимости приступают к составлению бюджета. Учитывая, что составлению бюджета на реализацию определенных видов идей очень дорогостоящее, а порой технически трудно выполнимое мероприятие, применяют метод использования  промежуточных калькуляций. В основу берется технология выпуска продукции (выполнения работы, услуги), описанная  пооперационной (в порядке очередности  выполнения технологических операций). При этом каждая операция оценивается количественно и суммарно. Выполняется процедура составления цен - ценообразование - на отельные виды операций, работ, услуг, полуфабрикатов, комплектующих и прочее.

Основные виды себестоимости

1. Индивидуальная и отраслевая  себестоимость. Каждое предприятие  определяет себестоимость всей  выпускаемой продукции с учетом  своих технических организационных  особенностей, которые находят отражение  в уровне и структуре индивидуальных  особенностей себестоимости продукции.  Себестоимость в целом по предприятию  определяется на основе годовой  сметы затрат на производство.

2. Цеховая, производственная  и полная (коммерческая) себестоимость.  Цеховая себестоимость продукции  определяется суммой затрат всех  цехов предприятия при цеховой  системе управления предприятием. Она включает затраты на производство  продукции, связанные с ее изготовлением  с добавлением расходов по  управлению и обслуживанию цехов  - общепроизводственных расходов.

3. Себестоимость центра  затрат. Эта себестоимость складывается  по отдельным структурным подразделениям  предприятиям (цехам, участкам, бригадам, установкам), функционирование которых  связано с каким - либо законченным  технологическим циклом изготовления  продукции и во главе которых  стоит менеджер, ответственный только  за расходование средств подразделения  - центра затрат. Указанная себестоимость  включает в себя расходы, относящиеся  к деятельности данного центра  затрат и является необходимой  предпосылкой для осуществления  внутрифирменного расчета.

4. Базисная себестоимость  используется для определения  цены предложения предприятия  - изготовления продукции. Она  может рассчитываться или на базе полных затрат, или на базе прямых переменных затрат в зависимости от того, какую ценовую стратегию выберет предприятие в данное время.

Помимо видов существуют также формы себестоимости, которые  может принимать каждый ее вид.

1. Плановая себестоимость.  Плановая себестоимость определяет  работу предприятия на определенный  плановый период. Обычно плановая  себестоимость рассчитывается на  год с разбивкой по кварталам.  В ее основе лежат усредненные,  максимально допустимые нормы  расхода различных видов ресурсов, поэтому плановая себестоимость,  по сути, является максимально  допустимой величиной, отклонение  от которой в большую сторону  является нежелательным для любого  предприятия.

2. Отчетная (фактическая)  себестоимость определяется фактическими  затратами на производство и  реализацию продукции и характеризирует  степень выполнения плана за  отчетный период. Отклонение отчетной  себестоимости от плановой вызывается, прежде всего, причинами, обусловленными  неудовлетворительной работой самого  предприятия, поскольку в этом  случае имеют место реальные  потери от простоев, брака и  недостачи материальных ценностей.  Кроме того, отклонение отчетной  себестоимости от плановой может  быть связано с причинами, непосредственно  не зависящими от деятельности  предприятия. К таким причинам  относятся изменения цен на  сырье и материалы, тарифов  на электроэнергию, норм амортизационных  отчислений, нормативов отчислений  во внебюджетные фонды и прочее.

3. Нормативная себестоимость.  В отличие от плановой себестоимости,  нормативная себестоимость рассчитывается  на основе текущих норм расхода  материальных и трудовых ресурсов  столько раз в год, сколько  раз происходит изменение данных  норм и нормативов.

Достичь ощутимого устойчивого  снижения себестоимости продукции (работ) «самотеком» нельзя. Нельзя рассчитывать на случайную, крупную  экономию в производстве. Не поможет  и систематическое, но изолированное  сокращение затрат отдельных ресурсов, зачастую перекрывается перерасходом других. Для этого существует лишь единственная возможность — сделать  нормой последовательный и постоянный поиск резервов экономии, заложенной на каждой стадии производства, в использовании  каждого вида материальных, трудовых, финансовых ресурсов, в каждом технико-экономическом  и организационном мероприятии, на каждом рабочем месте. Кроме того, следует создать такие условия, при которых выявленные резервы  нельзя было бы не использовать. В этом и должны быть заключены смысл  и основная цель управления издержками производства. 
Управление затратами — это динамичный процесс, включающий управление действиями прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия. 
Управление затратами на предприятии включает все функции, присущие управлению любым объектом. Функции управления затратами реализуются через выполнение элементов управленческого цикла: прогнозирование, планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ. 

Информация о работе Резервы и пути снижения себестоимость продукции