Уровень монополизации отраслевых рынков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение понятия монополий, монопольной власти на отраслевых рынках РФ.
В процессе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1) Дать понятие монополии;
2) Рассмотреть виды и функции монополии;
3) Изучить источники монопольной власти;
4) Изучить показатель монопольной власти на отраслевых рынках;
5) Охарактеризовать монополии на отраслевых рынках в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Монополия, её сущность и причины возникновения
Основные понятия монополии;…………………………….....4-5 стр.
Виды и функции монополий;………………………………….5-7 стр.
Источники монопольной власти……………………………..7-10 стр.
Показатели монопольной власти на отраслевых рынках:
2.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);…..11-12 стр.
2.2 Коэффициент Лернера;...........................................................13-15 стр.
2.3 Коэффициент Тобина;..................................................................15 стр.
2.4 Коэффициент Папандреу.......................................................15-16 стр.
Уровень монополизации отраслевых рынков в России:
Анализ уровня монополизации современной экономики России;......................................................................................17-24 стр.
Развитие конкурентного рынка – стратегическая цель российской
Экономики.....................................................................................25-30 стр.
Заключение.................................................................................................31 стр.
Список литературы...............................................................................32-33 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Показатели монопольной власти на отрослевых рынках.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

Филиал РГЭУ «РИНХ» в г. Волгодонске

 

 

КАФЕДРА _____________________________________________________________

 

Работа допущена к защите

______________________

                                                                                                                            (подпись, дата)

 

 

     КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                по дисциплине: ____________________________________

                                                                                                (наименование учебной дисциплины)

 

                тема (вариант): _____________________________________

                         (тема, вариант индивидуального занятия)

______________________________________________________ 

______________________________________________________

 

№ зачетной книжки ________________

Выполнил(а):            ________________ ____________________

        (подпись) (Ф.И.О. студента)

студент(ка)____курса

группы_________

Принял(а): _________________ ____________________

      (подпись)          (Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгодонск 20__г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.

  1. Монополия, её сущность и причины возникновения
    1. Основные понятия монополии;…………………………….....4-5 стр.
    2. Виды и функции монополий;………………………………….5-7 стр.
    3. Источники монопольной власти……………………………..7-10 стр.
  2. Показатели монопольной власти на отраслевых рынках:

2.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли);…..11-12 стр.

2.2 Коэффициент Лернера;...........................................................13-15 стр.

2.3 Коэффициент Тобина;..................................................................15 стр.

2.4  Коэффициент Папандреу.......................................................15-16 стр.

  1. Уровень монополизации отраслевых рынков в России:
    1. Анализ уровня монополизации современной экономики России;......................................................................................17-24 стр.
    2. Развитие конкурентного рынка – стратегическая цель российской

Экономики.....................................................................................25-30 стр.

Заключение.................................................................................................31 стр.

Список литературы...............................................................................32-33 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а  рынки, в свою очередь, невозможно представить  без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.

Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке имеется много  продавцов и покупателей, а поэтому  ни один отдельно взятый продавец или  покупатель не оказывает значительного  влияния на цену.

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов  и

покупателей товара, и  поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара.

Когда на рынке имеется  только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя наличие товара.

Именно поэтому данная проблема актуальна в наши дни. В  Российской Федерации распространено данное явление.

Целью написания работы является изучение понятия монополий, монопольной власти на отраслевых рынках РФ.

В процессе написания  курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:

1) Дать понятие монополии;

2) Рассмотреть виды  и функции монополии;

3) Изучить источники  монопольной власти;

4) Изучить показатель  монопольной власти на отраслевых рынках;

5) Охарактеризовать монополии на отраслевых рынках в России.

Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

        В заключении изложены и соотнесены  с общей целью,  задачами итоги  курсовой работы.

Объектом исследования выстапают монополии.

Предметом исследования являются показатели монопольной власти.

1. Монополия,  её сущность и причины возникновения

    1. Основные понятия монополии.

 

Монополия - такая ситуация на рынке, когда один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. 1

Такая модель имеет следующие  характерные черты: продавец является единственным производителем данного  товара (продукта), реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей; монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок, является законодателем цены.

То есть монополист назначает  цену и покупатель при заданной монопольной  цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, так как по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает.

Также характерной чертой для монополии является то, что на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения, примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия.

К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать  на данном рынке.

 

Монопольная власть –  это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Степень монопольной власти относительна, если на рынке действует не один, а несколько производителей аналогичной продукции. Монополист как единственный производитель товара находится в уникальном положении.

 

Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.

Чтобы максимизировать  прибыль, монополист должен вначале  определить как характеристики рыночного  спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса.

Можно сделать вывод что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса.

 

    1.  Виды и функции монополий

 

 

Современная экономическая  теория не имеет чёткой классификации  видов монополий, но предлагает выделить чистую монополию или абсолютную, естественную и искусственную, производственную и организационную.

Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены2. Доля фирмы на рынке, как правило, составляет 100%. Чистая монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, (включая наркотики), ядохимикаты, ликероводочные и табачные изделия, драгоценные металлы.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. К естественным монополиям относятся сферы и хозяйствующие субъекты, способные удовлетворять общественный спрос на товары и услуги с наименьшими издержками. Это — фирма, средние издержки которой снижаются по мере роста объема производства, и когда целесообразно наличие только ее одной. Экономическая эффективность требует ограниченного их числа по мере роста масштаба (или крупного производства).

Искусственные монополии  – это монополии созданные  государством в целях концентрации и специализации производства.3

Производственная монополия  – предприятие, контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производство которой обуславливает крупные размеры и наличия тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма.

Организационная монополия  выступает как объединение одинаковых по профилю предприятий и организаций. Возникает при высоком уровне концентрации производства, связана  с существованием отраслевых министерств. Это не что иное, как искусственная монополия, означающая централизованное руководство какой-либо сферой производства.

Функции монополии определяются их качественными и количественными  характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсов и государственной экономической политикой. На функции монополий влияют размеры капитала, научно-технический потенциал фирмы, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение.

Таким образом,  важнейшей функцией монополии выступает регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и продукцией, конкурирующей с его собственной.

 

1.3 Источники  монопольной власти

 

Монопольная власть заключается  в способности устанавливать цену выше предельных издержек. Причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. 4

Конечной причиной монопольной  власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается  в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с  более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна, пример с которыми был приведен в предыдущей главе) - с менее эластичной кривой спроса.

Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса5. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

1) Эластичность рыночного спроса;

Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с  кривой рыночного спроса. Тогда степень  монопольной власти фирмы полностью  зависит от эластичности рыночного  спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, показанный на рис.4. Рыночный спрос на зубные щетки мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. Насколько - это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом. Но независимо от того, как конкурируют фирмы, эластичность спроса для каждой из них никогда не будет менее - 1,5.

Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.

Информация о работе Уровень монополизации отраслевых рынков в России