Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная тема данной курсовой работы «Финансовое планирование на предприятии» актуальна всегда. Это связано с тем, что планирование заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить степень различных рисков, связанных не только с деятельностью организации, но и с факторами внешней среды.
Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

Вложенные файлы: 1 файл

финпланирование.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра финансового менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»

на  тему «Финансовое планирование на предприятии»

(тема 7, вариант  1.1)

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Николаевская  Лидия Олеговна

Курс IV 2 ВО

Специальность: Финансово-кредитный

Специализация: Банковское дело

№ зачетной книжки 10ффд60609

 

Руководитель:

Черкасов А. В.

 

Липецк 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Поставленная  тема данной курсовой работы «Финансовое  планирование на предприятии» актуальна всегда. Это связано с тем, что планирование заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить степень различных рисков, связанных не только с деятельностью организации, но и с факторами внешней  среды.

Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

В современных условиях, когда экономика  страны носит стихийный характер, т. е. имеет место принцип неожиданности, финансовое планирование необходимо для защиты предприятия от влияния негативных внешних факторов, для обеспечения финансовой устойчивости, достижения высокого результата финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике, где развита конкуренция, где налоговое законодательство сурово в своих нормах, планирование позволяет защитить предприятие и обезопасить от неожиданного ухудшения финансового состояния и, возможно, даже банкротства.

Финансовое планирование отражает получение финансов – как собственных, так и привлекаемых, а также направление их на увеличение производственного капитала.

Финансовое  планирование осуществляется посредством  составления финансовых планов разного  содержания и назначения в зависимости  от задач и объектов планирования.

Цель финансового планирования — повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и так далее.

Непременными  принципами финансового планирования должны быть:

- непрерывность;

- гибкость и манёвренность;

- реальность и обоснованность (соответствие возможностям и потребностям предприятия, сбалансированность которых достигается при разработке финансового плана).

Финансовые процессы, рассматриваемые в краткосрочном периоде, находят свое отражение в финансовом плане, который представляет собой план движения денежных средств или, как его еще называют, план доходов и расходов. Для формирования финансовых планов на предприятии необходимо наличие финансовой службы, прямой обязанностью которой является контроль денежных потоков. Для осуществления такого контроля необходимо составление прогнозов на определенный период времени, в качестве такого прогноза и выступает финансовый план.

Кроме плана доходов  и расходов (прямой метод анализа  движения денежных средств), наиболее распространенного, некоторые предприятия  используют также финансовый план, который отражает степень влияния  статей баланса на остаток денежной наличности. Такой план формируется на основе анализа движения денежных средств косвенным методом.

Основанием для составления  любого финансового плана является информация, полученная от производственных служб. Это программа производства, смета предприятия, планируемая  выручка, а также прогнозный финансовый результат.

Для наибольшей наглядности  весь финансовый план (как в доходной, так и в расходной его части) подразделяется на виды деятельности: текущая, инвестиционная, финансовая. Это необходимо для определения  направления денежного потока.

Кроме того, при планировании денежных ресурсов нужно учитывать инфляционные процессы, что в наибольшей степени приближает такой вид плана к реальности.

Структура баланса доходов  и расходов такова:

1) поступления денежной  наличности по видам деятельности. Это собственные средства предприятия, полученные в форме выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также привлеченные источники (кредиты и займы, поступления из бюджета). В составе данного раздела отражаются такие статьи, как выручка от реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации имущества, полученные займы и кредиты, финансовая помощь и т. д.;

2) расходы и отчисления. В разделе отражается использование  финансовых ресурсов, т. е. денежные  расходы предприятия, сгруппированные по видам деятельности. Основные статьи, включаемые в этот раздел: материально-технические расходы, заработная плата сотрудников, налоги и сборы, коммунальные платежи, расходы на аренду, ремонт основных производственных фондов, транспортные расходы, приобретение основных средств и нематериальных активов, погашение кредитов и займов, а также процентов, начисленных по долговым обязательствам, и т. д.

Данная курсовая работа раскрывает сущность финансового  плана, его значение как раздела бизнес-плана, методы финансового планирования, виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Теоретической и методической основой послужили  постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, федеральные  законы и Налоговый кодекс РФ,  труды российских и зарубежных ученых по проблемам финансового планирования.

В первой главе  раскрыты особенности финансового  плана как составной части  бизнес-плана. Во второй главе определены методы финансового планирования. В  третьей главе рассмотрены виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

 

 

1. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН КАК  СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА

    1. Понятие бизнес-плана и его элементы

 

В мировой практике практически все инвестиционные проекты описываются с помощью  бизнес-планов. Российские предприниматели иногда недооценивают смысл и назначение бизнес-плана и не уделяют ему достаточного внимания. В основном такое отношение вызвано представлением о бизнес-плане как о некотором "отчетном", никому не нужном документе.

Усилия, затраченные на планирование, никогда не бывают напрасными, так как наработанный опыт позволяет избежать крупных ошибок и рационально использовать имеющиеся ресурсы. Бизнес-планы составляют сотрудники или руководство компании, а иногда это поручают консалтинговым компаниям.

Основная цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность компании на ближайшие и отдаленные периоды  в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов [1, c.135].

Правильно разработанный  бизнес-план позволяет определить основные вопросы по проекту, просчитать финансы компании и предсказать различные варианты развития ситуации, например:

    • каким образом будет развиваться производство;
    • как будут реализовываться товар, выполняться работа или оказываться услуга;
    • что принесет данная идея;
    • какие шаги необходимо предпринять при сложившейся ситуации (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.

 Бизнес-план необходим, например, если компания намерена привлечь инвестиции или профинансировать интересный проект. В связи с этим его структура должна включать следующие разделы:

    • резюме;
    • описание предприятия и отрасли;
    • описание продукции (услуг);
    • маркетинг и сбыт продукции (услуг);
    • производственный план;
    • организационный план;
    • финансовый план;
    • направленность и эффективность проекта;
    • риски и гарантии;
    • приложения.

Резюме – это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения бизнес-плана. Его читают потенциальные инвесторы, по нему судят обо всем проекте, поэтому в резюме важно поместить краткую и точную информацию о проекте. В резюме должны содержаться ответы на основные вопросы инвестора: размер кредита, его цели, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта. Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов [2, c.68].

В втором разделе приводятся общие сведения о компании; финансово-экономические показатели ее деятельности; структура управления и кадровый состав; направления деятельности, продукция, достижения и перспективы; отрасль экономики и ее перспективы; партнерские связи и социальная активность.

Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление  товара или изделия, произведенных  с помощью технологии компании. Лучше всего, если это будут натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.

Примерная структура  раздела:

    • наименование продукции (услуги);
    • назначение и область применения;
    • краткое описание и основные характеристики;
    • конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам она превосходит конкурентов, по каким уступает им;
    • патентоспособность и авторские права;
    • наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;
    • степень готовности к выпуску и реализации продукции;
    • наличие сертификата качества на продукцию;
    • безопасность и экологичность;
    • условия поставки и упаковка;
    • гарантии и сервис;
    • эксплуатация;
    • утилизация после окончания эксплуатации.

Информация  в разделе маркетинг и сбыт продукции (услуг) призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для продукции (услуги) компании. Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и др.

Примерная структура раздела:

    • описание требований потребителей к продукции (услуге) и возможностей компании удовлетворить эти требования;
    • описание конкуренции, определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон, изучение возможностей предприятия;
    • описание рынка сбыта продукции (услуги); описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления - упаковка, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировка к месту продажи, предпродажный сервис, продажа, послепродажное обслуживание;
    • описание канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.;
    • стратегия привлечения потребителей исходя из возможностей предприятия (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.), цена и объем сбыта продукции, анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены [3, c.122].

В разделе производственный план приводятся общие сведения о  предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция ее себестоимости, смета текущих затрат на производство. Примерная структура раздела:

При составлении  организационного плана необходимо указать, каким образом организована руководящая группа, и описывается основная роль ее каждого члена: команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

Цель раздела «Финансовый план» – показать основные пункты из финансовых данных. Здесь приводятся нормативы для финансово-экономических расчетов, переменные и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитываются таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличных денежных средств), прогнозный баланс.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии