Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия ценовой стратегии предприятия, а также рассмотрение способов ценообразования.
Перед данной работой ставятся следующие задачи: изучить общее понятие цены, рассмотреть цели, задачи ценовой политики и ценовой стратегии предприятия, основные методы ценообразования, рассмотреть особенности ценообразования в современных условиях и разработать ценовую стратегию предприятия.
Введение………………………………………………………………….5
1 Ценовая стратегия предприятия и методы ценообразования……..6
1.1 Сущность, функции и виды цен……………………………..6
1.2 Ценовая политика предприятия: понятие, цели и задачи……………………………………………………………………..9
1.3 Методы ценообразования в современных условиях……...12
2 Особенности ценообразования на предприятии ИП «Кочкин».. 18
2.1 Анализ производственно-экономического потенциала предприятия…………………………………………………………….18
2.2 Оценка ценовой политики предприятия…………………..23
2.3 Исследование рынка древесного угля……………………..25
3 Экономическая эффективность производства древесного угля и разработка ценовой стратегии предприятия………………………...28
3.1 Экономическая эффективность производства древесного угля………………………………………………………..……………..28
3.2 Разработка ценовой стратегии предприятия……………..30
Заключение………………………………………………………….......34
Список используемой литературы…………
|
|
1 Ценовая стратегия предприятия и методы ценообразования……..6 |
|
1.1 Сущность, функции и виды цен……………………………..6 |
|
1.2 Ценовая политика предприятия: понятие, цели и задачи……………………………………………………………… |
|
1.3 Методы ценообразования в современных условиях……...12 |
|
2 Особенности ценообразования на предприятии ИП «Кочкин».. 18 |
|
2.1 Анализ производственно-экономического потенциала предприятия………………………………………………… |
|
2.2 Оценка ценовой политики предприятия…………………..23 2.3 Исследование рынка древесного угля……………………..25 3 Экономическая эффективность производства древесного угля и разработка ценовой стратегии предприятия………………………...28 3.1 Экономическая эффективность производства древесного угля………………………………………………………..……… 3.2 Разработка ценовой стратегии предприятия……………..30 |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список используемой литературы…………………………………...36 |
|
Введение
Одними из наиболее важных рычагов общей стратегии предприятия являются цены и ценообразование, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Актуальность изучения этого вопроса обусловлена тем, что эффективность деятельности предприятия, его экономическая устойчивость и конкурентоспособность в значительной степени определяются грамотностью принимаемых им ценовых решений. Уровень цен влияет на все основные показатели, характеризующие количественные и качественные результаты деятельности предприятия (объем продаж, выручку, прибыль, рентабельность, важнейшие финансовые коэффициенты деловой активности, финансовой устойчивости и платежеспособности, имидж, репутацию и т.д.).
Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия ценовой стратегии предприятия, а также рассмотрение способов ценообразования.
Перед данной работой ставятся следующие задачи: изучить общее понятие цены, рассмотреть цели, задачи ценовой политики и ценовой стратегии предприятия, основные методы ценообразования, рассмотреть особенности ценообразования в современных условиях и разработать ценовую стратегию предприятия.
1 Ценовая стратегия предприятия и методы ценообразования
1.1 Сущность, функции и виды цен
Цена — денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную.
В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.
Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д.
Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
Одним из таких признаков является степень регулируемости. В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.
Следующим признаком является классификация цен по характеру обслуживаемого оборота.
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:
-оптовые цены на продукцию промышленности;
-закупочные цены;
-тарифы грузового и пассажирского транспорта;
-розничные цены;
-тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
-цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятии, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволяет им решать технические, экономические и социальные задачи:
Zonm.nped. = ИП + Л,
Zonm.nped. — оптовая цена предприятия,
ИП — издержки производства,
Л — прибыль.
Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки).
Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, в то время как оптовые цены предприятия более тяготеют к производству.
Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.
Zpoз = Zonm.npoM. + НДС + акциза + Иото + Пто, (1.2.)
Иото — издержки обращения торговых организаций;
Пто — прибыль торговых организаций.
Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.
Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.
Биржевая цена — цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.
Договорная (контрактная) цена — это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятия используются различные внешнеторговые цены. Цены классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают:
- цены единые по стране, или поясные;
- региональные цены.
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.
1.2 Ценовая политика предприятия: понятие, цели и задачи
Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей.
На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.
Обеспечение сбыта (выживаемости) — главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производителей аналогичного товара. Выбор этой цели возможен в тех случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также в тех случаях, когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара. Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие занижает цены — использует так называемые цены проникновения — специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка.
Постановка цели максимизации прибыли означает, что предприятие стремится максимизировать текущую прибыль, оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.
Цель, преследующая удержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Указанные цели ценовой политики обычно являются долгосрочными, рассчитанными на относительно продолжительный период времени. Кроме долгосрочных предприятие может ставить и краткосрочные цели ценовой политики. Обычно к ним относятся следующие:
-стабилизация рыночной ситуации;
-снижение влияния изменения цен на спрос;
-сохранение существующего лидерства в ценах;
-ограничение потенциальной конкуренции;
-повышение имиджа предприятия или продукта;
-стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке, и т.д.
Важным этапом в разработке ценовой политики фирмы является исследование закономерностей формирования спроса на производимый продукт. Закономерности спроса анализируются с помощью кривых спроса и предложения, а также коэффициентов эластичности по цене .
Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара. И наоборот, чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен на производимую продукцию, так как это приводит к увеличению объемов сбыта, а, следовательно, и доходов предприятия.