Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть общие основы предпринимательской деятельности, определить важность предпринимательства в современном мире.
Для достижения выдвинутой цели потребовалось решение следующих задач:
определение понятия предпринимательской деятельности;
описание истории предпринимательства, в том числе и в России;
изучение развития теории предпринимательской функции;
определение сущности предпринимательской деятельности;
характеристика существующих видов и форм предпринимательства;
описание политики предпринимательской деятельности.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
Тема: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||
|
Казань-2011
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной курсовой работы – раскрыть общие основы предпринимательской деятельности, определить важность предпринимательства в современном мире.
Для достижения выдвинутой
цели потребовалось решение
При любой экономической системе есть силы, которые являются ведущими в осуществлении основной экономической цели данной системы. В планово-административной системе – это государственные предприятия, в рыночной – бизнес и предпринимательство всех форм собственности.
Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: “Экономика свободного предпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство – по сути одно и то же. Переход любой экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономики вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
Предпринимательство один
из самых главных элементов
Предпринимательская деятельность оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом посредством повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития научно-технического потенциала, увеличения налоговых поступлений в бюджет, формирования масштабного среднего класса как экономически самостоятельного социального субъекта.
Как одна из конкретных форм проявления общественных отношений предпринимательство способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Вот почему выбранная тема достаточно актуальна и призвана выработать понимание сущности предпринимательства, получить представление о формах и принципах предпринимательства. Что также важно для любого предпринимателя при принятии решения о выборе организационно-правовой формы, определении требуемого уровня и объема возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства.
В основу работы легли следующие книги: «Курс экономики. Под редакцией Б.А. Райзберга», «Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. Агеев А.И.», «Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Под редакцией В.М. Власовой» и другие. Также были использованы статьи из специализированных журналов и Интернет-сайтов
1. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для понимания реалий современного предпринимательства необходимо на него взглянуть через призму истории.
Предпринимательство, по своей сути, есть срез экономической культуры, выступающей как система. Его сущность проявляется через единство двух начал, которые по-разному включены в данную систему: в одном случае это – внешняя среда, в которой реализуется предпринимательство как особый вид деятельности, во втором – нравственная основа, опосредующая его мотивацию и социальную направленность. [11]
Предпринимательство как особый вид труда родилось тогда, когда качественно новое состояние трудовой деятельности стало не только коллективным, но и «качественно общественным» процессом. Предпринимательство существует только как социальное явление. Общественность – его природное свойство.
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. Деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров.
Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у истоков развития торговли Европы с этой страной. Отправляясь в путешествие, он, как было принято в те времена, подписал контракт с купцом, и тот дал ему своих товаров для продажи. В те времена кредит торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль купца в подобных сделках была пассивной, а торговца – активной. Именно торговец расковал жизнью, отправляясь в дальнее путешествие, именно на его долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с осуществлением своего предприятия. По завершении вояжа основную долю прибыли (до 75%) купец забирал себе, а торговцу приходилось довольствоваться лишь остатком. В средние века термин «антрепренер» – так раньше назвали предпринимателей – употреблялся в двояком смысле: применительно к организаторам парадов и различных музыкальных представлений и к руководителям крупных производственных или строительных объектов. Слово «антрепренер» французского происхождения и буквально означает «посредник». [19]
Руководитель такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его реализации, используя предоставленные ему ресурсы. Такими «предпринимателями» в средние века были, как правило, духовные лица, поскольку именно им поручалось выполнение крупных архитектурно-строительных проектов – возведение замков, фортификационных сооружений, общественных зданий, соборов и монастырей.
В данный период функциональное
содержание предпринимательства
С середины XVI в появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные кампании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554г.). В то же время начали формироваться торговые общества, одно из таких – «Москови компании» работало в нашей стране уже в 1555г. Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индийская торговая компания, в 1670 году – кампания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие экономики.
С середины XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX в.в. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах.
Мощный толчок развитию предпринимательства дала промышленная революция XVIII века, знаменовавшая переход крупным предприятиям. Английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Риккардо уделяла значительное внимание вопросам управления в новых условиях: фабричному разделению труда, организации производственного контроля и т.п. [22]
К началу нового тысячелетия коренным образом изменились потребительские запросы людей и возможности их удовлетворения. Изменился и рынок как поле деятельности предпринимателя. На рубеже XX – XXI столетий хозяйственная обстановка во всех странах характеризуется максимальной насыщенностью рынка, неустойчивостью структуры спроса, ужесточением конкуренции, необходимостью непрерывного обновления продукции. В этих условиях устойчивость положения предприятий одновременно зависит как от обоснованности технической и коммерческой политики, так и от обеспечения высокой рентабельности хозяйственной деятельности. Хозяйственная практика предприятия должна базироваться на таких требованиях, как поддержание низких цен на продукцию (благодаря минимизации затрат), обеспечение безукоризненного качества, соблюдение жестких сроков поставок готовой продукции, выпуск продукции малыми сериями, но в широком ассортименте, поддержание минимальных запасов, быстрая адаптация к новым технологиям и конструкторским идеям. Важнейшим требованием к планированию и управлению предприятием в таких условиях является максимальная гибкость. Этому требованию должны отвечать и технологический производственный аппарат предприятия, и вся система управления его производственно-хозяйственной деятельности.
1.1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ.
При этом нужно отметить, что ни за рубежом, ни в России еще пока не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции – так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р. Кантильону, предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.
"Вторая волна"
в научном осмыслении
И первая, и вторая "волны" развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей волны" в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями, которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.
"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно – с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
1.2. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
В России предпринимательство существует с давних времён. Зародилось оно ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления ПетраI (1689-1725 гг.). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский купец.
Дальнейшее развитие
предпринимательства
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.
Некоторое оживление
в предпринимательскую
2. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве и установленном законом порядке.[6] Данное определение исчерпывающе раскрывает сущность и содержание предпринимательской деятельности:
Информация о работе История, теория и практика предпринимательской деятельности