Кредитно-денежная политика и реализация макроэкономических целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Цели и задачи кредитно-денежных мероприятий государства. Политика «дорогих» и «дешевых» денег...................................................... 4
2. Инструменты кредитно-денежных государственных мероприятий ………………………………………………………………………….11
3. Тенденции и особенности современной российской кредитно- денежной политики..........................................................................................18
Заключение …………………………………………………………….29
Список литературы………………………………............................... 30
Практикум…………………………………………………………….. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика 2008 в15+.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)


План

 

 

Введение

 

Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства  в рамках смешанной экономики  является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Механизм воздействия денежно-кредитной  политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

 Объектом исследования данной курсовой работы является кредитно-денежная политика государства,  предметом же исследования являются цели, объекты, субъекты, методы и инструменты кредитно-денежной политики.

Цель данного исследования – изучение кредитно-денежной политики Центрального Банка Российской Федерации. Задачи:

  • проанализировать имеющийся монографический и учебный материал по данной проблеме;
  • рассмотреть цели, субъекты и объекты кредитно-денежной политики государства;
  • дать характеристику методам и инструментам кредитно-денежной политики государства;
  • изучить особенности кредитно-денежной политики Центрального банка Российской Федерации;
  • сделать соответствующие выводы и подвести итоги.

1. Цели и задачи кредитно-денежных мероприятий государства. Политика «дорогих» и «дешевых» денег

 

Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.

Главной задачей денежно-кредитной  политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Указанные макроэкономические цели достигаются в тесном единстве средств денежно-кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты. Денежно-кредитная политика - не единственное средство в руках государства, способствующие реализации поставленных макроэкономических задач.

Основные макроэкономические цели реально воплощаются в жизнь через решение более конкретных, тактических задач. Государство и его монетарные органы каждодневно ведут работу, воздействуя на формирование объема и структуры денежной массы. Такая работа ведется по-разному в зависимости от того, насколько значительными представляются средства денежно-кредитной политики. Многое объясняется тем, какова концептуальная исходная позиция экономической политики.

В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский.

И современные кейнсианцы и монетаристы  признают, что изменение денежного  предложения влияет на номинальный  объем ВНП, но оценивают по-разному  и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — само предложение денег.

Кейнсианская  теория денег [8, с.146].

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

1. Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

2. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект — к изменению в номинальном ВНП.

  1. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

Y = C + G + I + NX,

где Y — номинальный объем ВНП,

С — потребительские расходы,

G — государственные расходы на покупку товаров и услуг,

I — частные плановые инвестиции,

NX — чистый экспорт [8, с.149].

4. Кейнсианцы отмечают, цель причинно-следственная  связь между предложением денег  и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной промежуток - лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику помимо прочего, в так называемую «ликвидную» ловушку, процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

5. В связи с вышеизложенным, кейнсианцы  считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, предпочитая фискальную политику.

Монетаристский подход [5, с.83].

В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической  науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма — монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма — известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

  1. Монетаризм базируется на положении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты экономического развития — результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в 
обращении) и номинальным объемом ВНП более тесная, чем 
между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

M * V=P * Q,

где М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средняя цена товаров и услуг; Q — количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год) [5, с.89].

Произведение Р • Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t — 1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство: Qt = Yt.

Если Р — средняя цена единицы произведенной продукции то:

М  * V = P * Y,

где Р • Y — объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р — как дефлятор ВНП [5, с. 90].

Отсюда:

V = номинальный объем ВНП / М.

3. Сторонники монетаристской версии  количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемое (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.).

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

k * M = P * Y,

В такой записи это уравнение  выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т. е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения.

Продолжая теоретические рассуждения, вспомним, от чего 
зависит реальный объем производства. Его определяют имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства (заданная величина).

Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение уровня цен  — это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

4. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию «портфель активов», т. е. совокупность всех 
ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение  наличных денег и других видов  активов. При увеличении денежного  предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

5. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:

AM = АР + AY,

где — AM — среднегодовой темп приращения денег в % за длительный период; AY — среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; АР — среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.) [5, с. 99].

Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмена легло  в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика  и тетчеризм) с конца 70-х годов.

Так называемая «политика таргетирования», т. е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 2-3% в год был достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.

В заключение отметим, что современные  теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

 

 

 

 

 

 

2. Инструменты кредитно-денежных государственных мероприятий

 

Денежно-кредитная политика государства  традиционно рассматривается как  важнейшее направление государственного регулирования экономики.

Высшая цель денежно-кредитной  политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Рассмотрим теперь сам механизм регулирования денежной массы в  обращении, т. е. предложения денег.

При практической реализации кредитно-денежной политики ЦБ использует соответствующий набор инструментов. Их можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:[7, c.178]

Информация о работе Кредитно-денежная политика и реализация макроэкономических целей