Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Лаптик.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

На современном этапе развития экономики на смену прежней экономической  системе, невосприимчивой к новым  технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. Перспективы развития экономики  в настоящее время принято  связывать с освоением новых технологий, производственных, информационных, социальных и т.п., а также с изменением общей концепции экономического развития на новой методологической основе, способной обеспечить проведение политики по изменению траектории развития, направленной на формирование и усиление позитивной динамики, становление инновационной экономики. Благодаря научно-техническому прогрессу в XX веке экономический рост в промышленно развитых странах превратился в устойчивую тенденцию, что создало условия для значительного повышения уровня жизни населения. В этой связи особую актуальность приобретает проблема оценки вклада НТП в обеспечение экономического роста и выявление механизма воздействия НТП на прирост реального объема производства в целях разработки рациональной стратегии реализации научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня  в условиях второго этапа научно-технического развития решающее значение в обеспечении конкурентоспособности играют инновации, развитие инновационной политики в системе экономической политики является одним из направлений развития государства.

 

Объектом исследования курсовой работы является научно-технический потенциал  Республики Беларусь.

 

Предметом - научно-технический потенциал  в системе государственного управления экономикой.

 

Цель данной курсовой работы - анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его  дальнейшего развития.

 

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

 

Осветить понятие и структуру  научно-технического потенциала государства;

 

Проанализировать состояние научно-технического потенциала Беларуси;

 

Предложить пути дальнейшего развития научно-технического потенциала страны.

 

 

1. Понятие и структура научно-технического потенциала государства

 

 

Сущность научно-технического потенциала

 

Научный и научно-технический потенциал  является частью системного экономического потенциала и поэтому находится  в определённом пропорциональном соотношении  с производственным потенциалом национальной экономики. Данное соотношение находится в зависимости от согласованности по количественным и качественным параметрам 2-х важнейших фаз в общественном воспроизводстве - предпроизводственной и производственной.

 

Необходимый научный и научно-технический потенциал страны предопределён по содержанию, структуре и новизне целями и задачами тактического и стратегического развития экономики страны. Отсюда вытекает необходимость выделения тактических и стратегических компонентов научного и научно-технического потенциала.

 

Состояние и перспективы научного и научно-технического потенциала зависят  от совокупности условий, которые создаёт  государство для его развития и использования. Эти условия  напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие.

 

Преобразующие возможности данного  потенциала, проявляются, прежде всего, через обновление совокупности факторов - ресурсов и факторов - процессов в общественном воспроизводстве и позитивные изменения в основных свойствах и способностях экономики (конкурентоспособность, ресурсоэффективность, экономическая устойчивость, способность к саморазвитию, технологическая и энергетическая безопасность, инновационная направленность развития и др.) [15, c. 44].

 

Качество научного и научно-технического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая  заложена в основе производимых с  его помощью товаров и услуг, а также основных факторов - ресурсов.

 

Развитие научного и научно-технического потенциала страны объективно предопределяется логикой, динамикой и закономерными  тенденциями мирового научно-технологического прогресса.

 

Конкурентоспособность данного потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению с соответствующим потенциалом страны-конкурента. Структура и состав научно-технического потенциала

 

Оценка роли и места науки  как комплекса достижений человеческого  разума, накапливаемых и воплощаемых в общественном производстве страны, может быть дана путем анализа научно-технического потенциала, который располагает национальная экономика.

 

Научно-технический потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технических  организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.

 

Научно-технический потенциал - это  обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники  в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для  решения научно-технических проблем.

 

Научно-технический потенциал включает:

 

·материально-техническую базу;

 

·научные кадры;

 

·информационную составляющую;

 

·организационно-управленческую структуру.

 

Материально-техническая база - это  совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель - быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

 

Информационная составляющая в  научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты, о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.

 

По характеру материальных носителей  можно выделить следующие виды информации:

 

·нормативно-техническую документацию - технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и технические условия, патенты;

 

·научные отсчеты - ими чаще всего  заканчиваются фундаментальные  исследования;

 

·образцы нововведений - технологические  процессы, режимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы; проектно-конструкторскую документацию - комплекты рабочих чертежей;

 

·Публикации и диссертации.

 

Организационно-управленческая структура  научной сферы - это структура  научно-исследовательских организаций  и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны. Измерение научного и научно-технического потенциала

 

Измерение научного и научно-технического потенциала следует проводить в 3 последовательных этапа:

 

Оценка преобразующих возможностей готовых к использованию инноваций  во всех структурных звеньях научного и научно-технического комплекса  с точки зрения изменения свойств  товаров и технологической базы их производства (повышение качества, улучшение потребительских свойств, рост производительности труда, экологическая чистота пр.).

 

Изучение существующего задела в совокупности фундаментальных  знаний, прикладных исследований, ОКР  и опытных производств на предмет  преобразования их в полноценные инновации для использования в действующем воспроизводстве, определение времени этих преобразований и необходимой совокупности ресурсов (Изучение возможных инноваций с точки зрения их преобразующих воздействий на изменение свойств товаров и факторов-ресурсов и времени этого воздействия) [15, c. 45].

 

Интенсификация инновационной  деятельности обусловила повышение  спроса на человеческий капитал, помимо роста оплаты труда высококвалифицированных  ученых и специалистов, заметно больше внимания стало уделяться повышению их мобильности, которая рассматривается как еще один фактор усиления взаимодействия науки и производства. При этом при разработке политики, относящейся к рынку высококвалифицированных трудовых ресурсов, учитывается существенная неэластичность предложения научно-технического персонала. Это связано с тем, что, во-первых, ученые и инженеры, так же как и высококвалифицированные рабочие, характеризуются высоким уровнем человеческого капитала, накопление которого занимает значительное время (часто большую часть жизни), во-вторых, естественный вход на рынок ученых и инженеров невелик. В дополнение к этому следует учитывать, что предложение новых идей еще менее эластично, чем предложение научно-технического персонала. В кризисных же условиях, особенно при резком сокращении оплаты труда, избыточное предложение высококвалифицированных специалистов стимулирует их переход в другие сферы труда либо выезд на временную или постоянную работу в страны с устойчивым экономическим ростом (braindrain).

 

 

1.1 Становление экономики знаний  сопровождается с 1990-х гг. быстрым  ростом взаимодействия фирм в  научно-технической области

 

 

Как уже отмечалось, это вызвано  невозможностью проведения одной фирмой исследований по многим направлениям, требуемым для создания высокой технологии. Кооперация нескольких фирм позволяет им снизить риски и затраты ресурсов и времени на проведение НИОКР, повысив при этом совокупный объем знаний. Такая кооперация выгодна также на уровне каждой отдельно взятой страны и поэтому поощряется государством: очевидно, синергетический эффект позволяет не только повысить научно-технический потенциал участвующих в кооперации фирм, но также распространяется и на других агентов, занимающихся инновационной деятельностью (как правило, косвенно, путем передачи знаний и обновления технологической базы). Становление научно-технического потенциала зарубежных стран

 

Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим  потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР (312,5 млрд. долл. в 2004 г.) превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран, вместе взятых. В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников - к 1 млн. человек (в пересчете на полный рабочий день). В 2005 г. число исследователей в пересчете на полный рабочий день составило 1,3 млн. человек.

 

В сочетании с высоким уровнем  квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.

 

Фундаментальные исследования как  часть НИОКР на 60 % сосредоточены  в высших учебных заведениях, которых  в общей сложности насчитывается  примерно 4 тыс. Особую роль среди вузов  США играют 156 университетов; в большинстве своем они обладают современной технической базой и высококвалифицированными кадрами. В свою очередь, среди них выделяются 20 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэнфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.).

 

 

В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские  разработки как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские  работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях [3, c. 83].

 

Основной формой участия государства  в НИОКР является контракт, заключаемый  на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В 2005 г. в США насчитывалось 105 технополисов.

 

Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.

 

Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции: их доля в мировом  производстве этой продукции составляла в середине 90-х гг. около 40%.

Информация о работе Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой