Особенности франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Изучить историю возникновения франчайзинга
Дать определение и сформулировать сущность франчайзинга
Рассмотреть виды франчайзинга и дать их характеристику
Показать все преимущества и недостатки франчайзинга
Рассмотреть проблемы франчайзинга в России и возможные пути решения
Выяснить, перспективен ли франчайзинг в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 6
1.1 История франчайзинга 6
1.2 Сущность франчайзинга 12
1.3 Виды франчайзинга 13
1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга 18
1.4.1. Для франчайзера: 19
1.4.2. Для франчайзи: 20
2 ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 24
2.1 Зарождение франчайзинга в России 24
2.2 Проблемы франчайзинга в России и пути их решения 25
2.3 Перспективы франчайзинга в России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

Куросвая НЕ УДАЛЯТЬ.docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Кемеровского государственного университета»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

 

Студент группы Ф-091

Шмаль А. В.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

 

 

Руководитель:

доцент

Л. Н. Чернова 

 

 

 

Курсовая работа

Допущена к защите

___________________________

                   Подпись руководителя

«___» _________________20__г.

Курсовая работа

Защищена с оценкой__________

___________________________

                   Подпись руководителя

«___» _________________20__г.


 

                                                                                     

 

 

 

 

Новокузнецк 2010

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Кемеровский  государственный университет»

 

Кафедра экономической  теории

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу дисциплине _____________________________________

студенту ______________________________________________ группы _____

 

1 Тема курсовой работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2 Перечень подлежащих разработке  вопросов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3 Исходные условия и данные  к выполнению работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                                             Задание выдано «____»__________2010 г.

                                                             ____________________________________

                                                                                             подпись руководителя

                                                             Задание принято к исполнению

                                                             «____»________________________2010 г.

 

                                                            Дата сдачи курсовой работы на проверку

                                                             «____»________________________2010 г.

                                                              ___________________________________

                                                                                             подпись студента

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФРАНЧАЙЗИНГА 6

1.1 История франчайзинга 6

1.2 Сущность франчайзинга 12

1.3 Виды франчайзинга 13

1.4 Преимущества и недостатки франчайзинга 18

1.4.1. Для франчайзера: 19

1.4.2. Для франчайзи: 20

2 ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ 24

2.1 Зарождение франчайзинга в России 24

2.2 Проблемы франчайзинга в России и пути их решения 25

2.3 Перспективы франчайзинга в России 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 48

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в России уже никого не удивить  товарами и услугами, обозначенными  известнейшими товарными знаками  таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.

Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является малоизвестный франчайзинг. Если обратиться с вопросом "Что такое франчайзинг?" к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Поэтому необходимо объяснить, что же представляет из себя франчайзинг. Те, кто знаком с этим явлением, несомненно, удивятся, узнав, что в США каждое второе предприятие малого бизнеса в начале следующего столетия будет работать по договору франчайзинга.

Несмотря  на то, что для многих российских предпринимателей понятие “франчайзинг” все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности. Как уже отмечалось, прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок. Однако, наименований для обозначения сотрудничества подобного типа в российской бизнес-практике применяется множество: региональный центр, дилерская организация, региональное представительство и т. д. Такое разнообразие говорит о том, что даже в сфере предпринимателей нет четкого понимания специфики нового механизма хозяйствования.

Предмет исследования – особенности франчайзинга в России

Цель  – на основе анализа франчайзинга в России выявить особенности и проблемы и указать пути их решения.

Цель  работы обусловила постановку и решение  следующих задач:

  1. Изучить историю возникновения франчайзинга
  2. Дать определение и сформулировать сущность франчайзинга
  3. Рассмотреть виды франчайзинга и дать их характеристику
  4. Показать все преимущества и недостатки франчайзинга
  5. Рассмотреть проблемы франчайзинга в России и возможные пути решения
  6. Выяснить, перспективен ли франчайзинг в России

В процессе изучения и обработки  материалов применялись следующие  методы исследования: аналитический, исторический и метод сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФРАНЧАЙЗИНГА

    1. История франчайзинга

Оксфордский словарь английского  языка 1933 года выпуска утверждает, что  franchising – это пожалованные епископатам королевской короной в 1559 года права и свободы.

Франчайзинг уходит своими корнями в Средневековье, когда британские короли предоставляли баронам право собирать налоги с определенных территорий в обмен на различные услуги, а свободным людям за отдельную плату разрешалось продавать свои товары на рынках и ярмарках города. Свободным людям или гражданам городов было разрешено продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Места, отведенные для этой торговли, назывались franchises. Кстати, до сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии означает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании – передачу прав от имени короля. Интересный факт, что до сих пор в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов.1

Что касается торговой практики, то в  Лондонском Сити в XVII веке были учреждены  системы торговых гильдий, отдаленно  похожих на современные системы  франчайзинга. А в начале XIX века в той же Великобритании была введена  система так называемых "связанных  домов", сущность которой заключалась  в предоставлении властями права  на торговлю спиртными напитками  только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Вместе с  тем, большинство владельцев не имело  достаточно средств для приведения постоялых дворов в должный порядок и оплату лицензии. Поэтому данную систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, получая при этом взамен рынок сбыта для своего пива и других спиртных напитков.

Развитие именно коммерческих систем франчайзинга произошло в США, где  с 1860-х годов франчайзинг использовался американской компанией по производству швейных машин "Зингер". Введение в практику торговли нового приема объяснялось следующим: домохозяйки неохотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда владелец компании решил продавать право на продажу и обслуживание швейных машин "Зингер" на определенной территории независимым продавцам. Причем последние платили за машину $60, а продавали ее за $125. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.

Идея передавать право на обслуживание определенной категории потребителей была так удачна, что ее стали  использовать и в других отраслях хозяйства. Так к 1880 году некоторые  города стали предоставлять франшизы уличным перевозчикам, а также  франшизы на эксплуатацию канализационной  системы и использование воды, газа и позднее электричества.2

Хотя данная система и перестала  действовать до конца XIX века, благодаря ей многие люди разбогатели, а передовые предприниматели взяли на вооружение еще один способ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта.

В 1890-1900 годах нефтеперерабатывающие  и автомобильные компании развивают  дистрибьюторскую сеть, предоставляя права на торговлю продукцией конкретного  производителя. Пионером этой деятельности стала молодая американская компания "Дженерал Моторс", которая, не имея достаточного капитала, организовала продажи паровых двигателей и автомобилей через систему независимых дилеров. За дилерами закреплялась определенная территория, гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних фирм. Дилер же, в свою очередь, не имея права реализовывать продукцию конкурентов, должен был вложить в дело свои средства, а также обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать высокую репутацию компании "Дженерал Моторс". Сейчас система этой компании насчитывает 10900 дилеров, рассеянных по всей территории США. Кстати, до сих пор продажа автомобилей на Западе в основном ведется по системе франчайзинга.

Примерно в это же время (в  начале XX века) были организованы и  такие известные во всем мире франчайзинговые сети компаний-производителей безалкогольных напитков, как "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен Ап", которые продолжают функционировать и сегодня. Суть работы данных систем заключается в передаче независимой фирме части прав по патенту на концентрат или сироп вместе с правом на производство напитка и его сбыта в определенном регионе под товарным знаком франчайзера.

В 20-х годах ХХ века идея франчайзинга как формы ведения бизнеса  окончательно сместилась в сторону  отношений "оптовик – розничный  продавец". Оптовый продавец предоставлял своим клиентам – мелким фирмам – многочисленные скидки, разрешал использовать марку торговой своей  фирмы и при этом сохранять  свою независимость. В Великобритании и Европе по такой системе работала "Сеть свободных бакалейщиков" DE SPAR, основанная в Голландии в 1932 году и известная сегодня как  просто SPAR. Цель этих предложений - помочь независимому торговцу конкурировать  с розничными сетями, сохраняя автономию  малого бизнеса. В первую очередь  – с помощью закупок по тем  же ценам, что и сетевики.

С 1930 года в США после кризиса  в экономике нефтеперерабатывающие  компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как  франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

Это и были первые франшизы, которые, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими  соглашениями с дополнительными  обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины, продавать произведенные лимонады или торговать бензином. На смену первому этапу пришел следующий, основным признаком которого стала не дистрибуция, а продажа бизнес-системы, устанавливающей правила ведения деятельности.

После второй мировой войны в  Америке увеличилась рождаемость  – военнослужащие вернулись с  войны. Возросла потребность в товарах  и услугах. Франчайзинг оказался идеальной моделью бизнеса для быстрого развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания. Что касается последней сферы, то здесь передовые позиции заняла компания "Баскин Роббинс".

В 1945 году Ирвин Роббинс, который ранее работал приказчиком на молочной ферме своего отца, решил открыть свое собственное кафе, отличающееся от других тем, что в нем было значительно больше сортов мороженого (как минимум - 31), и посетителям предлагались специальные необычные ложечки. Предприятие взяло успешный старт, и в том же году к Ирвину Роббинсу присоединился его двоюродный брат Бертон Баскин. Новая фирма получила название "Баскин Роббинс. 31 сорт мороженого".

Информация о работе Особенности франчайзинг в России