Осударственное регулирование рынка несовершенной конкуренции и его варианты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции.
Задачи исследования:
1. Определить понятие рынка и его видов.
2. Исследовать специфику и виды рынка несовершенной конкуренции.
3. Выявить необходимость государственного регулирования рынка.
4. Проанализировать особенности государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции

Содержание

Введение
1. Сущностные особенности рынка несовершенной конкуренции
1.1 Понятие рынка и его видов
1.2 Специфика и виды рынка несовершенной конкуренции
2. Возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
2.1 Необходимость государственного регулирования рынка
2.2 Особенности государственного регулирования рынка несовершенной конкуренции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»

 

Факультет экономики и  управления

Специальность - 060500

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По "Экономической теории" на тему № 95

 

«Государственное регулирование  рынка несовершенной конкуренции  и его варианты»

 

Выполнила: студентка 3-го курса  ЗФК

 

Шипулина Е.Н.

 

По специальности

 

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Проверил(а):

 

Новороссийск-2012

 

Содержание

 

Введение

1. Сущностные особенности  рынка несовершенной конкуренции

1.1 Понятие рынка и его  видов

1.2 Специфика и виды  рынка несовершенной конкуренции

2. Возможности и способы  государственного регулирования  рынка несовершенной конкуренции

2.1 Необходимость государственного  регулирования рынка

2.2 Особенности государственного  регулирования рынка несовершенной  конкуренции

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности, фирмы  выступают по отношению друг к  другу как конкуренты.

Рыночная конкуренция, то есть наличие большого числа независимых  продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет  созидательную силу личного интереса, личной выгоды Белокрылова О.С., Кетова Н.П., Германова О.Е. Экономическая теория для экономических вузов. Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - С. 154.. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям - гражданам страны.

Современная рыночная организация, а также основные модели рынка  имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так  и несовершенной конкуренции. При  несовершенной конкуренции экономика  теряет множество положительных  черт и качеств, свойственных ей при  конкуренции совершенной.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции  предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения, оказываются  в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут  существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения  между участниками рынка: производители  внимательно следят за поведением своих  конкурентов, и реакция на их поведение  должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются  теорией несовершенной конкуренции.

Рынок представляет собой  хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие  перед обществом. Однако так бывает не всегда. Поэтому необходимо государственное  регулирование рынка.

Объект исследования: рынок  несовершенной конкуренции.

Предмет исследования: возможности  и способы государственного регулирования  рынка несовершенной конкуренции.

Цель исследования: изучить  возможности и способы государственного регулирования рынка несовершенной  конкуренции.

Задачи исследования:

1. Определить понятие рынка  и его видов.

2. Исследовать специфику  и виды рынка несовершенной  конкуренции.

3. Выявить необходимость  государственного регулирования  рынка.

4. Проанализировать особенности  государственного регулирования  рынка несовершенной конкуренции

Методы исследования: теоретический  анализ специальной литературы по теме исследования; сопоставление; анализ и  синтез.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав (по два параграфа в каждой), заключение, список литературы.

1. Сущностные особенности  рынка несовершенной конкуренции

1.1 Понятие рынка и его  видов

В каждой системе существуют свои национальные модели организации  хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными  и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько  различных по содержанию моделей  экономики. Они отличаются в зависимости  от степени воздействия государства  на экономику и от приоритетных задач.

 

Однако современная модель рыночного хозяйствования, которая  сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общих  закономерностей: открытость рынка; высоким  уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования  национальной экономики; экономическим  ростом.

 

Рыночная экономика - экономическая  система, в которой роль основного  регулятора экономических отношений  играет рынок Журавлёва Г.П. Экономическая  теория. Макроэкономика-1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Под общ. ред. проф. д.т.н. Г.П. Журавлева. - М.: Гардарики, 2011. - С. 290.. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

 

Рынок как один из элементов  товарного производства в процессе своей эволюции в течение более  чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло не отразиться на понимании  и толковании его сущности.

 

В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого политэкономического определения, поскольку классики политической экономии относили его к внешним, поверхностным явлениям рыночной экономики, поэтому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса Руднев В.Д. Политическая экономия (экономическая терия. - М.: Юрайт. - 2008. - С. 34..

 

Первую попытку дать научное  определение рынку сделал французский  экономист А. О. Курно. По его мнению, этот термин означает «любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Английский экономист А. Маршалл утверждал, что «чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену». В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». Американский экономист П. Хейне утверждал, что «рынок - это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов». Приведенные определения объединяет то, что все они исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен, выявляется, таким образом, его существенная функция. При этом важно не ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.

 

Делается также попытка  связать рынок с определенными  функциями, например, формированием  спроса и предложения, цен на товары.

 

Для раскрытия сущности рынка  необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются  рыночные отношения. В одних определениях в качестве субъектов называется совокупность покупателей, в других - производители и потребители, продавцы и покупатели, в третьих - домашние хозяйства, предприниматели и правительство, в четвертых - субъекты хозяйствования. Если следовать принципу историзма, субъектами рынка целесообразно называть, во-первых, домашние хозяйства, включая отдельных индивидуумов, во-вторых, различные типы фирм (предприятий) и организаций, прежде всего крупные корпорации, в-третьих, государство, в том числе наднациональные органы.

 

Суммируя изложенное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических  отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные  органы, по поводу купли-продажи товаров  и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации таких  отношений в соответствии, с законами товарного производства и денежного  обращения.

 

Рынок в экономической  теории - это совокупность экономических  отношений между субъектами рынка  по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции  Райзберг Б. А. Современный экономический словарь.-- М.:ИНФА-М, 2006. - С. 904.. Говоря простым языком рынок - это место встречи покупателя и продавца. Рынок, можно охарактеризовать следующими преимуществами:

 

- эффективное распределение  ресурсов;

 

- возможность функционирования  при ограниченной информации  о цене и издержках;

 

- гибкая приспособляемость  к изменениям (70-е гг. - рост цен  на энергоносители разработка  альтернативных источников, ресурсосбережение);

 

- оптимальное использование  результатов НТР; свобода выбора  и действий; способность к удовлетворению  разнообразных потребностей Плотницкий  М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. Учебник. - М. : Интерпрессервис, 2009. - С. 132..

 

Отрицательной же стороной рынка  является отсутствие стабильности и  большая привязанность к мировым  ресурсам.

 

К функциям рынка относятся:

 

1) информационная - рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

 

2) посредническая - рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

 

3) ценообразующая - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

 

4) регулирующая - рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

 

5) стимулирующая - рынок  побуждает производителей создавать  нужные обществу экономические  блага с наименьшими затратами  и получать достаточную прибыль Там же. С. 135..

 

Субъектами рынка выступают  продавец, покупатель, посредник.

 

К объектам рынка можно  отнести:

 

1) рабочую силу;

 

2) потребительские товары  и услуги;

 

3) средства производства

 

4) финансовый капитал;  интеллектуальную собственность Там же. С. 136..

 

Разновидности рынка.

 

Совершенная, свободная или  чистая конкуренция - экономическая  модель, идеализированное состояние  рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом  спроса и предложения.

 

Признаки совершенной  конкуренции:

 

- бесконечное множество  равноценных продавцов и покупателей

 

- однородность и делимость  продаваемой продукции

 

- отсутствие барьеров  для входа или выхода с рынка

 

- высокая мобильность  факторов производства

 

- равный и полный доступ  всех участников к информации (цены товаров) Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории. Учебник. - М. : Интерпрессервис, 2009. - С. 139.

 

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция. В России одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции  является использование административного  ресурса. Этим эвфемизмом именуют получение  администрацией, различными представителями  государства взяток в явном и  неявном виде в обмен на различного рода преференции. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов.

 

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению.

 

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок  совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических  кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может  лишь благодаря внешнему вмешательству.

 

1.2 Специфика и виды  рынка несовершенной конкуренции

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий  чистой конкуренции Робинсон Дж. Экономическая  теория несовершенной конкуренции. - М.: прогресс, 2008. - С.91..

 

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции  предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения, оказываются  в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут  существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения  между участниками рынка: производители  внимательно следят за поведением своих  конкурентов, и реакция на их поведение  должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются  теорией несовершенной конкуренции.

 

Несовершенную конкуренцию  принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Информация о работе Осударственное регулирование рынка несовершенной конкуренции и его варианты