Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа
Экономическая специфика продовольственного рынка определяется иерархией потребностей, высокой степенью локальности и автономности, институциональной и структурной устойчивостью потребления его товаров, низкой ценовой эластичностью и стратегическим значением на макро- и микроуровне. Роль и динамика рынка продовольствия зависят от его объема, открытости, насыщенности, самообеспеченности, экспортной ориентации, импортной зависимости, степени безопасности, перспектив роста и развития в направлении, необходимом для расширенного воспроизводства хозяйственной системы страны. Социальная значимость данного рынка повышает и поддерживает его экономическую значимость, обусловливая приоритетность его регулирования на всех уровнях хозяйствования.
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пензинская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономическая теория
На тему: Продовольственный рынок России и меры по его стабилизации
Пенза 2012
Продовольственный рынок представляет собой неотъемлемую часть категории «рынок» и обладает свойствами и связями, присущему множеству социально экономических явлений, которые составляют сущность рынка. Продовольственный рынок является рынком потребительских товаров и наделен специфическими чертами, свойственными лишь данному виду рынка и отличающими его от других.
Актуальность темы исследования предопределена социально-экономической значимостью и сложностью трансформационной динамики рынка продовольственных товаров в условиях формирования рыночной экономики. Продовольственный рынок на любом уровне (федеральном, региональном, локальном) - важнейший структурный элемент воспроизводства рыночного хозяйства, как в аспекте жизнеобеспеченности субъектов хозяйствования первичными общественно необходимыми и полезными ресурсами, так и в аспекте эффективного взаимодействия домашних хозяйств, предприятий и государства в сферах и отраслях экономики, связанных с продовольственным комплексом.
Экономическая специфика
продовольственного рынка определяется
иерархией потребностей, высокой
степенью локальности и автономности,
институциональной и
Под национальным продовольственным рынком понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация продовольственных товаров на территории России и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Продовольственный рынок охватывает все виды сделок и все формы реализации указанных видов товаров.
Продовольственный рынок характеризуется и качественно выделяется среди других рынков совокупностью реализуемых на нем товаров, которые объединятся в группы взаимозаменяемых продуктов питания:
«1. Зерно и хлебопродукты.
2. Мясо и мясопродукты.
3. Молоко и молочные продукты.
4. Рыба и рыбопродукты.
5. Сахарная свекла, сахар и кондитерские изделия.
6. Картофель и картофелепродукты.
7. Овощи и овощепродукты.
8. Яйцо.
9. Семена и маслопродукты.
10. Фрукты и фруктопродукты.
11. Безалкогольные напитки» [6, с. 89].
Эти группы товаров составляют основу соответствующих продуктовых рынков, между которыми существует косвенная связь через единый платежеспособный спрос населения на продовольствие и определенную взаимозаменяемость в потреблении. Рынок связан со всеми воспроизводственными стадиями в продовольственном хозяйстве, выполняющими свои определенные функции: производство формирует предложение, а потребление - спрос, распределение и обмен связывают потребление с производством. В товарном производстве рынок устанавливает экономические связи между производителями, удовлетворяя их личные и производственные потребности.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению общественных затрат на производство на основе эквивалентности обмена и удовлетворению потребностей населения в продовольствии. Рынок стихийно уравновешивает производство товаров и объем и структуру общественных потребностей в них. Через установление и изменение уровня цен на товары рынок регулирует производство по объему товаров и их структуре. В этом состоят основные функции продовольственного рынка.
«Продовольственный рынок объединяет рынок сельскохозяйственных товаров (сырья) и соответственно готовых товаров – продовольствия» [23, с. 17].
Через рынок происходит приспособление объемов, структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей в продовольствии.
Продовольственный рынок состоит из сельских базаров и городских рынков, оптовой и розничной торговли, ярмарок, аукционов, бирж, в него входят также торговые сделки вне рыночной инфраструктуры - непосредственно у продавца или потребителя (покупателя). Следовательно, национальный продовольственный рынок - это совокупность всех сделок, осуществляемых в стране по реализации сельскохозяйственного продовольственного сырья и готового продовольствия, экспортно-импортных операций, и связанных с этим социально-экономических отношений. Предложение или рыночные фонды сельскохозяйственного сырья и продовольствия формируют сельскохозяйственные товаропроизводители (население, фермеры, колхозы, акционерные общества и т. д.), производители (предприятия) готовой продовольственной продукции, а также импорт продовольственных товаров из-за рубежа.
«Объем спроса на продовольствие определяется совокупным спросом населения в соответствии с уровнем доходов и динамикой цен на сырье и продовольствие» [6, с. 90].
Особенность продовольственного рынка состоит в том, что на нем реализуются товары первой жизненной потребности - продовольствие, имеющие важнейшее жизненное значение. Поэтому продовольственный рынок попадает в сферу не только экономических, социальных, но и политических интересов. Значительная часть товаров является скоропортящимися, не подлежащими длительному хранению. Между видами продтоваров существует очень высокая степень взаимозаменяемости и в то же время довольно низкая эластичность к доходам.
Как и любой рынок, рынок продовольствия классифицируется:
В соответствии с приведенной классификацией продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.
«Важнейшие элементы продовольственного рынка - спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция. Спрос представляет собой предъявленную на рынке потребность в товарах за определенный период времени, включая и экспорт. Под спросом понимается платежеспособный спрос, т. е. потребность в продовольствии, подкрепленная наличием необходимых финансовых средств. Это совокупная потребность в продовольственных товарах при данном уровне цен и доходов, предъявляемая на рынке за определенный промежуток времени. Спрос - это платежеспособная потребность, вынесенная на рынок» [22, с. 15].
Другим важнейшим элементом рынка является предложение, под которым понимается совокупность товаров, которая при данном уровне цен может быть предъявлена к реализации на продовольственном рынке страны всеми товаропроизводителями, включая и ввоз (импорт) продовольствия из-за рубежа, т. е. количество продовольственных товаров, которые при данной цене согласны произвести и предложить к продаже товаропроизводители.
Взаимодействие спроса и предложения регулируется законом спроса и предложения, который выражает их единство и объективное стремление к соответствию. При нарушении соответствия между спросом и предложением закон побуждает рыночных субъектов к изменению пропорций производства и рыночных цен, тем самым, восстанавливая равновесие между спросом и предложением.
Цена на продовольственном
рынке представляет денежное выражение
стоимости продовольственных
Закон спроса и предложения устанавливает и регулирует только отклонения рыночной цены от стоимости, но не определяет саму стоимость, которая складывается в соответствии с уровнем общественно необходимых затрат труда.
Согласование спроса и предложения происходит, прежде всего, под воздействием конкуренции, под которой понимается состязательность производителей по удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продовольствия. Конкуренция имеет место и между потребителями за приобретение продовольствия, а также между производителями, с одной стороны, и потребителями, с другой, за приемлемую для них цену.
Для определения состояния конъюнктуры на продовольственном рынке важен анализ производства продовольствия в стране, как исходный пункт исследования конъюнктуры. Именно отечественное производство продовольствия в любой стране является основным источником формирования товарных фондов и предложения на продовольственном рынке.
«Изучение конъюнктуры продовольственного рынка необходимо для выявления проблем его функционирования, состояния продовольственной безопасности и выработки средств для их разрешения» [6, с. 92].
Благоприятная или положительная конъюнктура имеет место тогда, когда емкость товарного рынка растет, производители получают достаточные для организации воспроизводственного процесса доходы, потребители - необходимые им товары в нужном количестве и требуемого качества по доступным ценам, а цены изменяются в основном только в связи с изменением качества товаров.
«Конъюнктура рынка - это складывающаяся на нем в данный период экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезонными колебаниями в спросе населения, кратковременным действием различных факторов. Конъюнктура определяется, прежде всего, изменениями в воспроизводстве скота, птицы, мяса и мясных продуктов, зерна и хлебопродуктов и других продовольственных продуктов и находит свое проявление в динамике сельскохозяйственного и промышленного производства, капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли» [6, с. 92]. Т. е., конъюнктура - это совокупность факторов и условий, влияющих на развитие продовольственного хозяйства и реализацию его товаров. Конъюнктура продовольственного товарного рынка включает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, изменение уровня цен на товары, спроса и предложения зависят от складывающейся конъюнктуры. Изучение конъюнктуры охватывает широкий круг производственных, технико-экономических и коммерческих вопросов.
Теоретической основой изучения конъюнктуры высокоразвитых товарных рынков обычно являлась теория циклического развития экономики, по которой цикл включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Для современной российской экономики это не совсем подходит, поскольку происходящие в ней процессы имеют иные характеристики, отличные от классических.
Так, классический кризис
обычно характеризуется
Современное состояние продовольственного хозяйства, безусловно, является кризисным, т. к. непрерывно идет падение производства продовольствия, сокращение производственно-ресурсного потенциала. Однако перепроизводства нет, значительного роста товарных запасов нет, так как идет сброс поголовья скота, сокращение посевных площадей, значительно недогружены производственные мощности, цены не снижаются, а растут. В этом главное отличие современного кризиса в продовольственном комплексе России от циклического кризиса. Это не циклический, а социально-экономический кризис.
Информация о работе Продовольственный рынок России и меры по его стабилизации