Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа
В данной курсовой работе я поставила перед собой цель - на основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.
Для достижения данной цели я должна решить следующие задачи:
1. Изучить такую рыночную силу как монополия
2. Изучить такую рыночную силу как монопсония
3. На основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.
Введение……………………………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность монополии………………………………………………………………….4
1.1 Основные черты и виды монополий………………………………………………...6
1.2 Барьеры для входа в отрасль………………………………………………………....8
1.3 Монопольная власть: ее источники и показатели……………………...………….10
2. Монопсония: ее виды и условия формирования…………………………………..13
2.1 Предельные издержки приобретения продукции монопсонистом……………….15
2.2 Кривая предложения для монопсониста……………………………………...……17
2.3 Равновесие монопсонии………………………………………………………..……19
2.4 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью на рынках готовой продукции……………………………………………….…………………………….….20
3. Проблемы монополизации Российского рынка………………………………….….21
3.1Особенности монополизма в России……………………………………………….21
3.2 Антимонопольная политика в России……………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………………31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогической университет»
Институт менеджмента и экономической безопасности
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по курсу:
Экономическая теория
на тему:
Рыночная власть: монополия и монопсония.
Выполнил:
Студент 1 курса
группа ГМУ – 103
Галимова Ю.В.
Руководитель:
к.п.н., доцент
Пачиков В.И.
Екатеринбург
2013
1. Сущность монополии………………………………
1.1 Основные черты и
виды монополий…………………………………………
1.2 Барьеры для
входа в отрасль………………………………………
1.3 Монопольная
власть: ее источники и показатели……………
2. Монопсония: ее
виды и условия формирования…………………
2.1 Предельные
издержки приобретения
2.2 Кривая предложения
для монопсониста……………………………………
2.3 Равновесие монопсонии………………………
2.4 Власть монопсонии, сочетающаяся
с монопольной властью на
3. Проблемы монополизации
Российского рынка…………………………………
3.1Особенности монополизма в России……………………………………………….21
3.2 Антимонопольная политика в России……………………………………………...23
Заключение …………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции.
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену.
Цена определяется
рыночными правилами
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции, такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии и монопсонии.
В данной курсовой работе я поставила перед собой цель - на основе изученного материала сделать выводы о механизме действия рыночных сил и их влиянии на фирмы и потребителей.
Для достижения данной цели я должна решить следующие задачи:
1.Сущность монополии.
Монополия представляет собой тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов «монос» - один и «полео» - продаю.
Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка.
Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли.
Чтобы максимизировать
прибыль, монополист должен
Оценка спроса
и издержек является решающей
в процессе принятия фирмой
экономического решения. Распол
Какое количество товара должен производить монополист? Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста. На рис.1 (см. приложение) кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста.
Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода МR и кривые средних и предельных издержек - АС и МС.
Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.
Как мы можем проверить, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль? Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1.
Как показывает рис.1, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю.
Поэтому меньшее
количество продукции Q1 не максимизирует
прибыль, хотя и позволяет монополисту
установить более высокую цену. При
объеме производства Q1 вместо Q* совокупная
прибыль монополиста будет
На рис.1 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*.
Монополия имеет следующие черты:
Различают три вида монополии.
монополия, которая защищена от конкуренции юридическими законами, при этом компания владеет исключительным правом на определенный вид деятельности.
монополия, возникающая вследствие объективных причин: организация владеет либо уникальной технологией производства товара и ее средние затраты минимальны, либо уникальными природными ресурсами.
монополия, возникающая вследствие выхода компании на рынок с новой продукцией. Она не обладает никакой специальной защитой от конкуренции. В любой момент на рынке может появиться конкурент.
Данная классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые организации могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии.
К их числу относятся, например, компании,
обслуживающие систему
Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта.
Например, патентное свидетельство
дает фирме закрытую монополию на
краткосрочном временном интерв
Последнее происходит не только из – за ограниченности срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.
Фактически все монополии могут считаться открытыми. [2]
Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.
При рассмотрении барьеров для вступления в отрасль необходимо учитывать следующий момент:
Барьеры для вступления редко являются абсолютно непреодолимыми.
Существующие патентные
Вероятно, будет небольшим преувеличением сказать, что монополия в смысле однофирменной отрасли продолжает существовать сверх отпущённого ей времени только с санкции или с помощью правительства.
Фирма обладает
монопольной властью тогда, когда
она имеет возможность