Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия неценовой конкуренции и особенности ее проявления в российской экономике.
Достижение указанной цели осуществляется путем решения ряда задач:
определение понятия неценовой конкуренции;
выделение ее преимуществ;
рассмотрение форм неценовой конкуренции, а также современные тенденции неценовой конкуренции на экономику России;
определение особенностей неценовой конкуренции на российском рынке.
Введение
Глава 1. Конкурентная борьба
Понятия и виды неценовой конкуренции
Формы неценовой конкуренции
Факторы неценовой конкуренции
Равновесие при неценовой конкуренции
Глава 2. Особенности проявления неценовой конкуренции на российском рынке газированных напитков.
2.1 Наиболее распространенные формы неценовой конкуренции на российском рынке газированных напитков.
2.2 Государственное регулирование неценовой конкуренции в России
Глава 3. Современные тенденции и влияние неценовой конкуренции на экономику Р.Ф.
3.1 Современные тенденции развития неценовой конкуренции в РФ.
3.2 Влияние неценовой конкуренции на российскую экономику.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Конкурентная борьба
Глава 2. Особенности проявления неценовой конкуренции на российском рынке газированных напитков.
2.1 Наиболее распространенные формы неценовой конкуренции на российском рынке газированных напитков.
2.2 Государственное регулирование неценовой конкуренции в России
Глава 3. Современные тенденции
и влияние неценовой
3.1 Современные тенденции
развития неценовой
3.2 Влияние неценовой конкуренции на российскую экономику.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. На российских товарных рынках наступил этап конкуренции брендов, и сегодня для значительной части потребителей торговая марка становится практически самым главным критерием принятия решения о покупке. В условиях развития современной экономики вопросы конкурентной борьбы приобретают особенную актуальность, что связано с рядом различных факторов, среди которых следует особо выделить: стремительный рост информационных и коммуникационных технологий, позволяющих потребителю иметь информацию о большом количестве возможных продавцов; глобализацию мировой экономики, делающей возможной поставку относительно недорогих товаров из отдаленных регионов, либерализацию международной торговли. Указанные факторы определяют увеличение числа и плотности контактов конкурирующих видов продукции на одних и тех же рынках, а также весьма часто ослабление позиций местных производителей, неспособных соперничать на своих рынках с продукцией транснациональных корпораций и крупнейших производителей. Обострение конкуренции, развитие которой можно прогнозировать и на будущее, делает актуальным вопрос о том, какие силы может противопоставить этому отдельный производитель, как он должен действовать в сложившейся обстановке. Неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, максимально полно соответствующего стандарту или даже превышающего его.
Реклама, так же как средства массовой информации, является важным методом ведения конкурентной борьбы, так как с помощью нее можно формировать мнение потребителей о товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Объектом исследования курсовой работы является неценовая конкуренция.
Предметом исследования курсовой работы является особенности неценовой конкуренции в российской экономике.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия неценовой конкуренции и особенности ее проявления в российской экономике.
Достижение указанной цели осуществляется путем решения ряда задач:
Поставленные
в данной работе цель и задачи
определили структуру курсовой
работы, состоящую из введения, трех
глав, заключения и списка
В первой главе курсовой работы описано понятие и виды неценовой конкуренции, рассматриваются формы, факторы, а так же равновесие в неценовой конкуренции.
Во второй главе курсовой работы описаны особенности проявления неценовой конкуренции на российском рынке газированных напитков.
В третьей главе курсовой работы рассматриваются современные тенденции, и влияние неценовой конкуренции на экономику Р.Ф.
Информационную базу работы составили материалы отечественной литературы и интернет ресурсы.
Глава 1. Конкурентная борьба
Прежде всего, хотелось бы рассмотреть, что же такое конкуренция:
Под конкуренцией (от лат. concurrentia - сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.
В основе понятия «конкуренция» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей - такова центральная идея конкурентной борьбы. На практике она может быть реализована, с одной стороны, за счет тщательного изучения рынка, отношений, складывающихся между предприятиями и потребителями ее продукции. С другой - в результате активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Для понимания механизма конкуренции большое значение имеет правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике бизнеса в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции.
Ценовая конкуренция представляет собой форму конкуренции, основанную на более низкой цене (себестоимости) предлагаемой продукции или услуг. На практике она применяется крупными компаниями, ориентированными на массовый спрос, фирмами, у которых нет достаточных сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции, а также в ходе проникновения на рынки с новыми товарами, при укреплении позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Неценовая конкуренция имеет широкое распространение там, где решающую роль играют качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя, т.е. факторы, косвенно связанные или вовсе не зависящие от цены. За 80-90-е годы на ведущее место в перечне неценовых факторов выдвинулись пониженное энергопотребление и невысокая металлоемкость, полное отсутствие или малое загрязнение окружающей среды, зачет сданного товара в качестве первого взноса за новый, реклама, высокий уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания, уровень сопутствующих услуг.
Обычно наличие мощной неценовой конкуренции связывают с высоким уровнем развития рыночных отношений. На большинстве стабильных рынков экономически развитых стран неценовая конкуренция является наиболее распространенной формой конкурентной борьбы.
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя.
Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант.
Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.
Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.
При неценовой конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки.
Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.
Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.
Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки и сервиса.
При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой.
Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.
Как уже говорилось, неценовая
конкуренция включает в себя все
способы конкуренции кроме
В большинстве случаев для осуществления
неценовой конкуренции необходима дифференциация
продукции. При существовании на рынке
абсолютно однородной продукции от множества
разных производителей потребитель вряд
ли станет реагировать на что-либо кроме
цены товара при выборе продукции.
Дифференциация продукции означает, что
в любой момент потребителю будет предложен
широкий ряд типов, стилей, марок и степени
качества любого продукта. При такой дифференциации,
возможной при несовершенной конкуренции,
потребности потребителя удовлетворяются
наиболее полно, что становится несомненным
плюсом для рынка несовершенной конкуренции
по сравнению с совершенной.
Однако скептики утверждают, что чрезмерная
дифференциация продукции перестает быть
благом. Когда потребитель сталкивается
с почти бесконечным разнообразием продукции
в одном сегменте рынка, он начнет путаться,
разумный выбор станет сделать слишком
сложно, и он будет отнимать слишком много
времени. При чрезмерной дифференциации
продукции потребитель может начать судить
о товаре исключительно по цене, то есть
ошибочно предположить, что цена обязательно
является показателем качества продукта.
Другой часто применяемой формой неценовой
конкуренции является развитие товара.
С одной стороны, любой товар проживает
определенные экономические циклы, начиная
от рождения и развития и заканчивая устареванием
и смертью. С помощью своевременных изменений
в самом товаре или в его дизайне можно
дать продукту «вторую жизнь», вновь возродив
спрос на него на рынке, т.е. сделав его
конкурентоспособным.
С другой стороны, конкуренция является
важным способом реализации технических
нововведений и улучшения продукта с течением
времени. Усовершенствование продукта
имеет два аспекта. Во-первых, действительное
улучшение качества продукта одной фирмы
заставляет фирмы-конкуренты также улучшать
качество своих товаров до новых, установленных
фирмой - инноватором стандартов, а, при
возможности, и превзойти по качеству
ее продукцию, в противном случае они потеряют
долю рынка и начнут терпеть убытки. Во-
вторых, прибыли, полученные от удачного
улучшения продукта, могут быть использованы
для финансирования дальнейшего его улучшения.
Но и по поводу изменения продукта возникает
много вопросов. Основной вопрос, это глубина
изменения товара. Далеко не всегда фирмы
предлагают «улучшенный» товар, подразумевая
под этим появление каких-либо новых опций,
функций, улучшение качества, эффективности,
полезности или долговечности своей продукции.
Как уже отмечалось, новую волну спроса
может вызвать и изменение дизайна товара.
Это, разумеется, никак не влияет на качество
продукции, но может привлечь потребителя:
более экзотическая тара, яркая упаковка
или “наведение блеска” составляют зачастую
главные направления изменений продукта.
Доказывается также, что особенно в случае
с потребительскими товарами длительного
пользования и товарами ограниченного
срока пользования изменение может происходить
по принципу “запланированного морального
износа”, когда фирмы улучают свой продукт
ровно в той степени, которая необходима
для того, чтобы заставить среднего покупателя
почувствовать неудовлетворенность прошлогодней
модели.
Таким образом,
развитие продукции далеко не всегда связано
с функциональными изменениями продукта,
поэтому судить о пользе такой формы неценовой
конкуренции достаточно сложно.
Согласно теории рационального поведения,
потребитель скорее будет выбирать более
дорогую продукцию, качество которой его
полностью устраивает, чем ее более дешевый
эквивалент, но с меньшим сроком годности
и меньшей надежностью. Сюда же можно отнести
и обслуживание товара. Срок гарантии
при покупке бытовой техники, других товаров
длительного пользования, а также дорогостоящей
продукции часто играет важную роль.
Потребитель тратит весомую
часть своего бюджета на определенный
товар или услугу, значит его спрос
на данный товар или услугу неэластичен.
В такой ситуации потребитель
стремиться к минимизации рисков,
которая обусловлена качеством
изделия и длительностью
Однако стоит заметить, что можно иметь
определенный спрос на свою продукцию
и при низком качестве товара. Это возможно
при значительном снижении цены, когда
потребителя будет скорее волновать удачность
сделки за такую маленькую для данного
продукта или услуги цену, чем качество
этого продукта или услуги. Таким снижением
цены и обусловлена успешность китайских
подделок бытовой техники, средств коммуникации
и других товаров.
1.3 Факторы неценовой конкуренции
К основным факторам неценовой
конкуренции можно отнести
Ведущую роль в формировании
потребительского спроса
Когда фирма произвела новый продукт, дополнительный или модифицированный старый, реклама помогает фирме в поисках и привлечении новых потребителей. Одновременно она пытается повлиять на существующих клиентов, чтобы они продолжали покупать продукты фирмы. Реклама должна быть направлена и на привлечение покупателей с тем, чтобы заменить тех, кого фирма потеряла в результате конкуренции.
Реклама вызывает активность клиентов тремя путями: она может побудить их к прямому действию (покупателя просят немедленно прийти и купить, прислать заказ и т.д.); косвенному действию (постоянно напоминая торговую марку и побуждая покупать только этот продукт); комбинацию двух указанных видов, прося покупателя сделать шаг в направлении покупки, но не требуя делать это немедленно.
В рекламе применяют несколько основных средств: телевидение, радио, газеты, журналы, а также наружные средства рекламы: вывески, стенды, витрины, неоновая реклама. Особую роль играет реклама в виде упаковки, поэтому основную рекламную нагрузку несет, конечно упаковка.
Реклама - один из основных элементов рыночной экономики и неценовой конкуренции. Она выполняет следующие задачи:
а) информирует потребителя о наличии товара, причем затраты на нее экономически выгодны рекламодателю;
Информация о работе Современные тенденции и влияние неценовой конкуренции на экономику Р.Ф