Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:12, контрольная работа
В контрольной работе по БИОЭТИКЕ рассмотрены: история экспериментов на животных и их лечения; отношение человека к лабораторным животным; боль, страдания, эвтаназия животных; гуманные методы и способы обращения с животными.
Введение.
1.История экспериментов на животных и их лечения.
2.Отношение человека к лабораторным животным.
3.Боль, страдания, эвтаназия животных.
4. Гуманные методы и способы обращения с животными.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
1.История экспериментов на животных и их лечения.
2.Отношение человека к лабораторным животным.
3.Боль, страдания, эвтаназия животных.
4. Гуманные методы и способы обращения с животными.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Опыты на животных — использование животных в различных экспериментах. Подсчитано, что ежегодно в мире используется 50—100 миллионов позвоночных животных. Несмотря на исключительную важность беспозвоночных для ряда широкого спектра экспериментов (см. «модельные организмы»), их использование никак не контролируется, а учет количества не ведется. Большинство животных после применения в опытах усыпляется. Большинство лабораторных животных специально разводят, однако некоторых ловят в дикой среде либо покупают на аукционах и в приютах.
Опыты проводятся в университетах,
медицинских училищах, фармацевтических
компаниях, фермерских хозяйствах, оборонных
предприятиях и коммерческих лабораториях
(которые обслуживают нужды
Практически все достижения в медицине XX века каким-либо образом зависели от опытов на животных. Даже мощнейшие компьютеры не способны смоделировать взаимодействие молекул, клеток, органов, тканей, организмов и окружающей среды, что делает опыты на животных необходимыми.
Общественность с большим вниманием следит за судьбой лабораторных животных (белых мышей и крыс, морских свинок, кроликов, шиншилл, кошек, собак, домашних свиней и обезьян), используемых для научных исследований. Используют их для решения научных задач в области генетики и цитологии, в фармакологических опытах при тестировании новых медикаментов, в экспериментальной хирургии в качестве объектов, на которых проверяются новые операционные техники, применяемые затем на людях, в неврологии и нейрофизиологии и т.д.
Все эффективнее и эффектнее действуют общественные и экологические организации, выступающие за запрет исследований и научных экспериментов на животных, а также за отказ от промышленных технологий разведения хозяйственных животных и ограничение применения некоторых зоотехнических мероприятий. Деятельность эта во многих странах Западной Европы проводится в широких масштабах и часто имеет политический характер. Хорошо, если она сводится только к широким разъяснительным кампаниям с использованием телевизионных программ, газет, листовок, но гораздо хуже (а происходит это все чаще), если она ведет к уличным демонстрациям, разгрому лабораторий и похищению опытных животных, которые являются собственностью исследовательских институтов и университетов. Известны случаи уничтожения имущества, принадлежащего работникам научных институтов, угроз и психического террора.
В то же время происходит сплочение рядов специалистов и научных работников. Они готовы вести разговоры о “гуманности” современных животноводческих технологий, стараясь при этом показать экономическую связь между дешевым мясом и интенсивностью его производства. Медики своими достижениями в лечении болезней людей убеждают в необходимости использовать опытных животных в фармакологических, хирургических и прочих исследованиях и экспериментах.
Однако, несмотря на существующие аргументы, осознание того факта, что кто-то приносит страдания животным, приводит к неприятию “негуманного” обращения с животными. Такое неприятие переносится и на использование животных в целях получения от них меха или мяса. В связи с этим следует обратить внимание на проблемы гуманизма в контексте обращения с животными.
Как известно, гуманность определяется
как поведение человека, характеризующееся
уважением к жизни и
1.История экспериментов на животных и их лечения.
Самые ранние упоминания об опытах на животных встречаются в сочинениях древних греков II и I века до н. э. Аристотель (384—322 до н. э.) и Эразистрат (304—258 до н. э.) одними из первых провели опыты на живых животных. Древнеримский врач второго века нашей эры Гален известный, как «отец вивисекции», практиковал вскрытия свиней и коз. Арабский врач Ибн Зухр в XII веке отрабатывал методы хирургии на животных.
Животных использовали на протяжении всей истории науки. В 1880-м году Луи Пастер доказал микробную природу некоторых болезней, искусственно вызвав сибирскую язву у овцы. В 1890-м Иван Павлов использовал собак для изучения условных рефлексов. Инсулин впервые выделили из собак в 1922-м году, что произвело революцию в лечении сахарного диабета. 3 ноября 1957 года собака Лайка первая из многих других животных побывала на орбите Земли. В 1970-х с использованием броненосцев были разработаны антибиотики и вакцины против лепры (проказы). В 1974-м году Рудольф Яниш создал первое генетически модифицированное млекопитающее, интегрировав ДНК из вируса SV40 в геном мыши. Еще один прорыв в генетике был сделан 1996-м году, когда родилась овечка Долли (первое клонированное из соматической клетки млекопитающее).
В XX веке стали обязательны тесты на токсичность лекарств. В XIX веке контроль за лекарствами был менее строгими. Например, в США лекарство могло быть запрещено только после того, как нанесло вред людям. Однако после трагедии «Эликсира сульфаниламида» в 1937 году, когда этот препарат убил более 100 человек, конгресс США потребовал обязательного тестирования лекарств на животных. Другие страны выпустили схожие законы. В 1960-х после «Талидомидовой» трагедии стало обязательным тестирование лекарств на беременных животных.
Как много животных пострадало
ради лучшей жизни человека, больше
всех знают те, кто вынужден был
провести на них опыты. И именно они
– Пастер, Павлов, Бернар, Ястржембски,
Нансен и др. – в первую очередь
причастны к гуманизации
Символическим выражением благодарности
являются поставленные в разных странах
памятники животным, которые своей
жизнью и смертью причастны к
прогрессу в науке и борьбе
с болью и смертью людей. Эти
памятники являются также призывом
к человеческому обществу, чтобы
оно разумно и гуманно
Вопросы этического отношения
человека к животным возникли, видимо,
еще во времена неолита: жалость
к плененным животным, бережное и
ласковое отношение к существам,
обитавшим рядом с человеческим
жилищем послужили основой
В дальнейшем гуманное отношение к животным вошло в религиозные каноны, которые призывают человека к сострадательному отношению к животным: “Человек часто вынужден и получил на то право убивать животных. Но как оправдать сомнительное удовольствие, испытываемое человеком от охоты, устраиваемой ради забавы? Как оправдать человека, истязающего животное и заставляющего его работать сверх силы? Это заслуживает названия грубого насилия и жестокости. Еще в законе Моисея сказано: “Праведник милует души скотов своих...”. И животные имеют душу, и они могут чувствовать и любовь и боль. Жестоко бить, калечить или убивать бедную скотину, когда она забредет в чужой огород. Не животное виновато, а хозяин, оставивший его без присмотра” [Православный календарь, 18 марта 1998 г.].
Споры вокруг опытов на животных восходят к XVII веку. В 1655 году защитник галенической физиологии Эдмунд О’мира и другие утверждали, что боль во время экспериментов делает результаты недостоверными, так как физиология животных сильно зависит от боли. Также высказывались возражения с позиции этики — о том, что благо человека не оправдывается вредом животным.
Выдающийся представитель немецкой классической философии И.Кант (1724–1804) в “Метафизике нравов” выражает свои взгляды на обязанности человека по отношению к живой природе, считая это существенным в нравственной культуре в целом. Кант пишет: “...Есть два класса вещей или существ, зависящих самим бытием своим от нашей воли, произведенные нашим трудом и по нашему проекту, – и никоим образом не зависящие от нашей воли, однако и сами лишенные разумной целеполагающей воли (травы и животные)”. Человек и человечество, по Канту, выступают в качестве разумной личности природы согласно цели природы в ней. Человек, по Канту, есть один из видов высших животных, “чувственное существо”, или “живое телесное существо”, “разумное природное существо”. В кантовой биоэтике жалость и сострадание к живому отражают любовь к ближнему [Кант И. Сочинения, т. 4. – М., 1965. – С.305–438].
Защитники опытов утверждали, что опыты необходимы для прогресса в медицине и биологии. Клод Бернар, известный, как «принц вивисекции» и отец физиологии (его жена Мэри Франсуа Мартин основала первое антививисекционное общество во Франции в 1883 году) писал в 1865-м году: «наука о жизни — это восхитительный и сверкающий зал, попасть в который можно только через большую, грязную кухню».
Разногласия между сторонниками
и противниками вивисекции привлекли
внимание общественности в 1900-м году,
когда произошло уличное
В 1822 году Британский парламент принял первый закон в защиту животных. А в 1876 году — первый закон об опытах на животных. Закон поддержал Чарльз Дарвин, который писал Рею Ланкестеру в марте 1871 года: «ты спрашивал о моем отношении к вивисекции. Я совершенно согласен, что она оправдана для исследований по физиологии, но не ради отвратительного и мерзкого любопытства. Эта тема пугает меня до ужаса. И я больше не скажу ни слова, иначе не смогу спать сегодня ночью».
Оппозиция к опытам на животных возникла в США в 1860-х, когда Генри Берг основал «Американское общество по предотвращению жестокости к животным» (ASPCA) и Американское общество против вивисекции (AAVS) в 1883 году. Наибольшего успеха эти организации достигли в 1966-м году, когда в США был принят закон о благополучии животных.
Имя великого физиолога XIX в. Клода Бернара известно каждому студенту, прослушавшему курс физиологии животных. Но ни в одном учебном пособии не описывается методика проведения его опытов по изучению влияния температуры на организм теплокровных. Вот она: “…Животных (использовалось более 70 собак, множество кошек, кроликов, голубей) помещают в печь при температуре 90 и 100°С. У животных всегда наблюдаются одни и те же характерные симптомы. Вначале животное слегка возбуждено. Скоро дыхание ускоряется. Животное открывает рот и начинает прерывисто дышать. Скоро делается невозможным описать его страдания; под конец оно падает в конвульсиях, умирая обыкновенно с громкими криками” [Жестокости современной науки. М., 1904]. В лаборатории проф. В.В.Пашутина (1889 г.) животному покрывали кожу водонепроницаемым лаком, затем заживо сдирали – без анестезии, “дабы не затемнить результаты научного исследования” [Матюшин А.И., Осняч В.С., Павлова Т.Н. Деонтология медико-биологического эксперимента. – М., 1987].
В 1972 г. американский биолог В. Поттер ввел в научный оборот понятие “биоэтика”. Он понимал под ней новую научную дисциплину, объединяющую биологическое знание и человеческие ценности. Первоначально биоэтические проблемы связывались с проблемами искусственного прерывания беременности, эвтаназии, сексуальных отношений, медицинского обслуживания, пересадки органов.
В дальнейшем в число биоэтических проблем были включены проблемы, связанные со взаимодействием человека и животных. Это нашло свое отражение и в изданной в США и Англии четырехтомной “Энциклопедии биоэтики”. В 1980 г. в Нью-Йорке широким изданием вышла книга американского автора М.С. Доукинса “Муки животных: поиск улучшения их жизни”. В развитых странах все более распространяются идеи защиты прав животных.
Но порой эмоции защитников прав животных переходят все разумные границы. Так, в отдельных европейских странах защитники прав сельскохозяйственных животных, взывая к общественности, требуют содержания пушных зверей, не рассаженных поодиночке или парами в клетках, а проживающих семьями в шикарных вольерах большого размера с бассейном, как в зоопарке. В своих призывах они опираются на исследования американских генетиков, проводивших эксперименты на мышах и ничего не имевших общего с разведением пушных зверей. Эти исследователи делили только что родившееся потомство мышей по принципу аналогов на две группы. Одна из них “воспитывалась” в условиях “обогащенной среды” (просторная клетка, множество различных “игровых” элементов – лестниц, коробочек и т.д.), другая – в обедненной среде (тесная клетка, отсутствие каких-либо посторонних предметов). Оказалось, что у животных первой группы способности к обучению были выше и даже толщина коры головного мозга превосходила таковую во второй группе. Конечно, эти различия по наследству не передавались: согласно генетическим законам, приобретенные признаки не наследуются, но трудно сказать, насколько все это ущемляет права пушных зверей и нужно ли это практическим звероводам.