Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этикет".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовное право -- шпоры....docx

— 125.75 Кб (Скачать файл)

 

1. Происхождение термина «этика», мораль нравственность     
Термин 
«этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». 
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» -- латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. 
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» -- разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) -- изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности:

Гегель – мораль- сфера должного

Нравственность- сфера сущего

Кант – мораль – то как ведет  себя  большенство.  Нравственность – индив нормы в сфере практического разума где господствует автономная воля S . Мораль-совокупность ценностей добра и злаатакже соответствующ им форм сознаний отношений дей-ти Нравственность  - внутр. Духовные качества которыми рук-ся человек.

2. Мора́льный абсолюти́зм — утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной. Моральный абсолютизм соответствует убеждению, что существуют абсолютные стандарты, которые можно использовать для разрешения вопросов морали, и что определенные действия правильны или неправильны независимо от их контекста.Согласно моральным абсолютистам, моральные законы являются составной частью законов Вселенной, природы человека и воли или характера Бога, или какого-либо другого фундаментального источника. Моральные абсолютисты рассматривают действия как моральные или аморальные в своей сути.В некоторых исключениях, моральный абсолютизм ограничивается до убеждения, что действия моральны или аморальны независимо от обстоятельств, в которых они могут происходить. Ложь, например, всегда рассматривается в таком случае как аморальный поступок, даже если ложь была использована, чтобы совершить какой-то другой хороший поступок. Эта редкая разновидность морального абсолютизма может быть контрастирована с моральной последовательностью —точкой зрения, что моральность поступка зависит от контекста или последствий этого поступка. Одна такая теория была создана Джоном Ролзом в его «Теории справедливости». Гуманистическая этика направление в буржуазной теории морали, получившее распространение в США начиная с 20-х гг. 20 в. Осн. ее представители — У. Файт, И. Бэббит, К. Гарнет и И. Левин — дали такое название своим теориям на том основании, что нравственность выводится в них из "специфически человеческих", с т. зр. этих авторов, явлений, в действительности же — из явлений индивидуальной психологии. Такое ограничение оснований морали приводит сторонников "Г. э." к крайне индивидуалистическому и субъективистскому пониманию нравственности. Критерийморали они сводят к осознанию человеком своих действий и готовности отказаться от всякой заранее поставленной цели, к внутренней сосредоточенности индивида и отказу от "внешней экспансии, к мудрости или, наконец, к разумности поведени. Все эти критерии являются чисто формальными, не раскрывают конкретного содержания морали: они произвольно выхвачены из сложной системы моральных отношений личности и об-ва. "Г. э." отрицает значение в морали общих принципов, одинаково распространяющихся на всех людей; выступает здесь в качестве единственного судьи своих действий. Файт, напр., приходит к выводу, что человек не обязан уважать интересы др. людей, к-рые сами не могут постоять за себя.

4. специфические  характеристики природы человека  Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волейразумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организациипроцессов этих тканей. В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического. Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмомПлатонпредставлял человека как существо, единой реальности. Человеческая душа в трудах Августина становится загадкой, тайной для самого человека. Тело в философии Нового времени рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием. Согласно, человек есть божественное творение.

5. Моральная регуляция Моральная регуляция имеет оценочно-императивный характер. Это означает, что с помощью моральных норм и ценностей оцениваются поступки, слова и намерения людей. Мораль либо одобряет их, либо не одобряет, порицает. Моральные нормы представляют собой определенные правила или образцы поведения. Одновременно они характеризуются той системой оценки, с помощью которой человеческие действия определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые или несправедливые.

Императивный характер морали Одобряя что-то или порицая, мораль вместе с этим предписывает, повелевает, как следует себя вести, чтобы соответствовать общественным требованиям. В этом проявляется ее императивный характер. Такая форма регуляции возникла очень давно. Уже в первобытном обществе сложилась система запретов (табу), которые регулировали отношения между людьми. Эти запреты касались многих вещей: прежде всего они имели сакральный (священный) характер и налагали запреты на предметы культа, жертвоприношений, ритуалов. Табуирование распространялось на собственность вождя, общины, пользование угодьями рыболовства и охоты. Простейшие системы регуляции существуют и в коллективах животных (стаях, стадах, прайдах, табунах). Такие системы регуляции являются биологической формой адаптации. В человеческом обществе подобная адаптация приобретает характер особой сферы общественных отношений.

 

.

10 Моральные привычки  и интуиция Нравственное сознание человека включает в себя: привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы); рефлексию (раздумья);  интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях); моральные переживания.

Моральные привычки Далеко не все моральные нормы и императивы осознаются каждым человеком, анализируются им и оцениваются. Многое человек выполняет автоматически, как сложившиеся стереотипы поведения, соответствующие традициям и обычаям. Это моральные привычки. Человеку свойственно не раздумывая помогать слабому, уступить место старику, защитить ребенка и т.п. Такие моральные привычки в своих массовых проявлениях составляют основу моральной нравственности общества.. Интуитивизм - идеалистич. течение в философии, видящее в «непосредств. знании» — интуиции — высш. форму познания, противопоставляемую как чувствен, восприятию, так и рациональному ло-гич. мышлению. В этой связи И. выступает как разновидность ирра-ционализма. Наибольшее распространение получил в 19 в. (поздний Шеллинг, Э. Гартман) и 20 в. (А. Бергсон, Э. Гуссерль, Я- О. Лос-скии), явившись идеалистич. реакцией на развитие науки и философии. Если в теории познания он оказывается односторонней абсолютизацией реального познавательного процесса, связанного с актом интуиции, то этический и эстетический И. выдвигают на первый план соответственно нравств. и эстетич. чувство. В религ. философии И. сливается с мистикой в признании возможности непосредств. познания божества, соединения с ним в акте религ. экстаза.

 

7. Элементы системы  моральной регуляции. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения В систему моральной регуляции входят: * нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на: * общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы), * запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований. Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами; * ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются: * содержание моральных норм; * образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров. Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности); * важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире; * следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы: * четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.); * бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы. * Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.

8. Ценность и  Высшая ценность. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность иlogos – учение). Но прежде чем сложиться в её современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она сформировалась. В античной, а затем и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека. Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможно нормальная жизнь общества в целом. К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, , дружбе и любви; родственные связи; ценности самоутверждения, самореализации;

 

9.ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая, мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают  с нравственностью. Если мораль-это  определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном  измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило  нравственности, отождествляемое с  самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ  ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

 

 

12. СОКРАТ (около 470/469–399 до н.э.), афинский философ, удостоившийся поистине вечного памятника – диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом. Родителями Сократа были скульптор (или каменотес) Софрониск и Фенарета. Отец, вероятно, был довольно зажиточным гражданином (судя по тому, что Сократ воевал как гоплит, т.е. тяжеловооруженный воин), однако сам Сократ нисколько не заботился о своем имуществе и к концу жизни чрезвычайно обеднел. Свое учение Сократ излагал только в устной форме. Наши сведения о нем происходят из нескольких источников, среди которых изображение и упоминания Сократа в комедиях Аристофана – прижизненные и пародийные, а портреты Сократа у Платона и Ксенофонта – посмертные и хвалебные, однако они мало соответствуют друг другу. Сообщения Аристотеля, по-видимому, опираются на Платона. Свой вклад в легенды о Сократе внесли и многие другие дружественно или враждебно настроенные авторы.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"