Этикет в сфере делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире интерес к этике и этикету усилился в связи с проблемой психологических взаимоотношений в коллективе, влияющих на успех деятельности предприятия. Когда в деловой сфере, правительственных кругах, на производстве, в международных отношениях, возникают конфликты, все чаще разрешение их ведется путем деловой беседы, переговоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА
1.1 История этикета
1.2 Этика делового общения
1.3 Особенности и значение делового этикета
1.4 Хорошие манеры
ГЛАВА 2 ЭТИКЕТ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
2.1 Деловой протокол
2.2 Этикет деловых переговоров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 48.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:Этикет в сфере делового общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА

1.1 История этикета……………………………………………………..

1.2 Этика делового общения…………………………………………………

1.3 Особенности и значение делового этикета……………………………

1.4 Хорошие манеры ……………………………………………….

ГЛАВА 2 ЭТИКЕТ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ  ПЕРЕГОВОРОВ

2.1 Деловой протокол……………………………………..

2.2 Этикет деловых переговоров………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

Список используемой литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации, это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом  едины во всех странах, хотя имеют  и свои особенности в зависимости  от национальных и исторических традиций и законов исповедуемой религии.

Этика - древняя наука, которая возникла как составная часть философии  в период становления рабовладельческого общества. Термин «этика» ввёл один из её основателей древнегреческий  философ Аристотель. По его мнению, этика помогает познать, что следует  делать и от чего нужно воздержаться Аристотель. Объект изучения этики: нравственные явления в самых разнообразных формах их существования. Различают теоретическую этику и нормативную этику. Первая занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснением её места в системе общественных отношений, обоснованием формы и структуры нравственного сознания. Вторая: своим предметом имеет все то, что позволяет ответить на вопрос: как должен поступать человек исходя из принципов и норм морали. Оба направления представляют собой отрасль научного знания, предметом которой является учение о морали, о законах её развития, экономических, социальных и психологических механизмах её функционирования.

Общепринятый этикет помогает в  общении людям разного уровня, принадлежащим к различным социальным группам. При этом они используют готовые формы коммуникации.

В современном мире интерес к  этике и этикету усилился в  связи с проблемой психологических  взаимоотношений в коллективе, влияющих на успех деятельности предприятия. Когда в деловой сфере, правительственных  кругах, на производстве, в международных  отношениях, возникают конфликты, все  чаще разрешение их ведется путем  деловой беседы, переговоров.

1.1 История этикета

Значительная часть правил этикета  пришла из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила забывались по мере исторического  развития, сохранялись для потомков лишь наиболее рациональные из них, проверенные  временем.

Англию и Францию обычно называют «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак  нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV веке господствуют в обеих странах. О Германии и  прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.

Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек  переходил от феодальных нравов к  духу нового времени и этот переход  начался в Италии раньше, чем в  других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза  более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. Французы в то время не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали  всех ученых самыми ничтожными из людей.

В то время как вся остальная  Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались  еще в полной силе, Италия была страной  новой культуры. Эта страна и заслуживает  по справедливости быть названной родиной  этикета.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую  почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами  и дворянским сословием (особенно в  столичных городах) постоянно и  настойчиво, порой жестоко, следил сам  царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская  страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но их много и сейчас. Р.Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет - черный, а в Китае - белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались. Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Этикет делового общения

Этикет - установленный порядок  поведения, свод правил поведения, нормы  взаимоотношения людей, принятых в  определенных социальных кругах.

Деловой этикет - важнейшая сторона  профессионального поведения делового человека.

Деловое поведение - система поступков  индивида, связанная с реализацией  его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется  через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.

Особенности этикета - сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях.

Деловая этика основывается на таких  общечеловеческих ценностях, как:

1. свобода. Деловой человек должен  ценить не только свободу своих  коммерческих действий, но и свободу  своих конкурентов, что выражается  в недопустимости вмешательства  в их дела.

2. терпимость, осознание невозможности  моментального преодоления слабости  и недостатков партнеров, клиентов  или подчиненных. Такое понятие  устанавливает взаимное доверие,  понимание и откровенность.

3. тактичность и деликатность. Такт  в общении - это понимание соответствия  цели и норм поведения и  умение применить эти нормы.  Быть тактичным, значит, в любой  ситуации осознавать своего партнера  как равноценную и равноправную  человеческую личность с учетом  особенностей пола, возраста, национальности, привычек. Деликатность - это вежливость  и внимательность в общении,  форма проявления корректности  и искренности в глазах коллег. Особенно велика цена деликатности  при общении с зарубежными  коллегами. Чужие обычаи, представления  могут показаться странными, манеры  поведения - фамильярными или  вульгарными. Деликатность не  должна превратиться в льстивость.

4. справедливость. Объективная оценка  личностных качеств людей и  их деятельности. Признание их  индивидуальности, открытость критики,  самокритичность.

5. деловая обязательность. Умение, несмотря ни на что, выполнять  принятые обязательства.

Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

По характеру и содержанию общение  бывает формальное (деловое) и неформальное (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение - это процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение  конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение реализуется в  различных формах:

- деловая беседа,

- деловые переговоры,

- деловые совещания,

- публичные выступления.

Современный деловой человек должен уважать себя как личность и с  уважением относиться к другим, проявляя в деловом взаимоотношении терпимость, деликатность, тактичность, доверять не только себе, но и своим партнерам, должен быть убежден, что честь превыше  прибыли. А также признавать неизбежность конкуренции, но признавать необходимость  сотрудничества, ценить свободу своих  коммерческих действий и свободу  действий конкурентов. Уметь рисковать  и брать на себя ответственность  за все принимаемые решения, выполнять  обещания в срок, не оправдываться, а определять конкретные сроки.

Этикет есть форма общественного  контроля за соблюдение поведений каждого  человека. Нарушение этикета вызывает определенные санкции. Практическое знание этикета дает возможность людям  использовать уже готовые формы  общепринятой вежливости для общения  на различном уровне.

Основы этикета значительно  просты: культура речи, которая предполагает не только ее грамотную стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов.

Большое значение для общения людей  имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в различных  местах, в различных ситуациях.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеет также немаловажное значение при обращении людей  друг к другу, нужно знать то, о  чем говоришь и уметь выражать свои мысли в такой форме, чтобы  они не выглядели как назидание  или нравоучение, умение управлять  своими отрицательными эмоциями.

В этикете высоко ценится внимательность, умение выслушать говорящего, оказать  услугу нуждающемуся в ней.

Каждый человек должен знать  и соблюдать основные нормы этикета, понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что  в его процессе ставятся цель и  конкретные задачи, которые требуют  своего решения. В деловом общении  мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без  потерь для обеих сторон). В обычном  дружеском общении чаще всего  не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение  можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение можно условно  разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между  партнерами существует пространственно-временная  дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой  эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно  действуют социально-психологические  механизмы.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством  передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения  человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного  рода научных идей, а также координации  совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его  взаимоотношений с людьми.

Невербальные средства общения  чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько  хорошо человек владеет собой, а  также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.

Механизмы воздействия в процессе общения можно разделить на следующие  виды:

1. Внушение - это целенаправленное  неаргументированное воздействие  одного человека на другого.  При внушении осуществляется  процесс передачи информации, основанный  на ее некритическом восприятии.

2. Убеждение - это воздействие  построено на том, чтобы с  помощью логического обоснования  добиться согласия от человека, принимающего информацию.

 

1.3 Особенности и значение делового  этикета

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

- придворный этикет - строго регламентируемый  порядок и формы обхождения, установленные  при дворах монархов;

- дипломатический этикет - правила  поведения дипломатов и других  официальных лиц при контактах  друг с другом на различных  дипломатических приемах, визитах,  переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых  в армии правил, норм и манер  поведения военнослужащих во  всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность  правил, традиций и условностей,  соблюдаемых гражданами при общении  друг с другом.

Информация о работе Этикет в сфере делового общения