Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:35, реферат
Деловые отношения тесно связаны с общением, являясь основным способом взаимодействия в производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Они представляют собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Деловые коммуникации сегодня проникают во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере деловых коммуникаций непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, управлении, торговле, искусстве, производстве.
1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке
2. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций
2.1 Понятие деловых коммуникаций
2.2 Интерактивная и перцептивная функции общения
3. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций
3.1 Понятие принципов делового общения. Принципы деловых коммуникаций
3.2 Этика деловых коммуникаций
3.2.1 Этика делового общения «сверху-вниз»
3.2.2 Этика делового общения «снизу-вверх»
3.2.3 Этика делового общения «по горизонтали»
Заключение
Список литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Деловые коммуникации» на тему:
«Этические нормы и принципы деловых коммуникаций»
Москва 2011
Список литературы
1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке
Деловые коммуникации - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Основной акцент ставится на рациональные составляющие, в то время как сам процесс стремится к выработке единых правил совместной целенаправленной деятельности. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых коммуникаций является общение людей. Как определяющие конечный положительный результат коммуникаций факторы, мною будут рассмотрены этика и основные принципы деловых коммуникаций на примере общения и взаимоотношений.
Деловые отношения тесно связаны с общением, являясь основным способом взаимодействия в производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Они представляют собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Деловые коммуникации сегодня
проникают во все сферы общественной
жизни. В коммерческие, деловые отношения
вступают предприятия всех форм собственности,
частные лица. Компетентность в сфере
деловых коммуникаций непосредственно
связана с успехом или
Новые экономические и
социальные условия побудили к коммерческой
и организаторской деятельности
широкие массы населения. Это
обстоятельство выдвинуло на первый
план необходимость обучения языковым
формам делового общения, необходимость
повышения лингвистической
По характеру и содержанию отношения бывают формальные (деловые) и неформальные. Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата.
Выбранная мною тема актуальна тем, что проблеме этике коммуникаций в бизнесе в последнее время уделяется большое внимания, повлекшее возникновение отрасли науки, определяющей себя как междисциплинарную, опирающуюся на теорию морали, менеджмент, экономику и психологию. Причина внимания к вопросам бизнес-этики прежде всего связана с экономическом ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров.
2. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций
2.1 Понятие деловых коммуникаций
этика деловой коммуникация бизнес общение
Этика - учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 гг. до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна отвечать на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.
Мораль - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.4 - М., Мысль, 1983. - С.379.
Специфика деловых коммуникаций обусловлена тем, что они возникают на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимыми нормами и стандартами (в том числе и этическими) поведения людей. Как и всякая коммуникация, деловая коммуникация имеет исторический характер, она проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Ее отличительная черта - отсутствие самодовлеющего значения. Деловая коммуникация не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
Деловое общение является
необходимой частью человеческой жизни,
важнейшим видом отношений
С учетом всего вышесказанного этику деловых коммуникаций можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
2.2 Структура и функции общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: Дебольский М.С. Психология делового общения. - М.: ПРИОР, 1992. С. 56.
> Коммуникативная сторона - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
> Интерактивная сторона
- заключается в организации
> Персептивная сторона
- означает процесс восприятия
и познания друг друга
Рассмотрим каждую функцию в отдельности.
Коммуникативная функция общения.
Во время процесса общения
имеет место не просто движение информации,
а взаимная передача закодированных
сведений между двумя индивидами
- субъектами общения. Следовательно, имеет
место обмен информацией. Но люди
при этом не просто обмениваются значениями,
они стремятся выработать общий
смысл. А это возможно лишь в том
случае, если информация не только принята,
но и осмыслена. В условиях человеческой
коммуникации могут возникать
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).
Для передачи любая информация
должна быть соответствующим образом
закодирована, т.е. она возможна лишь
посредством использования
Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Невербальная коммуникация.
Установлено, что в процессе взаимодействия
людей 60-80% коммуникации осуществляется
путем применения невербальных выражений.
Они развиваются как
Интерактивная и перцептивная функции общения.
Интерактивная функция
- это характеристика тех компонентов
общения, которые связаны с
3. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций
3.1 Понятие принципов
делового общения. Принципы
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Принципы делового общения дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Первый принцип: Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5
Второй принцип: Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Логическим продолжением четвертого принципа является пятый принцип-принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Седьмой принцип рекомендует различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаются за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип - недопустимость никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.
Информация о работе Этические нормы и принципы деловых коммуникаций