Анализ производства и продажи молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ и диагностика производства и реализации молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей их повышения.
В ходе работы определены следующие задачи:
- изучение теоретических основ методики анализа производства и реализации продукции;
- краткая характеристика деятельности ООО Агрофирма «Бобино-М»;
- анализ производства молока в хозяйстве;
- анализ реализации молока в хозяйстве;
- выявление резервов увеличения производства молока;
- оценка предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы методики анализа производства и продажи молока……..5
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия…………17
3 Анализ производства и продажи молока…………………………………….30
3.1 Анализ объема производства молока………………………………..30
3.2 Анализ структуры и качества произведенного молока…………….32
3.3 Анализ продажи молока и выполнения договорных обязательств……...34
3.4 Анализ конкурентоспособности молока……………………………37
3.5 Анализ цен реализации. Анализ спроса и предложения, эластичность сбыта молока………………………………………………42
4 Резервы увеличения объема продаж. Прогнозирование безубыточности производства……………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы………………………………………………………………51
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

АФХД КУРСОВАЯ.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические показатели:

Ø объем выпуска в стоимостной оценке;

Ø материалоемкость;

Ø себестоимость товарной продукции, прибыль и рентабельность.

Если увеличивается  удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении  удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл

ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл

ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл

ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф

DВП DV = ВП усл1 – ВП пл

DВП DУД = ВП усл2 – ВП усл1

DВП DЦ = ВП ф – ВП усл2

DВП = DВП DV + DВП DУД  + DВП DЦ = ВП ф – ВП пл

Также расчет можно  произвести способом абсолютных разниц:

ВП = V * УД * Ц

DВП DV = DV * УД * Ц пл

DВП DУД  = Vф * DУД * Ц пл

DВП DЦ = Vф  * УДф * DЦ

DВП DV + DВП DУД + DВП DЦ = DВП,

где DВП – изменение валовой продукции, DV – изменение объема производства, DЦ – изменение цены на продукцию.

Расчет влияния  структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная  цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении.

Косвенным показателем  качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака. Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции  – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие  показатели  характеризуют качество всей произведенной

продукции независимо от ее вида и назначения:

Ø удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

Ø удельный вес продукции высшей категории качества;

Ø средневзвешенный балл продукции и средний коэффициент сортности;

Ø удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;

Ø удельный вес сертифицированной продукции;

Ø удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

Ø удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели -  качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

Ø полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания);

Ø надежность (долговечность, безотказность в работе);

Ø технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

Ø эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. Одна из задач анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент  сортности можно определить двумя  способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

Еще одной задачей  анализа является определение влияния  качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП):

DТП = (Ц1 –  Ц0) * К1,

DВ = (Ц1 –  Ц0) * VРП,

DП = [(Ц1 –  Ц0) * VРП1] – [(С1 – С0) * VРП1],

где  Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

К1 – количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 -  объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие  выпускает продукцию по сортам, и  произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Стандартизация  – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.

Сертификация  – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Стандарты сертификатов следующие:

1.ИСО 9000 – содержит описание эталонов 3-х моделей качества,

предупреждения  дефектов продукции как на стадии разработки, так и

изготовления;

2. БИП – бездефективное изготовление продукции;

3. КСУКП – комплексная система управления качеством продукции. Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:

Ø продукция 1-й категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

Ø продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам. Продукция,  оцениваемая по 2-й категории, подлежит снятию с производства;

Ø там где продукция не оценивается по категориям качества, используется категория сортности. Сортность – тоже характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.

Ритмичность – равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте предусмотренных планом. Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики

равномерного  выпуска продукции, а оценочным показателем является коэффициент равномерности. Он определяется по следующим формулам:

,

где D - число рабочих дней в плановом периоде; di - число рабочих дней в i-м отрезке времени; Qn ● di / D и Qф ● di / D - соответственно плановый и фактический выпуск продукции за i-й отрезок времени  при условии полной равномерности (выпуск пропорционален рабочим дням).

Анализ рассматривает  скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели:

Ø снижается качество продукции;

Ø увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;

Ø не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;

Ø несвоевременно поступает выручка;

Ø перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.

Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые  показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности -  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Для оценки ритмичности  производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности – как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности умножить на 100. Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа  необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

2  Организационно – экономическая  характеристика предприятия

ООО  «Агрофирма «Бобино-М» расположено  в северной  агроклиматической  зоне  Кировской  области  и  западной  части  Слободского  района.  

Хозяйство  расположено  в центральной  части  Кировской  области.  Территория  хозяйства  находится  в  районе  Вятского  вала, сложенного пермскими глинами,  мергелями  и  известняками,  рассечена   довольно  густой  и хорошо  выраженной овражно-балочной  сетью. Формы  рельефа  представлены  пологими  холмами,  но большей  частью волнисто - равнинный. Наличие  логов  и  оврагов, которые  рассекают  территорию хозяйства  во  всех  направлениях,  обусловило  в  широких  размерах  развитие  процессов  смыва и эрозии  почв. В силу особенностей рельефа и природной растительности поля мелкоконтурные, холмистые (равнинные поля почти отсутствуют).

С  севера  территорию   хозяйства  огибает  река  Мосеевка - это небольшая  река. С  запада - крупная  река  Кировской  области - Вятка. Кроме  перечисленных  рек  протекают  речки: Медянка, Погинка, Плоская. Озера   находятся  в  основном  в  пойме  реки  Вятка, здесь  их  огромное                                             количество: Черное, Федорково,  Починское, Студеное.  Грунтовые  воды  находятся  на  глубине  7-10м. На  пониженных  участках  грунтовые  воды  выходят  на  поверхность,  способствуя  заболачиванию  почвы.

Климат, в котором находится предприятие, умеренно континентальный, с продолжительной  снежной зимой, весна холодная с  поздними заморозками, умеренно теплое, холодное лето, осень длительная, дождливая с ранними заморозками,  хозяйство  расположено в  полосе   избыточного  увлажнения. В целом климатические  условия позволяют  выращивать основные  сельскохозяйственные культуры:  озимая  рожь, яровая пшеница, овес, горох, клевер  луговой и розовый, лядвенец рогатый, козлятник восточный, тимофеевка  луговая.               

Информация о работе Анализ производства и продажи молока