Контрольная работа по "Математике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения

Содержание

Введение 3
1.Величина и её свойства. 4
1.1. Восприятие величины дошкольниками. 6
2. Требования к воспитателю по формированию у дошкольников
представлений о величине. 9
3.Возможности игры как средства развития представлений
о величине предметов у детей дошкольного возраста. 16
4.Формирование представлений о величине в разных возрастных
группах. 23
5. Конспект занятия 24
Вывод. 30
Список используемой литературы. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

Чаще  всего дети характеризуют предметы по какой-либо одной протяженности, наиболее ярко выраженной, чем другие, а. поскольку длина, как правило, является преобладающей у большинства  предметов, то и выделение длины  легче всего удается ребенку. Значительно большее число ошибок делают дети (в том числе и старшие) при показе ширины. Характер допускаемых  ими ошибок говорит о недостаточно четкой дифференциации других измерений.

Наиболее  успешно детьми определяются в предметах  конкретные измерения при непосредственном сравнении двух или более предметов.

Само  слово величина непонятно многим детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, воспитатели предпочитают пользоваться словами – «одинаковый, такой же», которые многозначны (например, одинаковый по цвету, форме, величине), поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди - такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.). Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова большой, маленький. Но это не означает, что в их словаре отсутствуют более конкретные определения. В отдельных случаях дети с разной степенью успешности употребляют их. Так, о шее жирафа говорят длинная, о матрешке - толстая. Довольно часто одни определения заменяются другими: вместо тонкая говорят узкая и т.п. Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов. Общеизвестно, что в отношении целого ряда предметов правомерно говорить, как о больших или маленьких, поскольку изменяется весь объем предмета (большой - маленький стул, большой - маленький мяч, большой - маленький дом и т.д.), но когда в отношении этих же предметов мы хотим подчеркнуть лишь какую-либо существенную сторону, то говорим: купи высокую елку; ребенку нужен низкий стул и т. д.

Эти допущения  в использовании слов в их относительном  значении являются предпосылкой неточности, которая часто вызывает заведомо неправильные выражения: большая линейка (вместо длинная), большая пирамидка (вместо высокая), тонкая лента (вместо узкая) и т.п. Поэтому, когда ребенок вслед за взрослыми пользуется такими общими словесными обозначениями величины предметов, как «большой - маленький» вместо конкретных «высокий», «низкий» и т.д., он, хотя и видит отличия в величине предметов, неточно отражает это в речи

Леушина А.М. считает, что не учитывается  и другой весьма важный фактор в  распознавании размеров - это относительный  характер данного понятия. Длинный - короткий, широкий - узкий и другие параметры - понятия относительные, поэтому они могут быть осмыслены лишь на основе их сравнения, сопоставления размеров двух предметов. Чтобы познакомить детей, со словом длинный или короткий, необходимо, прежде всего, раскрыть значение понятия длиннее - короче. И как показывают многие исследования, только выбор на основе сравнения обеспечивает дифференцировку различных параметров протяженности. Этот выбор постепенно должен усложняться: выбор из двух предметов заменяется выбором из трех и более, что в конечном итоге подводит детей к пони манию последовательности в уменьшении (увеличении) того или иного параметра протяженности и пониманию относительности размеров. При правильном обучении дети начинают успешно упорядочивать предметы по их размерам. [9; 84-93]

Расставляя  в ряд предметы по возрастанию (убыванию) того или иного параметра, дети усваивают  порядковые отношения по аналогии с  взаимнообратными отношениями между  смежными числами в деятельности счета. Однако как восприятие простейших отношений двух объектов, так и  овладение отношениями ряда требует  обучения, что убедительно показано в ряде исследований.

Столяр, исходя из особенностей детских представлений  о величине предметов, предлагает строить  педагогическую работу в определенной последовательности. Вначале формировать  представление о величине как  пространственном признаке предмета. Учить детей выделять данный признак  наряду с другими, пользуясь специальными приемами об следования: приложением  и наложением, Практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши должны устанавливать  отношения «равенства - неравенства». А результаты сравнения отражать в речи с помощью прилагательных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте), больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т.д. Таким образом, Столяр первоначально предусматривает лишь попарное сравнение предметов по одному признаку.

Далее следует  перейти к формированию представлений  о трех мерности предметов. С этой целью дети определяют длину, ширину, высоту у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем  и у других предметов (деталей  строительного материала, конструктивных поделок и т. п.). Выделение и  определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного  объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или  меньшими предметы называются в зависимости  от размера всех трех измерений. В  старшей и подготовительной группах, Столяр предлагает решать задачу с  упорядочиванием предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Количество упорядочиваемых в ряд  предметов составляет до 10, а разница  их размеров от 3 до 1 см. Усложнение заданий состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, палочки сначала раскладываются по длине, а затем по толщине). Другое усложнение заключается в том, что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше), чем все предыдущие, и больше (меньше), чем все последующие. Так происходит осознание относительности размера. Старшие дошкольники выполняют и более сложные задания на развитие глазомера: найти на глаз предметы большего, или меньшего размера, чем образец; подобрать два предмета, чтобы, вместе они были равны образцу и др. Постепенно расширяют и площадь, на которой осуществляется поиск предметов нужного размера. При сравнении трех объектов, из которых один служит образцом, ребенок должен научиться сравнивать каждый объект, предъявляемый для выбора, с образцом и решить, равен он по величине образцу или нет, т.е. овладеть операцией последовательного сравнения - наиболее экономичным способом решения задачи. Этому следует научить детей. [14; 80]

Итак, врученный  ребенку образец должен играть роль эталона для сравнения с ним  других объектов; служить мерой измерения  линейных величин. Поэтому, весьма важно, чтобы ребе нок и воспринял  этот эталон как меру измерения. Для  этого надо предложить детям самим создать такую мерку (образец), которая служила бы опосредованным звеном для сравнения.

Последующая задача состоит в том, чтобы обучить  детей способам измерения при  помощи мерки (показать, что конец  мерки должен быть совмещен, с концом измеряемого отрезка) и путем  сопоставления мерки с объектом находить равные ей или неравные. Как  показывают исследования и опыт, с  введением мерки точность определения  размера даже при минимальных  различиях сравниваемых объектов значительно  возрастает.

Следовательно, решение глазомерных задач зависит не столько от величины порогов глазомера, сколько от овладения определенными способами глазомерных действий. Отсюда необходимо сделать выводы для методики: надо последовательно обучать детей практическим способам соизмерения, постепенно усложняя глазомерные действия. Чем сложнее глазомерная задача, тем важнее наметить последовательность обучения (сначала в практическом плане).

Упражнения  в установлении транзитивности отношений  порядка проводятся также с помощью  игр, требующих от детей смекалки и сообразительности.

Одной из задач для воспитателя, работающего  с детьми старшего дошкольного возраста является задача уточнения представлений  детей об изменении предметов  по длине, ширине, толщине, высоте при  правильном отражении этого в  речи («Стало длиннее», «Это больше»  и т. д.).

Также воспитатель организует действия по комплектованию, уравниванию по величине определенных предметов. С этой целью он учит пользоваться образцом, меркой-посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот). Для того чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по изменению величины предметов должны иметь совершенно конкретную направленность на результат: изготовить для кукол в соответствии с их размером ленточки для бантиков, сделать лесенку или заготовки определенных размеров для ремонта книг, коробок, плетения ковриков, елочных бус и т. п.

Таким образом, у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать  предметы по их размерам, понимание  относительности и изменчивости величины. [3; 23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Возможности  игры как средства развития представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста.

 

Необходимым педагогическим условием являлось также  сочетание дидактических игр  и упражнений с разнообразными средствами эмоционального воздействия, так как в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Очень важны для каждого ребёнка атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха, только положительная оценка, подкрепляющая стремление ребёнка что-то сделать или узнать. В качестве средств эмоционального воздействия использовались занимательность заданий, положительно-эмоциональный контакт с детьми, сюрпризные моменты, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – взглядом, жестом, мимикой, интонацией, присутствие в играх любимого сказочного персонажа – Машеньки, которому дети сопереживают, радуются, хотят помочь

 Дети с удовольствием включаются  в игры. Обучение происходит незаметно  для малышей, весело и увлекательно, так как дидактические игры  и упражнения по своему содержанию  соответствуют их возрастным  возможностям, интересам, и, кроме  того, в них решаются задачи  формирования представлений о  величине предметов, которые ставят  программные требования. [2;107].

Каждая предложенная игра сопровождается наглядным материалом и предполагает обязательную включённость ребёнка  в игровую деятельность.

Так как дидактические игры и  упражнения вводятся поэтапно, с постепенным  усложнением, с учётом закономерностей  познания детьми разных параметров величины предметов, то дети усваивают учебный  материал без напряжения, фактически не испытывая трудностей в переходе от одного параметра к другому. Этому способствует также то, что приёмы сравнения предметов по величине являются аналогичными. [11;7].

Очень эффективны сюрпризные моменты, присутствие в играх сказочного персонажа – Машеньки. Для детей  это сильнейшее средство мотивации  деятельности. Они старательно выполняют  задания, чтобы помочь своему любимому герою и её друзьям. Атмосфера  доброжелательности во время игр  и упражнений, занимательность заданий, положительная оценка стимулируют  детей к решению поставленных перед ними задач.

Следует отметить, что, используя этот подход, педагоги дошкольных учреждений могут использовать как уже известные, так и самостоятельно придуманные  игры.

Дидактические игры и упражнения по развитию представлений о величине у дошкольников.

Игра «Подбери по величине». Для детей 2-3 лет

Цель : закреплять умения пользоваться понятиями  большой  и м аленький, классифицировать предметы по определенному признаку.

Материал  игры : геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) двух размеров – большие и маленькие.

Содержание  игры.

Игра  проводится с небольшой группой  детей (6 – 7 человек).

Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие. Кто ошибся, тот получает фант. Выигрывает тот,  кто не имеет фантов или  имеет наименьшее их число.

Игра  с матрешками. Для детей 2-3 лет

Цель : закреплять умения последовательно располагать  в ряд предметы разной высоты.

Материал  игры : матрешки.

Содержание  игры.

Дети  расставляют матрешек от большей  к меньшей . Первый ребенок берет  самую большую матрешку, следующий  ребенок берет матрешку поменьше и т.д. Если ребенок ошибается , он пропускает ход и получает фант. Выигрывает тот, кто не имеет фантов или имеет их меньше всех. Выигравший  вкладывает матрешку в матрешку. [10; 195]

Игра. Угостим зайчат морковкой

Цель: упражнять детей в сравнении размеров предметов, отличающихся длиной, шириной, высотой, воспитывать внимание.

Оборудование: игрушка зайца и маленьких  зайчат, два подноса: один пустой, а  на другом крупные и мелкие морковки (сделанные из глины) по количеству играющих детей.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает угостить зайчат морковкой. Вот как много морковок мы собрали с огорода. Воспитатель  предлагает одному ребенку найти  самую длинную и толстую морковь, а другому ребенку – самую  короткую и тонкую. Затем раздает  всем детям по морковке. Дети, сидящие  рядом, сравнивают свои морковки: у  кого длиннее, у кого короче (толще  и тоньше). Воспитатель предлагает угостить зайчиху длинной и толстой  морковкой, а зайчат – короткой и  тонкой. Дети кладут свои морковки на подносы. Обобщая ответы детей, воспитатель  подчеркивает, что морковки разных размеров – и большие, и маленькие. Дети самостоятельно продолжают играть с зайцами.

Игра. Найди такую же

Цель: упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов, равных по длине, ширине, расширение словарного запаса детей: «длина», «ширина», «равные по длине (ширине)», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

Оборудование: у каждого ребенка по 4 ленточки одинакового цвета, разного размера, среди которых 2 ленточки равны по длине и ширине.

Информация о работе Контрольная работа по "Математике"