Контрольная работа по "Математике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения

Содержание

Введение 3
1.Величина и её свойства. 4
1.1. Восприятие величины дошкольниками. 6
2. Требования к воспитателю по формированию у дошкольников
представлений о величине. 9
3.Возможности игры как средства развития представлений
о величине предметов у детей дошкольного возраста. 16
4.Формирование представлений о величине в разных возрастных
группах. 23
5. Конспект занятия 24
Вывод. 30
Список используемой литературы. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что  их в гости пригласила Мальвина: «Вы хотите навестить ее? Давайте  приготовим ей подарок. Как вы думаете, что больше всего любит Мальвина?»  Дети перечисляют свои догадки. «У Мальвины очень красивые длинные волосы –  давайте подарим ей ленточки, чтобы  она заплетала косички, завязывала красивые бантики». Воспитатель раздает  детям по четыре ленточки и говорит, что из них нужно выбрать две  одинаковые по длине и ширине ленточки. Дети сравнивают ленточки и выбирают одинаковые. Воспитатель следит за тем, чтобы действия детей сопровождались словами из активного словаря  данной игры. [5;197]

Игра. Найди и расскажи

Цель: закреплять знания и умения детей в сравнении предметов по величине, развивать наблюдательность, мышление и речь.

Оборудование: заранее подготовить различные  предметы и разместить их в групповой  комнате в разных местах: куклы  разного роста, ленточки, одинаковые по длине, но разные по ширине, кубики, разные по величине, стульчики –  высокие и низкие, карандаши –  толстые и тонкие и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель напоминает детям о  том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и  не похожих друг на друга. Сегодня  они будут находить предметы, которые  похожи друг на друга, но чуть-чуть отличаются. Воспитатель объясняет правила  игры: нужно пройти по комнате, выбрать  два одинаковых предмета, но отличающихся друг от друга по высоте. Дети находят  эти предметы и возвращаются на стульчики. Затем они по очереди рассказывают о своих выбранных предметах, что в них общего и в чем  различие. Затем дети получают другое задание – найти предметы, разные по толщине (длине, ширине). Игра продолжается.

 

 

Игра. Елочки в ряд

Цель: закреплять умения определять размеры предметов на глаз, правильно располагать их в возрастающем и убывающем порядке, развивать мускулатуру рук.

Оборудование: Комплект из 7 елочек, разных по высоте, на каждого играющего ребенка.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Сначала вместе с детьми рассматривают  елочки, отмечают, что они все  разные по высоте. Детям предлагается выстроить все елочки в ряд, начиная  с самой маленькой (затем наоборот). Побеждает тот, кто быстрее и  правильнее выполнит задание. При этом дети должны рассказать, как они  выполнили задание.

Игра. Магазин одежды

Цель: учить детей по схематическому изображению подбирать похожую модель, воспитывать внимание, закреплять умение на глаз определять величину предмета.

Оборудование: комплект карточек, на которых изображен  какой-нибудь предмет одежды: брюки, кофточка с длинными и короткими  рукавами, узкая юбка, широкая юбка, пальто, шорты и т. д. Все эти изображения контурные, без деталей.

Для каждой карточки подбирается по 3–4 варианта детального изображения данного  предмета, но все они отличаются по цвету, покрою, соотношению деталей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. Вот здесь магазин одежды. Чего только здесь нет! Дети рассматривают  разные модели одежды. Замечают, что  некоторые модели похожи друг на друга. Например, у одних одинаковая длина  рукавов, у других узкие юбки, но они разные по длине и т. д. По желанию дети выбирают Продавцов. Остальные – Покупатели. Покупатели получают карточки – схемы с изображением предмета одежды и идут за покупкой. В магазине вместе с Продавцом они подбирают нужную модель. Проверяют, не ошиблись ли они. Если Продавец ошибся, то Покупатель становится Продавцом, Продавец – Покупателем. Игра продолжается. Воспитатель следит за речью детей, при необходимости подсказывает правильный вариант. [6; 256]

Упражнение «Сварим кукле кашу». Возраст 6-7 лет.

Цель : упражнять  детей в измерении объема сыпучих  тел с использованием мерки.

Материал : мисочка с крупой (например, овсянка) , набор мерок, кукла.

Способ  выполнения.

Педагог выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу.

- Как  ей отмерить нужное количество  крупы? Можно ли мерить горстью?  Дети убеждаются, что эта мера  у всех разная и для измерения  неудобна.

Педагог предлагает на выбор ложку, стакан , блюдечко (типа розетки).

- Как  вы думаете, чем удобнее отмерять  крупу? В процессе обсуждения  приходят к выводу, что стакан  удобнее (в нем удобнее переносить  крупу, чем в ложке; в него  удобнее насыпать «по край»,  чем в блюдце).

Упражнение «Поможем доктору Айболиту». Возраст 6-7 лет

Цель: закреплять умения измерять объем жидких тел  с помощью условной мерки.

Материал :  в двух емкостях подкрашенная вода желтого и розового цвета, условная мерка – стакан, фишки – кружки желтого и красного цвета.

Содержание.

Педагог предлагает детям помочь доктору  Айболиту. Собравшись ехать в Африку, он заготовил в одном кувшине  микстуру от кашля, в другом – лекарство  для компрессов. Известно, лекарство  для компрессов пить нельзя. А кувшины перепутали, и доктор не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.

Дети  высказывают свое мнение. Педагог  опытным путем показывает непригодность  некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, т.к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и  ничего не видно и т.п.). Вместе с  педагогом дети решают : надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится тазик, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина (желтая подкрашенная), а затем из другого ( розовую). Дети откладывают два ряда фишек (желтые и красные кружки), сравнивают их. Выясняют, что розовая вода –  микстура, т.к. ее меньше, а желтая –  лекарство для компрессов, т.к. ее больше. На кувшины клеятся наклейки. [10; 276]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Формирование представлений о величине в разных возрастных группах

Год обучения

Требования к знаниям, умениям, навыкам

Требования к развитию речи

Первый-второй год обучения

Знать: направления  протяженности – длина, ширина, высота.

Уметь: сравнивать два  предмета по длине, высоте и ширине, определять равенство величин, отражать результаты сравнения в речи

Понимать  значения слов: «величина», «размер», «длина», «длинный», «короткий», «длиннее, чем  …», «короче, чем …», «ширина», «широкий», «узкий», «шире, чем …», «уже, чем  …», «высота», «высокий», «низкий», «выше, чем …», «ниже, чем …», «одинаковые», «равные по длине, по высоте, по ширине»  и стараться использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в продуктивной деятельности и в быту.

Третий год обучения

Знать: предметы можно сравнивать по разным протяженностям; длина всегда больше, чем ширина.

Уметь: выкладывать в  ряд предметы (до пяти) разные по величине, в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать предметы по величине на глаз, сравнивать предметы по двум протяженностям

Понимать  значение слов: «самая длинная», «длиннее», «короче», «еще короче», «самая короткая», «самая высокая», «выше», «ниже», «еще ниже», «еще выше», «самая низкая», «самая широкая», «шире», «еще шире», «уже», «еще уже», «самая узкая», «одинаковые по длине, но разные по ширине» и использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в продуктивной деятельности и в быту.

Четвертый год обучения

Знать: предметы можно сравнивать по величине

Уметь: выкладывать в  ряд предметы (до 10) разные по величине в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать предметы по величине на глаз, производить измерение величины, сравнивать предметы по разным протяженностям, определять толщину предметов

Понимать  значения слов: «толщина», «толстый», «тонкий», «полный», «худой», «толще, чем …», «тоньше, чем …» и использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в продуктивной деятельности и в быту.

Пятый год обучения

Знать: для  измерения длины используются различные  мерки; чем мерка меньше, тем большее  количество их получается большее количество при измерении одной и той  же длины.

Уметь: измерять длину  при помощи условных мерок; определять объем жидких и сыпучих тел; сравнивать предметы по тяжести.

Понимать  значения слов: «измерить», «мерка», «объем», «полный», «пустой», «тяжелый», «легкий», «тяжелее», «легче», «весы» и использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в продуктивной деятельности и в быту.


 

6. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

По формированию сенсорных эталонов (величина)

Вторая младшая группа.   

Программное содержание:

1. Продолжать развивать зрительное восприятия величины.

  • Умение локализовать заданную величину из множества. 
  • Соотносить одинаковые предметы по величине.
  • Тонкую зрительную дифференцировку предметов по величине.
  • Умение упорядочивать предметы по величине (самый большой, поменьше, самый маленький)

2.Закреплять понятие величина.

3.Развивать зрительные функции :

  • Прослеживающие функции глаза сопряженные с движением руки.
  • Контролирующие функцию глаза при совмещении силуэта с контуром.

4. Активизировать речь детей за счёт слов: самый большой          поменьше, еще меньше, самый маленький

5. Развивать воображение, память, образное мышление. 

Демонстрационный материал. 

Две ширмы: на одной изображен большой, на другой – маленький дом . Две ленты: короткая - красного цвета, длинная - зеленого цвета, три игрушечных медведя, три корзины , шишки разного размера, искусственные деревья разной высоты, две машины – большая и маленькая, кубики и шары: большие и маленькие, геометрические фигуры (треугольники разной величины).

Ход занятия:

Воспитатель.- Сегодня мы пойдем в гости к нашим друзьям, а к кому вы сейчас узнаете.

Неуклюжие, косолапые,

Когда спят, сосут они  лапу,

Едят малину, любят мед.

А зовут их?

Дети. - Мишки.

Воспитатель. -Правильно, это мишки. Вы знаете, где живут мишки? 
Дети. – Да, в лесу

(Дети вместе с воспитателем отправляются в лес.)

Воспитатель. -Вот и лес ( на полу стоят искусственные ёлки разной высоты).

 Здесь  растут разные деревья высокие  и низкие. Это дерево, какое? 
Дети. – Высокое. 
Воспитатель.– А это дерево, какое? 
Дети. – Низкое.

Воспитатель. Правильно. Ребята, чтобы дойти до домиков медвежат нам нужно будет пойти по длинной дорожке. (на полу лежат две дорожки: длинная – зеленого цвета и короткая – красного цвета).

Воспитатель . А пойдем мы по длинной дорожке, какая из двух дорожек длинная - красная или зеленая?

Дети.-  Зеленая. 
Раскладываю зеленую ленту: один ее конец - около ног детей, другой - у ширмы с изображением домов. Дети идут за воспитателем вдоль ленты и подходят к ширме. 
Воспитатель. -Шли мы, шли и пришли к домикам наших друзей - мишкам. Посмотрите, какие домики у медвежат. Одинаковые ли они?

Дети. - Нет один большой, другой маленький.

Воспитатель. -А медвежата?

Дети. - один большой, другой маленький

Воспитатель. -Как вы думаете в каком домике живет большой Мишка.

Дети.- В большом доме.

Воспитатель. -А в каком живет маленький Мишка?

Дети. – В маленьком домике.

(Воспитатель  ставит игрушки рядом с соответствующими домиками.)

Воспитатель. Что то наши друзья медвежата сегодня грустные, давайте узнаем. Что случилось. Ребята, им нужна наша помощь. Их друг Топтышка, прислал им игрушки, вот они, но они все перепутались и теперь они не знают где чьи игрушки (показываю игрушки: 2 машины, кубики, шары разного размера и цвета). Поможем?

(Воспитатель  показывает игрушки )

Воспитатель. -Что это? (показываю шарик)

Дети. – Шарик.

Воспитатель.- Правильно шарик. А какой он большой или маленький?

Дети . –Маленький.

Воспитатель .-А какого цвета маленький шарик?

Дети. –Красный.

Воспитател . -А как вы думаете, кому его нужно положить? Большому мишке или маленькому?

Дети. – Маленькому.

(И так  с каждой игрушкой. Пока не  раздадим все игрушки мишкам)

Воспитатель.- Ребята, посмотрите, к нашим медвежатам пришёл ещё один медвежонок. Теперь у нас три медведя (высаживаю медведей в разнобой) Давайте посадим медведей в ряд от самого большого до самого маленького.

Воспитатель. -Найдите , самого большого медведя посада его первым.

- Какой величины вы нашли медведя?                     

  Дети.-  Самого  большого    

Воспитатель –А теперь, найди медведя поменьше и посади его рядом.

- Какой   величины вы нашли медведя?              

 Дети.-  Поменьше

Воспитатель - Какой величины остался мишка?                              

Дети. -Самый маленький.

Воспитатель.  Молодцы. Ребята, наши медвежата очень любят играть, давайте с ними поиграем 

Физминутка «Медведь и дети» :

Мишка по лесу гулял,

И детишек он искал.

Долго-долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Стали деточки плясать,

Стали ножками стучать:

-Миша, Мишенька, вставай,

И ребяток догоняй!

(Дети убегают от медведя,  он их догоняет)

Воспитатель.- Ребята, все медведи любят гулять в лесу и собирать шишки. У меня есть три корзинки, (выкладываю корзинки разного размера в разнобой)

- Корзинку какой величины возьмет самый большой медведь?  

Дети. –Самую большую

Воспитатель. -Почему ,вы так решили?                                          

Дети.-  Большому медведю -  большая корзина.

Воспитатель . -А этому медведю, какой величины надо взять корзину?                  Дети. -  Поменьше

Воспитатель . -Почему?                                                                  

 Дети. -Медведь поменьше возьмёт корзинку поменьше      

Воспитатель - Какой величины осталась корзина?              

Дети.    - Самая маленькая.

Воспитатель . -Кто возьмет самую маленькую корзину?  

Информация о работе Контрольная работа по "Математике"