Виды, формы и функции контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе
контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски
необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача
педагога.

Содержание

Введение


Глава 1

Функции контроля
. обучающая
с.3
. воспитывающая с.3-4

. корректировочная с.4
. функция обратной связи с.4
. стимулирующая с.4-5

Глава 2


Формы контроля

. устный и письменный с.5-6
. фронтальный и индивидуальный с.6-12
. требования к проведению контроля с.12-13

Виды контроля
. текущий
с.13-19
. итоговый
с.19
Выводы
с.20

Приложение с.21-
27

Использованная литература с.28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 77.15 Кб (Скачать файл)

Невозможно  проверить  в  письменной  форме  умение  учащихся  вести

беседу  или  высказываться  по  теме .  Применяя  в  этих  случаях

письменную  проверку , невозможно  проконтролировать  ни  произношение

учащихся , ни  темп  их  речи. Учитель  не  может  судить  о  том ,

насколько  автоматизировано  учащиеся  пользуются  речевыми  единицами ,

как  свободно  они  заполняют  их  соответствующей  лексикой .

      Поэтому  прибегать   к  письменной  проверке  рекомендуется   с  целью

контроля  умений  и  навыков  письма , а  также  для  контроля  умений

переводить  научно – популярную  литературу  со  словарём .  Для  контроля

правописания  можно  проводить  короткие  диктанты.  Для  проверки  умения

письменно  излагать  свои  мысли  можно  давать  учащимся  на  дом

небольшие  сочинения  в  связи  с  пройденной  тематикой , например :  «

опишите  свой  день  ,  свою  семью  , чем  вы  занимаетесь  в  школе » и

т. д.

      Письменный  контроль  эффективнее  развивает  логическое  мышление ,

приучает  к  большей  точности  в  ответах .

      Как  уже   говорилось  выше , различают   контроль  индивидуальный  и

фронтальный .

      Фронтальная  форма  – одна  из  основных  организационных   форм

контроля  при  обучении .  Она  позволяет  соблюдать  основные  правила

контроля – регулярность  и  максимальный  охват  учащихся  за  единицу

времени. Существенна  при  этом  обращенность  ко  всему  классу ,

активизирующая  деятельность  каждого  ученика.  Это  «дежурная»  ,

регулярная  форма  контроля , которая  может  проводиться  несколько  раз

в  течение  урока.  Прежде  всего  её целесообразно  использовать  для

контроля  усвоения  языкового  материала  (т.е. элементов речи).  В  этом

случае  учащимся  дается открытая  установка.

        Открытый  фронтальный  контроль  можно   применить при выполнении

упражнений  в  подготовленной  форме  речи,  в  частности  при  составлении

 планов,  подборе  опор,  а  также  при построении  коллективного  рассказа

 по  принципу  «снежного кома».

      Фронтальный  контроль  может  осуществляться  как   в  устной, так  и

в  письменной  форме.  Устная  форма  контроля  преобладает. Однако,  имея

в  виду  большие  обучающие  возможности  письма, необходимо  периодически

проводить  и  письменный  фронтальный  контроль.  Фронтальные  признаки

слов,  грамматические  слова, лишенные  конкретной  семантики,  слабо

оседают  в  памяти,  их  легко  спутать  между  собой  при  восприятии  на

слух.  Именно регулярный  письменный  контроль  прививает  лингвистическую

бдительность и точность.

      Для  того  чтобы   органично  включить  фронтальный   контроль в  урок

и  ограничить  время  на  его  проведение,  рекомендуется пользоваться

тестовыми  приёмами,  расчитанными  на  5-7  минут.

      Как  следует   оценивать  работу  учащихся  при  таком  контроле?

Обращённый  одновременно  ко  всему  классу,  он предполагает  только

короткий,  часто  фрагментарный  ответ  каждого  отдельного  ученика,  не

всегда  достаточный  для получения  оценки  в  виде  балла.  Более

подходящим  поэтому является  начисление  очков.  Учитель  сообщает

учащимся,  что определённая  сумма  очков,  полученных  на  двух-трёх

уроках  при фронтальной  работе,  даёт  право  на  балл.

      Преимущество  фронтального  контроля  в  том , что   он  держит  в

напряжении  весь  коллектив , ученики  знают , что  в  любую  секунду  они

могут  быть  спрошены , их  внимание  сосредоточено , мысли

сконцентрированы  вокруг  той  работы , которая  ведётся . Поэтому

фронтальный  опрос  является , конечно , более  совершенной  формой

проверки .  Однако  и  ему  присущи  недостатки , которые  особенно

сказываются  в  тех  случаях , когда  требуется  проверить  умения

учащихся  в  монологической  и  диалогической  устной  речи .  Если

учащиеся  научились  правильно  и  быстро , с  хорошим  произношением ,

составлять  предложения  по  подстановочной  таблице , задавать  вопросы ,

отвечать  на  вопросы , отдавать  распоряжения – это  ещё  не  означает ,

что  они  могут  сделать  связное  сообщение  по  теме  или  вести  между

собой  беседу  в  связи  с  заданной  ситуацией .  Для  того  , чтобы

проверить  эти  умения ,  необходим  индивидуальный  контроль , при

котором  можно  было  бы  вызвать  одного  ученика  ( в  случае  проверки

монологической  устной  речи )  или  двух  учеников  ( в  случае  проверки

умений  диалогической  речи )  и  прослушать  их  высказывания  или  беседу

.

      Наряду  с  фронтальной   формой  контроля  следует   регулярно

осуществлять  индивидуальный  контроль.

      Обучение  иностранному  языку  предполагает  создание  условий,

мотивирующих  выражение  своих  мыслей,  и объективизацию  индивидуального

уровня  понимания  авторской  мысли.  И  индивидуальный  контроль  также

должен  быть  направлен   на  выявление  умения  решать  коммуникативные

задачи,  вытекающие  из  индивидуального  постижения действительности.

      Важно,  чтобы   индивидуальный  контроль  органично   входил  в

созданную  на  уроке  атмосферу  общения,  поэтому  его  следует

осуществлять  в  скрытой  для  учащихся  форме.

      При  индивидуальном  контроле  недопустимо,  чтобы   несколько

учеников  выходили  к  доске  и  произносили  один  и  тот  же  заученный,

«безадресный»  текст.  Учащимся  должно  быть известно,  что  «право на

ответ»  имеет  только  тот,  кто  скажет  что-то своё.

      Индивидуальный  контроль  при  чтении  и   аудировании  также следует

включать  в  коммуникативную  деятельность,  когда понимание  текста

является  лишь  отправным  моментом  для  решения  задач  более  широкого

плана:  использовать  информацию, содержащуюся  в  тексте,  в  высказывании

 по  теме,  сделать иллюстрации   к  тексту,  написать  реферат,  рецензию

и  т. д.

      Индивидуальный  контроль  может  носить  и   открытый  характер,  в

частности,  когда  следует  проконтролировать  какой-то этап

подготовленной  речи  каждого  ученика (план  или  программу  высказывания).

 В основном  индивидуальный  контроль  в общеобразовательной   школе

осуществляется  устно  и  сопровождается  оценкой  в  виде  балла  с

обязательным комментарием  учителя,  касающимся  в  первую  очередь

содержательной  стороны  речи.  В  процессе  индивидуального  контроля

происходит  общение  «преподаватель – ученик»    и  оно  имеет  место

только  в  учебных  условиях.  При  этом  роли  партнёров  фиксированы  и

неравноправны .  Преподаватель  управляет  общением  и  деятельностью

обучаемого .  Подобное  зависимое  положение  ученика  и  статусное

неравенство  не  способствуют  свободе  общения , приводят  к  скованности

, ошибкобоязни , снижает  мотивацию  .  При  контроле  это  усугубляется

ожиданием  оценки  и  отрицательно  сказывается  на  его  результатах .

Кроме  того , контролироваться  должно  не  учебное  общение , а

естественное  неофициальное , где  роли  преподавателя  вообще  не

существует .   Ещё  одним  существенным  недостатком  индивидуального

контроля  является  вынужденная  пассивность  класса  в  течение

значительной  части  урока , не  говоря  уже  о  той  совершенно  порочной

практике  прошлых  лет ,  когда  одного  ученика  спрашивали  у  стола

учителя  в  течение  15-20  минут , устраивая  ему  некое  подобие

экзамена .  Даже  в  настоящее  время , когда  ученики  по  4-5  минут

пересказывают  текст , делают  сообщения  по  теме , участвуют  в  диалогах

 и  т. п.,  и  даже  в  тех  случаях , когда   учителю  удаётся  спросить

таким  образом  10  и  более  учащихся , часть  класса  остаётся  не

охваченной  работой .  Те  же  школьники , которые  уже  успели

высказаться , также  в  течение  ближайших  20  минут  оказываются  не

вовлечёнными  в  активную  работу .  Таким  образом , получается,  что

даже  небольшой   по  времени  индивидуальный  контроль  приводит , с

одной  стороны , к  относительной  пассивности  всего  коллектива , с

другой  стороны , выступающий  имеет  возможность  практиковаться  на

уроке  в  связной  устной  речи  не  более  3-4  минут .

      В настоящее   время  на  уроках  широко  используется  парная работа  –

 режим,  увеличивающий  время   активной  деятельности учащихся ;  он

применяется  для  взаимной  тренировки  учащихся  в усвоении  языкового

материала;  особо  эффективно  его  применение для  развития  диалогической

 речи. Отдельного  понятия   « контроль  рабочей  пары  »  в  методике

преподавания  не  существует  но  его  можно  рассматривать  как  одну  из

организационных  форм  контроля.  Эта  форма  контроля  может  носить  как

скрытый,  так  и  открытый характер.  В  первом  случае  учащимся  даётся

« откровенно»  контрольная  установка,  например  ответить  на  вопросы

парнёра, используя  определённый  языковой  материал.  Если  работа

проводится  на  материале  достаточного  объёма,  оценка выставляется  в

баллах,  в  других  случаях  начисляются  очки,  как при  фронтальном

опросе.  При  парной  работе  могут  решаться  и коммуникативные  задачи

(диалогическая речь).  В  этом  случае контроль  приобретает   скрытый

характер.  Учащиеся,  получившие роли,  репетируют  их,  затем  выступают

перед  классом.  Учитель прислушивается  к  работе  каждой  пары  (в

технически оборудованных  классах  попеременно  подключается  к  ним  ).

Он наблюдает  за  ходом  работы  большинства  пар,  присоединяясь  к  ним

как   собеседник,  одна – две  пары  выступают  затем  перед  классом . В

результате  оценки  в  баллах  выставляются  почти  всем ученикам.  Общение

 «ученик – ученик»  происходит  намного  более  комфортно   и  естественно .

 Общающиеся , находясь  в   равном  положении , чувствуют   себя  раскованно

,  каждый  стремится  реализовать   своё  коммуникативное  намерение

наилучшим  образом.  Часто  возникает  атмосфера  соревнования , желание

проявить  себя  с  наилучшей  стороны , что  стимулирует  речевую

активность  общающихся .  Следовательно , и  при  контроле  партнёром

ученика  должен  быть  другой  ученик .

      Таким  образом   лучшим  видом  контроля , видимо , будет

комбинированный  контроль ,  при  котором  не  более  10  минут  урока

будет  уделяться  проверке  умений  монологической  устной    речи ( при

этом  должны  быть  спрошены  не  менее  трёх  учащихся  в  случае

монологического  высказывания  и  не  менее  трёх  пар  учащихся  в  случае

 диалогической  речи ) , т.  е.  индивидуальному  контролю , а  остальная

часть  урока  будет  посвящена  фронтальной  работе .  Причём  учитель

должен  так  организовать  работу  класса ,  чтобы  , проверяя  умения

одного  или  пары  учащихся , привлечь  к  активному  участию  в  уроке

всех  остальных  учеников .

      Оценки   должны  точно  отражать  становление   речевых умений

учащихся  и  упрочение  их  языковой  базы.

      Важным     подвидом  контроля  является  проверка  домашних  заданий .

 Как  правило , домашние  задания  целесообразнее  всего   давать  в

письменной  форме .  Такая  точка  зрения  на  домашние  задания

обусловлена  рядом  причин .  Прежде  всего , выполнение  письменных

упражнений  в  классе  нецелесообразно  из-за  того , что  на  них

тратится  большое  количество  времени .  Практика  ученика  неизмеримо

больше , когда  он  выполняет  устные  упражнения , нежели  когда  он

выполняет  те  же  упражнения  письменно .  Кроме  того , нельзя  не

учитывать  условий , в  которых  учащиеся  выполняют  домашние  задания .

Дома  ученик  не  имеет  возможности  (за  очень  редким  исключением)

получить  практику  в  диалогической  устной  речи  , ему  не  с  кем

разговаривать .  Он  не  имеет  возможности  также  практиковаться  в

неподготовленном  высказывании  по  теме . В  этом  случае  препятствием

является  не  отсутствие  собеседника , как  в  случае  с  диалогической

речью , а  скорее  психологический  фактор : ученикам  трудно  заставить

себя  говорить  вслух . Они  , как  правило , проговаривают  всё  про  себя

.  При  этом  им  кажется  , что  их  речь  построена   правильно , что  она

льётся  гладко , что  всё  сообщение  приготовлено  ими  вполне  хорошо .

При  этом  они  не  учитывают  того , что  их  артикуляционная  база

настолько  плохо  развита , что  при  произнесении  в  классе  вслух  тех

же  самых  предложений , которые  они  произносили  дома  про  себя ,

результат  оказывается  совершенно  иным : они  начинают  заикаться ,

подбирать  слова , забывают  новые  речевые  модели  и  т.д.  Учащиеся ,

как  правило , не  умеют  самостоятельно  готовить  дома  устные  речевые

задания,  даже  если  они  искренне  стараются  сделать  это .  Менее

ответственные  и  несобранные  учащиеся  нередко  полагают , что

приготовить  следует  письменное  задание , невыполнение  которого  учитель

 может  легко  заметить , а  устно  но  они  смогут  как-нибудь  ответить

на  уроке  без  особой  подготовки .

Информация о работе Виды, формы и функции контроля