Виды, формы и функции контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе
контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски
необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача
педагога.

Содержание

Введение


Глава 1

Функции контроля
. обучающая
с.3
. воспитывающая с.3-4

. корректировочная с.4
. функция обратной связи с.4
. стимулирующая с.4-5

Глава 2


Формы контроля

. устный и письменный с.5-6
. фронтальный и индивидуальный с.6-12
. требования к проведению контроля с.12-13

Виды контроля
. текущий
с.13-19
. итоговый
с.19
Выводы
с.20

Приложение с.21-
27

Использованная литература с.28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 77.15 Кб (Скачать файл)

food . Cooking  makes food  taste  better.

 

      4.  Make  up  a  detailed  plan  on  topic “Places of  interest  in

Moscow”.

 

   5. Write  down  the  rules  of  etiquette  in  Britain .

 

3) Примеры  контроля  рабочей  пары .

 

    1 . Make  up  a  short  dialogue  on  topic  “Summer  holidays”.

 

   2. Make  up  a  dialogue  using  the  phrases  given  on  the

      blackboard:

 

  -To  find  fault  with , to  be  upset , to  hesitate, to  burst  out

  crying , to  cheer  up , to  pull  oneself  together;

  -To  fix  the  time , to  keep  someone  waiting , to  burst  into  the

  room,  to  explain , to  run  into ,  to  be  held  up , because of ,

  ets.

 

   3. Ask  the  passer-by  to  show  you  the  way  to  the  booking

      office.

 

   4. Make  up  a  dialogue  using  the  phrases  on  your  cards:

 

  Я  давно  тебя  не  видел ;  больше  недели ;  сильная  простуда ; я  иду

   в  поликлинику ; квалифицированный   врач ; быстро  поправиться ; пока.

 

   5. Ask  your  partner  about  his  plans  for  the  future .

 

 

 

4) Примеры  фронтального  контроля .

 

   1. Say  sth.  to  prove  that  it  is  better  to  go  to  the  seaside

      in  summer .

 

   2. What  do  you  think  we  should  do  to  keep  our  figures ?

 

   3. Imagine  that  you  meet  a  guest  from  the  British  Isles . Ask

      him  about  his  country / geographical  position ; customs ;

      traditions ; etiquette ; places  of  interest/

 

   4. Why  is  it  important  to  study  nowadays?

 

   5. What  is  your  hobby ?

 

5) Примеры  индивидуального   контроля .

 

   1. Make  up  a  situation  using  the  proverb:

 

   What  is  worth  doing , is  worth  doing  well ./Если  делаешь  дело ,

   делай  его  хорошо ./

   When  angry ,  count  a  hundred ./Когда  сердишься ,  посчитай  до ста

   ./

   The  poorest  truth  is  better  than  the  richest  lie ./Самая

   неприглядная  правда  лучше  самой  красивой  лжи./

   Politeness  oils  the  wheels  of  life ./Вежливость  облегчает жизнь .

 

   2. Write  your  opinion  in  a  short  assay  about  the  joke :

   The  telephone  rings .  The  teacher  takes  a  receiver .

    - Excuse  me , sir . Jim  Brown  is  ill ,  and  he  can`t  attend

      classes  today .

    - All  right . Who`s  speaking?

    - That`s  my  father .

 

   3. Tell  the  episode  from   your   life   to   illustrate   the   topic

      “Animals”.

 

   4. Write  the  letter  to   your   friend   in   the   USA   about   your

      everyday  life .

 

 

   5. Draw  some  incident  in  your  life  &  then  tell  it  to  your

      class .

 

 

6) Примеры  домашнего  задания .

 

   1. Fill  in  the  gaps where  it  is nesessary :

 

   1)The  shops  close …. 5.30 p.m.

   2)I  don`t  work …. Sundays .

   3)The  garden  is  lovely …. spring .

   4) Good  bye ! See  you …. Friday .

     5) I`m  going  on  holiday …. October .

     6) I  can`t  sleep …. night .

     7) In  Britain  children  get  presents …. Christmas .

     8) – Hurry! The  train  leaves … five  minutes .

     9) They`re  going  on  holiday …. next  Monday .

    10) …. Last  summer  we  went  to  Scotland .

 

   2. Describe  your  room  using  “there  is/there  are”

 

   3. Find  an  amusing  article  in  some  newspaper  &  try  to  translate

      it,  then  tell  it  in  English  to  the  class .

 

   4. Write  all  possible  forms  of  the  following  verbs :

 

   To  lie , to  rise , to  know , to  break , to  do , to  choose , to

   fall ,

   to  fell .

 

     5.  Describe  a  famous  person  and  then  let  your  class  solve

who  it

     is .

 

7) Примеры  текущего  контроля :

 

  Скрытый  .

     1.  Одна  из  задач   урока  по  английскому  языку  – учить  учащихся

вести  диалог.  Они  обмениваются  мнениями  о прочитанной  книге.  Следует

 создать  ситуацию,  которая  стимулировала  бы  их  к   этому  и

одновременно  дала  бы  возможность  контролировать  степень  развития

умения диалогической  речи.  Ситуация  «Reading  conference  in  the

school library»  вполне  отвечает  этим  задачам.  Учитель  берёт   на  себя

роль  председателя  конференции.  Реквизитом  служат  книги,  названия

которых  взяты  из  реальных  формуляров  учеников данного  класса  ( как

известно ,  личностный  компонент  способствует  атмосфере  общения ).

Председатель  побуждает учащихся  (участников  конференции)  высказаться  о

 прочитанных книгах,  ответить  на  вопросы,  касающиеся  этих  книг.

 

 

      2.  Учащиеся  подведены   рядом  уроков  по  теме  «At  the  map  of

the  world»  к  возможности   беседовать  о путешественниках.  На  уроке,

одна  из  задач  которого  –  контроль неподготовленной  монологической

речи,  возможна  ситуация  «Фантастическая  встреча  мореплавателей  разных

 эпох  у контурной  карты».  Ученики,  исполняющие  их  роли,  знакомят

коллег  с  биографией  своего  героя,  рассказывают   о  путешествиях,

прослеживая   их   по  карте  и  заполняя   «белые пятна» .

 

 

      Вывод :  Всё   внимание  учеников  сосредоточено   на  обмене  мнениями

о  книгах (первый случай) , на  рассказе  об  открытиях ( второй случай ).

Это  одновременно  и  форма  скрытого  контроля,  и  своего рода  смотр

сил,  позволяющий  выявить  и  оценить  степень сформированности

экспрессивных  речевых  умений  учащихся.

 

 

      Однако  , говоря  о  языковом  материале  как   об  объекте

произвольного  контроля  , мы  имеем  в  виду  не  изолированный  материал

, а  элементы  речи , части   связного  целого.

     3 .  Если  одной   из  задач  урока  является  беседа  о  любимом

авторе  и  любимой  книге , то контрольное  задание  следует

сформулировать  таким  образом , чтобы  привлечь  активное  внимание  к

элементам  речи , т. е.  к опорам  будущего  высказывания.  В  данном

случае  оно  может  быть  таким : Назовите  слова  и  выражения , которые

помогут  вам  в  беседе  о  книгах , упорядочите  их  с  помощью  следующей

 таблицы :

 

 

 

|Существительные ,       |Глаголы , передающие    |Прилагательные ,        |

|обозначающие  названия  |отношение  к книге, её   |служащие для  оценки     |

|жанров литературы       |автору , герою          |автора, произведения,   |

|                        |                        |героя                   |

 

 

      Языковой  материал  следует  заносить  в  колонки   в  исходной , т. е.

 словарной  форме.  Иногда  учащимся  можно  предложить  представить  его

в  форме , готовой  к  употреблению , в виде  «лексико –синтаксической

позиции»  -  важной ступени  «от  смысла  к  выражению».

        Приведём  характерные  установки  к   таким  упражнениям:

      а) при  аудировании:  Прослушайте тексты  –  загадки.  Постарайтесь

понять  их  общее  содержание  и  ответить  на  вопрос: о  ком  здесь  идёт

 речь? Назовите  имена  этих  людей.  Правильная /неправильная  отгадка

учеников  –  неосознаваемый  ими  отчёт  об умении  понимать  речь  на

слух;

      б) при  чтении:  Прочитайте  текст.  Ответьте  на  проблемный вопрос.

Характер  ответа  на  этот  вопрос – показатель понимания/непонимания

содержания  текста.

 

 

      4. Нам  предстоит   сегодня  рассказать  о  том,  чем  мы  занимаемся

на  уроках  немецкого  языка.  Какие глаголы  мы  при  этом  употребим? В

какой  временной  форме?  Этой   форме  контроля  легко  придать  игровой

характер,  характер соревнования.  Например:  Кто  больше  назовёт…

 

 

      5. В  ходе беседы  о  книгах  в  5  классе  учитель  задаёт  ситуацию:

 «Если  мы пойдём  в   качестве  шефов  в  детский   сад,  то  какую  из

данных книг  лучше  прочитать  детям: «Чук  и  Гек», «Сказки  братьев

Гримм»  или  «Мойдодыр»?»  Вопрос  обращён  ко  всему  классу,  он

настраивает  на  ответ  каждого  ученика.  После  небольшой  паузы

называется  имя  ученика,  который  обосновывает  свой  выбор книги.

 

 

 

                         Использованная литература:

 

   1. Рабинович Ф.М. Контроль  на уроках иностранного языка//Иностранный  язык

      в школе. М.,1987.№1

   2. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы  теории контроля в обучении  иностранным

      языкам//Иностранный  язык в школе. М.,1984.№6 с.64-67.

   3. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996

   4. Хуторской А.В. Современная  дидактика. СПб., 2001.

   5. А Горчев.Ю. Объекты,  уровни и приёмы контроля//Иностранный  язык в

      школе. М.,1984.№6

   с.68-72.

   6.Клычникова З. И. Психологические   основы  обучения         чтению  на

                         иностранном  языке. М.,1983

   7.Бим И. Л. Методика  обучения  иностранным  языкам  как  наука  и

   проблемы  школьного   учебника. М .,1974

   8. Елухина Н.В. ,Тихомирова  Е. В. Контроль  устного  неофициального

   общения  на  иностранном   языке//Иностранный  язык  в   школе. М.,1998.№2

   9.Теоретические  основы  методики  обучения  иностранному  языку  в

   средней  школе / Под   редакцией  Миролюбова А. А.  М.,1981

         10.  Настольная  книга  преподавателя  иностранного  языка:

     Справ .  пособие  / Е. А. Маслыко,  П. К. Бабинская  , А. Ф. Будько   и

                     др. – Мн.:  Выш.  шк., 1996.- 522с.

 

 

 

 

13.1. Сущность контроля  обучения как дидактического  понятия

Контроль, или проверка результатов  обучения, является обязательным компонентом  процесса обучения. Он имеет место  на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после  изучения какого-либо раздела программы  и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит  в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать  образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические  понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно  больший объем в современной  педагогике. Контроль, проверка результатов  обучения трактуется дидактикой как  педаг огическая диагностика.

Зарубежная  педагогическая диагностика  столь же стара, как  педагогическая деятельность, и понимается как  процесс, в ходе которого производятся измерения  уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых  сторон развития и  воспитанности, обработка  и анализ полученных знаний, обобщение  и выводы о корректировке  процесса обучения и  о продвижении  учащихся на следующие  ступени обучения, выводы об эффективности  работы учителей и  всего образовательного учреждения.

В отечественной  педагогике тоже имеются  обсуждаемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административна-формальная процедура 

352

проверки  работы учителя и  школ, как функция  управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные  значения проверки и  оценки знаний учащихся учителем. Термин педагогическая диагностика в  отечественной науке  имеет ограниченное употребление и применяется  скорее к области  воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его  с психодиагностикой.

Применительно к процессу обучения целесообразно исполь

зовать  термин педагогическая диагностика в  указанном выше значении. Можно пользоваться и традиционными  в отечественной  дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Контроль обучения как  часть дидактического процесса и дидактическая  процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и  формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных  шкалах и средствах  измерения ("приборах"), об успешности обучения и неуспеваемости учащихся. Итак, по порядку  обо всем отмеченном.

Будучи  составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и  развивающую функции: поскольку проверочные  задания аналогичны обучающим, постольку  сохраняются и  функции обучения. Но главная функция  контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в  зависимости от вида контроля. Дидактика  знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий  контроль — это  систематическая  проверка усвоения знаний, умений и навыков  на каждом уроке, эта  оценка результатов  обучения на уроке. Как  составная часть  обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.

Периодический контроль осуществляется после крупных  разделов программы, периода обучения. В нем учитываются  и данные текущего контроля. Итоговый контроль проводится накануне перевода в  следующий класс  или ступень обучения. Его задача — зафиксировать  минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. В целом, как следует  из сказанного, функция  контроля состоит  в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности  учебного процесса и  успеваемости. Это 

12-241 353

следует конкретизировать, в  частности, в следующих  задачах: определение  пробела в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Большую важность для науки  представляет содержание контроля, что именно проверяется в  обучении. В отечественной  педагогике принято  считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. Они описываются  как на общедидактическом, надпредмет-ном уровне, так и на уровне предмета, обычно в  виде материалов к  программе 

по предмету. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются  как когнитивные, социальные и эмоциональные  цели обучения. К  этому направлены усилия современной  отечественной дидактики. Одна из ее проблем  состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в  терминах поведения, наблюдаемых действиях  учащихся. В этом случае, считается  в дидактике, может  быть зафиксировано  их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут  быть измерены, т.е. может  быть установлен уровень  сформированности знаний.

С 50-х  годов текущего столетия идет разработка таксономии целей обучения (Б.Блюм), именно на основе такого подхода диаг-ностично поставленные цели позволяют  объективное обнаружение  и оценивание степени  их достижения. В  когнитивной области  Б.Блюм предложил  такие ступени  целей обучения: ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает. Эти  действия ученика  и подлежат проверке. На языке отечественной  дидактики это  означает, что проверяется  запоминание и  воспроизведение  учебного материала, умение выполнять  различные действия с ним: говорить на иностранном языке, писать сочинение,

решать  задачи, делать лабораторную работу и пр.

Кроме знаний, содержанием  проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое  развитие учеников. Поскольку школа  не только формирует  знания, но воспитывает  и развивает, постольку  требуется проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной  и новой ситуации, решать проблемы, выполнять  практические работы. Содержанием школьного  контроля является также  сформированность мотивов  учения и деятельности, такие социальные качества, как 

354

чувство ответственности, моральные  нормы и поведение. Однако, во-первых, эти  социальные и психологические  результаты обучения весьма трудно обнаружить, тем более измерить, и, во-вторых, выявление  некоторых социальных качеств личности в рамках проверки результатов обучения может расцениваться  как посягательство на свободу взглядов, как вмешательство  во внутренний мир  учащегося. Тем не менее перед педагогикой  стоит проблема всесторонней проверки и оценки результатов обучения в когнитивной, социальной и психологической  областях.


 


Информация о работе Виды, формы и функции контроля