Виды, формы и функции контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе
контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски
необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача
педагога.

Содержание

Введение


Глава 1

Функции контроля
. обучающая
с.3
. воспитывающая с.3-4

. корректировочная с.4
. функция обратной связи с.4
. стимулирующая с.4-5

Глава 2


Формы контроля

. устный и письменный с.5-6
. фронтальный и индивидуальный с.6-12
. требования к проведению контроля с.12-13

Виды контроля
. текущий
с.13-19
. итоговый
с.19
Выводы
с.20

Приложение с.21-
27

Использованная литература с.28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 77.15 Кб (Скачать файл)

принимается   во  внимание наличие  в  составе  реплик  фраз,  которые

стимулируют  собеседника  к  продолжению  разговора.  При  рецептивных

видах речевой  деятельности  выделена  единица  измерения  понимания  – факт

, позволяющий  судить о полноте   и  глубине  понимания.

      Однако  решительный   поворот  в  сторону  коммуникативности  обучения,

предполагающий  большую  опору  на  данные  психологии  речи  и

социопсихолингвистики,  неизбежно  вносит коррективы  в  принятые  способы

оценки  речевых  высказываний учащихся.

      На  первый  план  выдвигается  коммуникативная   задача – основная

пружина  всякого  общения,  будь  то  говорение,  аудирование  или  чтение

. Качество  решения  коммуникативной  задачи  становится  главным   критерием

 в  оценке  речевых  умений. И  пусть  коммуникативная   задача  решена

скупыми  средствами, минимальным  количеством  фраз,  но  если  она  решена

, то  этого достаточно  для   получения  положительной   оценки.

      В  современной   методике  уточнено  понятие   «ситуация»  . Ситуация,

моделирующая   действительность,   динамична,  она – активный   фон

общения,  накладывающий  определённые обязательства   на   партнёров

общения. Поэтому   недостаточно просто  описать  ситуацию, важно  адекватно

 действовать  в соответсвии   с  новыми, постоянно  меняющимися

ситуативными условиями,  решать  вновь  возникающие  коммуникативные

задачи, что в свою очередь  предполагает  самостоятельное  комбинирование и

перекомбинирование  языкового  материала,  заложенного  в  память . Именно

мера  самостоятельности  даёт  основание  для дифференциации  положительной

 оценки .Нужно  создать   такую  позицию , отталкиваясь  от  которой

учащиеся  уже  не  могут  ограничиться  ,  например  , описанием  книги  по

 усвоенному  стереотипу , они   должны  суметь  убедить  других  прочитать

понравившуюся  им  книгу. В  этом  состоит  коммуникативная  задача.

Учащиеся  сами   должны  найти  необходимые  языковые  средства  ,

употребить  модально – оценочную  лексику.

      К  этому   и  следует  поощрять учащихся.

      Для  неподготовленной  речи  характерна  самостоятельность   учащихся ,

она  и  является  показателем  успешного  решения  коммуникативной  задачи.

 Именно  в  таком  направлении   разработаны  нормы  оценок: определяющим  в

 оценке  аудирования,  говорения   и  чтения  является  качество  решения

коммуникативной  задачи.

      Что  касается  языковой  правильности  речи  , т. е.  ее

«соответствия  нормам  изучаемого  языка»  , то  это  дополнительный

критерий  , который  даёт  возможность  конкретизировать оценку.  Известно,

 что  ошибки  могут  иметь   различный  вес  в  процессе  общения.  Одни

вовсе не  мешают  его  осуществлению  , другие  в  какой – то  мере  влияют

 на  него  , а  третьи  – препятствуют  общению. Кроме   того,  существенно

и  соотношение  количества  ошибок  с  объёмом  высказывания  , т. е.

«плотность  ошибок».  Это  положение  также  нашло  отражение  в  нормах

оценок.

      Ориентация  в   первую  очередь  на  решение   коммуникативных  задач

при  обучении  и  контроле  должна  быть  известна  учащимся. Тогда  они

смогут  преодолеть  ошибко –  боязнь  , часто  служащую  барьером  в

общении .

      Учащихся  следует   привлекать  к  оценке  ответов   своих  соучеников

с  точки  зрения того  , как  удалось  общение  , поставив  перед  ними

предварительно  задачи  смыслового  характера.

      Работа  же  над   исправлением  ошибок – это   прежде  всего  дело

учителя.  Во  время  высказывания  учеников  он  должен  по  возможности

незаметно  фиксировать  типичные  и  грубые  ошибки,  чтобы  после

высказывания  (беседы ,чтения ,аудирования )  побудить  всех  учеников  к

выполнению  тренировочных  упражнений  , способствующих  пониманию

допущенных  ошибок.

      Профилактикой   ошибок  является  систематическое   осуществление

открытого  контроля  усвоения  языковых  явлений  , который  является

важным  союзником  скрытого  контроля  в  поступательном  развитии

коммуникативных  умений.

        В  некоторых   случаях  открытый  контроль  поможет  сконцентрировать

внимание  учащихся  на  существенном  грамматическом  явлении.  В

результате  перед  учащимися  возникает  ясная  речевая  перспектива.

      Этот  вид  контроля  следует  осуществлять  также   при  изучении

языкового  материала , когда  осуществляется  рецептивный  вид

деятельности – чтение  и  аудирование .

      В  учебно- методических  комплексах  должно  быть  больше  упражнений

, которые  побуждали  бы  учащихся  к  наблюдению  за  языковой  стороной

графических  и  аудиотекстов.  Ориентация  обучаемых  на  их  понимание ,

когда  не  ясна  языковая  форма , часто  приводит  к  приблизительному

пониманию  и воспитывает  верхоглядство.  В  то  же  время  известно , что

формальные

      признаки  языковых  явлений обладают  ясным  сигнальным  значением.

Число  формальных  признаков  определённо , их можно  без  особого  труда

запомнить , и тогда  они  станут  надёжными  опорами  для  понимания.

Целенаправленный  контроль  помогает  высветить  нужную  форму.  Приведём

конкретный  пример.  Учителям  и  методистам  известно , что  в  старших

классах  при  чтении  текстов  тормозом  понимания  часто  являются  формы

пассива , учащиеся не  всегда  узнают  их  и  поэтому  неправильно

определяют  производителя  действия.  В  таком  случае  следует

сформулировать  задание  иначе , чтобы уточнить  и  облегчить  понимание:

В  трёх  из  десяти  абзацев  этого  текста  содержатся  конструкции  с

глаголами  в  форме  Passive.  Определите , в  каких.

      Таким  образом  , основным  объектом  открытого   контроля  является

языковой  материал.  Кроме  того , этот  вид  контроля  может  быть

применён  при  обучении  подготовленной  форме  речи, сущность  которой

заключается  в  том , что  происходит  осознание  и  упорядочение

учащимися  как  содержания , так  и  языковой  формы  его  выражения .

Уровень  осознания  в  подготовленной  форме  речи  весьма  высок.

Опираясь  на  разнообразные  опоры , учащиеся  планируют  своё

высказывание  в  соответствии  с  заданным  стимулом.  Обычно  это

происходит  в  ходе  индивидуальной  самостоятельной  или  парной  работы.

Установка  на  контроль  может  способствовать  значительной

интенсификации  работы  над  этой  формой  учебной  речи.  Задания  при

этом  мыслятся  примерно  такие:  Составьте  программу  высказывания  в

следующей  ситуации  ( т. е. план  в  виде  тезисов  или  вопросов , к

каждому  пункту  плана  подберите  слова  и  словосочетания , которые

могут  понадобиться  в  высказывании ).  Эта  программа  проверяется  и

оценивается  учителем.  Контроль  выступает  здесь  как  инструмент

жёсткого  управления  деятельностью  учащихся  на  пути  « от  смысла  к

выражению »  ; ученики  учатся  приводить  в  единство  «мысль , ищущую

своего  выражения» (Л.В. Щерба)  с  соответствующими  языковыми  средствами

, что  является  важной  основой   для  развития  неподготовленной  речи ;

последняя  является  уже  предметом  скрытого  контроля.

      Наряду  с  текущим   контролем  в  учебном   процессе  должен иметь

место  и   итоговый  контроль , который  включает  в  себя  как

тематический ,  так  и  периодический  контроль .

      Тематический   контроль  проводится  обычно  по  завершении  изучения

темы . Сущность  контроля  в  том , что  речь  здесь  идёт  не  об

отдельных  элементах , а  о  понимании  системы , объединяющей  эти

элементы . Значительную  роль  при  этом  играют  синтетические ,

комплексные  задания , объединяющие  вопросы  об  отдельных  понятиях  темы

, направленные  на  выявление   информационных  связей  между   ними . Таким

образом ,  тематический  контроль  позволяет  контролировать  уровень

развития  умений  и  навыков  по  теме .

        Предварительный   контроль  проводится  по  усвоении  большого  по

объёму  материала  обычно  в  конце  четверти ,  полугодия .

       Итоговый  контроль  играет  важную  роль  в  процессе  обучения .

Крайне  важно , чтобы  он  проводился  лишь  тогда , когда  учитель  уверен

, что  большинство  учащихся  усвоило  соответствующий   учебный  материал .

 Он  должен  быть  посильным   для  учащихся , способствующим  формированию

уверенности  в  их  силах  , в  противном  случае  интерес  к  процессу

обучения  снижается .

      Экзамены  являются  средством  государственного  контроля  за  работой

 образовательных  учреждений .  В  нашей  отечественной   школе  экзамены

были  введены  в  1932 г. , методика  и  система  их  проведения  постоянно

 менялась , но  всегда  неизменными   оставались  необходимость  учёта

индивидуальных  особенностей  учащихся  и  объективность  в  оценке  знаний

.

 

 

 

Выводы

 

       При  рассмотрении  вопросов  организации  контроля  мы  должны

прежде  всего  различать  контроль , слитый  с  обучением , и  контроль ,

отделённый  от  обучения , -контроль  как  особую  задачу  урока .  Первый

вид  контроля  используется  как  при  выполнении  подготовительных , так

и  при  выполнении  речевых  упражнений , второй  вид – только  для

контроля  речевых  умений .

      При  обучении  иностранному  языку  могут   использоваться  как  устная

, так  и  письменная  формы   контроля , однако  предпочтение  должно

отдаваться  устным  формам .

      В  обучении  языку  и  в  контроле , слитом  с  обучением , наиболее

целесообразны  фронтальные  формы  работы , при  проверке  же  умений  в

устной речи , чтении  и  письме  необходимы  индивидуальные  формы .

Индивидуальный  контроль  в  этих  случаях  должен  комбинироваться  с

фронтальным .  Устранить  недостатки  индивидуального  контроля  при

проверке  устной  речи  помогает  использование  технических  средств .

      Контроль   будет   осуществляться  на  должном   уровне  только  в  том

случае , если  будут  выполнены  такие  требования , как регулярность ,

всестороннесть , дифференцированность , объективность  и  , конечно  же ,

соблюдение  воспитательного  воздействия  контроля .

      Методика  преподавания   иностранных  языков  располагает

значительным  теоретическим  багажом  и  практическим  опытом  в

организации  контроля . Современные  тенденции  учебных  программ

предполагают  усиление  коммуникативного  подхода  к  обучению  иностранным

 языкам .  Поэтому  теперь  контроль  чаще  рассматривается   под  углом

зрения  направленности  внимания  учащихся  на  чисто  контролирующую  или

обучающую  его  функцию , на  смысловую  сторону  речи  или  на  её

«строительный  материал»  .  Поэтому  содержание  и  организацию  контроля

речевых  умений  рассматривают  в  тесном  единстве  с  контролем  их

материальной  основы , т. е.  языкового  материала .

      Такой  ракурс  помогает  учителю  органично   включить  контроль  в

урок , ориентируясь  на  новые  нормы  оценок , а  это  в  свою  очередь

будет  способствовать  повышению  эффективности  обучения  иностранному

языку  в  целом .

      Проблема  контроля  постоянно  привлекает  к   себе внимание  учителей

и  методистов , так  как  в  нём  кроются  разнообразные  и  далеко  не

исчерпанные  возможности  воспитывающего  обучения .

 

 

 

                                Приложение .

 

 

 

1).Примеры  устного  контроля

 

 

1. For  many  of  us  love  is the  most  important  thing  in  our  life.

Do  you  love  smb.  people? …Do  you  know  that  love  has  it`s  own

holiday?… Of  course it  is  St. Valentine`s  Day.

 

 

Here  is  the text “St. Valentine`s  day”.  Please  read  it  to  yourself

&  then  answer  the  following questions:

 

   - When is  this  holiday  celebrated  in  Britain ?

   - What  is the  story  of  St. Valentine?

    - Is  it  funny  to  find  out  who  sent  you  the  card?

 

2. Read  the  sets  given  below   &   find  the  unnecessary  word  in

every  set  &  explain  your  choise .

e. g.- wall , room, ceiling, carpet, sink, wash up, refrigerator, corner.

 

3. Correct  my  statements :

    - Today  there  are  very  few  people  who are  proud  of  being  able

      to  cook  well.

    - The  early  cave  man  ate  his  food  roasted.

    - Greek  civilization  didn`t  advance  cooking  at  all.

 

4. Make  up  sentences , using  the  words  on  the  blackboard

    Models : I find this book  particularly  interesting.

                   He felt particularly well  that day.

Easy, amusing, upset, well, happy, difficult, carefull, fond of, hard

 

5.Give  English  equivalents  for  the  following :

это  гостиница, в  которой  мы  остановимся; я  пойду  и  позабочусь  о

номерах ; мне  нужны  два  одноместных  номера ; у  нас  почти  нет

свободных  номеров ; мы  пробудем  здесь  около  недели ; вы  можете

получить  один  двухместный  номер ; всё  правильно? .

 

 

2).  Примеры  письменного  контроля .

 

   1. Make the table “Advantantages  &  disadvantages  of  different  ways

      of  travelling”.

 

   2. Write  a  short  composition “My  favourite  food ” .

 

   3. Write  a  short  dictation . Listen  to  me  &  write  down

      sentences.

 

      Today  cooking  is  an  art .  There  was  a  time  when  man  didn`t

cook  his  food . Later  the  man  learned  to  bake  in  pits  with

heated  stones . Primitive  people  knew  almost  every  form  of  cooking

that  people  are  practising  now. There  are  many  reasons  for  cooking

Информация о работе Виды, формы и функции контроля