Вербальное и невербальное общение в деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:29, реферат

Краткое описание

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений преподавателя и студентов, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ ……………………………………..
2. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ …………………………………………...
3. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ …………………………………….....
4. АССЕРТИВНОСТЬ ……………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ1.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

 В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил: 

 

 

МИНСК 2005 
СОДЕРЖАНИЕ

 

СТР.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………

3

1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ  ……………………………………..

4

2. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ …………………………………………...

6

3. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ …………………………………….....

9

4. АССЕРТИВНОСТЬ ……………………………………………………………...

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..

16

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………...

17

   
   
   
   
   
   
   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений преподавателя и студентов, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

На мой взгляд, в процедуре педагогического общения важно выделять следующие этапы:

  • Ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
  • Ориентировка в личности собеседника;
  • Планирование содержания своего общения, выбор конкретных средств общения;
  • Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  • Корректировка направления, стиля, методов общения.

Общение окажется эффективным только в том случае, если педагог в своей деятельности будет уделять должное внимание всем этапам.

Следует отметить, что современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, то есть студент рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями. Поэтому сегодня актуален и важен принцип личностного подхода в обучении, требующий, чтобы педагог:

  1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  2. умел диагностировать и знал реальный уровень таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  3. своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить, то оперативно изменял тактику обучения в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

В реферате я попытаюсь раскрыть, какие свойства личности помогают, а какие мешают в общении.

Любая система образования является гибкой системой, реагирующей на малейшие изменения в обществе. Информационный бум, легкость доступа  к сети Интернет, лучшим справочным системам и периодическим изданиям  делают актуальной следующую проблему: как сделать образовательный процесс привлекательным для студентов, «завлечь» и, главное, удержать, их на занятиях.

В первую очередь педагог должен выбрать стратегию своего общения. И здесь определяющую роль играет инициативность, которая сегодня выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Инициативность может быть двух видов:

  1. Педагог открыто выступает как инициатор общения;
  2. Он выступает как скрытый инициатор деятельности (в этом случае у студентов создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами).

Следующей важной задачей является удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм. И здесь важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов, избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. В своем реферате я попытаюсь рассмотреть вербальные и невербальные средства общения, актуальные для решения указанной задачи.

 

 

 

1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ

 

 В общении педагога, как и в общении в целом, можно выделить  три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми), перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания) и интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми).

Рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя, какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми.

 

    • Коммуникативная сторона общения

 

В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

Для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность (поскольку необщительному человеку будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов). В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.

К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь, всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

 

    • Перцептивная сторона общения

 

Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.

Теперь попытаемся определить, какие свойства человека будут способствовать пониманию и восприятию других людей. На мой взгляд, одним из наиболее необходимых для этого качеств является умение слушать собеседника. Поскольку, если человек не может выслушать партнера, он никогда не сможет его понять. Для успешного общения человек так же должен обладать следующими качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению, способностью не полностью доверять первому впечатлению, умением отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Так же я считаю, что для того, чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился своими мыслями и не получил никакого  понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.

По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.

К свойствам создающим барьер в перцептивном общении можно отнести неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.

 

    • Интерактивная сторона общения

 

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.

К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнетивность, самостоятельность, надежность и др.

К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства, противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.

 

2. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

Вербальная (от лат. verbalis - устный, словесный) коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала.

При вербальном педагогическом общении следует учитывать:

  • Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»);
  • Точность употребления слова, его выразительность и доступность;
  • Правильность построения фразы и ее доходчивость;
  • Правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу.

Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

К методам изложения материала, использующим вербальную коммуникацию, относятся: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, дискуссия. Рассмотрим сущность и приемы применения каждого из этих методов.

 - Рассказ и объяснение учителя.

Это наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала педагогом, и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала. Нередко изложение новых знаний даже целиком основывается на объяснении учителя. Все это показывает, что если рассказ - это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.

 

- Лекция.

Это метод обучения в виде монологического изложения преподавателем учебной информации. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объему учебный материал, а благодаря системности его подачи у студентов можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.

Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Именно эти особенности лекционного метода обеспечивают активность слушателей, поддерживают интерес к содержанию, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию убеждений.

Информация о работе Вербальное и невербальное общение в деятельности педагога