Вербальное и невербальное общение в деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:29, реферат

Краткое описание

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений преподавателя и студентов, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ ……………………………………..
2. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ …………………………………………...
3. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ …………………………………….....
4. АССЕРТИВНОСТЬ ……………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ1.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости.

То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Реакция человека на то, что говорит собеседник, во многом связана с тем, каким тоном с ним говорят. Поэтому нужно постоянно стремиться расширять диапазон интонационной выразительности и точно, без двойных посланий, выражать главное послание. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. Не стоит говорить слишком громко, приглушенный голос в большей мере способствуют возникновению у собеседника ощущения доверительности.

Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех - это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал в образовательной практике, и его наличие в умеренных дозах - это признак хорошей атмосферы. Но не стоит забывать, что такие слова как «высмеивать» и «насмехаться» отражают негативный аспект смеха. Очень важно, чтобы собеседник не воспринимал ваши шутки как высмеивание его качеств, поэтому нужно крайне осторожно использовать шутки, в которых мишенью является другой человек.

Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков педагога. Соблюдая паузу, он предоставляет возможность говорить студентам, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит собеседник. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это.

Многим начинающим педагогам молчание представляется чем-то угрожающим, фокусирующим на них всё внимание, демонстрируя их профессиональную слабость. В результате появляется желание сказать хоть что-нибудь - лишь бы прервать молчание. Обычно в таких случаях задаётся не самый лучший вопрос, который приводит к минимальному отклику у других. В такой ситуации ответ не столь уж важен, так как и вопрос не был продуман.

- Пространственная  система

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед  и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения педагога и студента друг к другу. Позиция лицом к лицу - это приглашение к диалогу. «Я расположен к вам, я с вами прямо сейчас» - вот то послание, которое педагог стремится передать студенту. Такая позиция свидетельствует о готовности к контакту, сообщает о его вовлечённости в беседу.

В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Наклон вперед передаёт сообщение “Я с тобой, мне интересен ты и то, что ты хочешь сказать”. А отклонение назад часто сообщает - “Я не совсем с тобой” или “Мне скучно”.

Серьёзно упрощая положение дел, традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости человека и его восприимчивости к тому, что скажет другой человек. Закрытая же поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлечённости в беседу.

Полезно периодически спрашивать себя: “В какой степени моя поза передает мою открытость и доступность?” Идеальным вариантом здесь можно считать ситуацию, когда принятие открытой позы является естественным, аутентичным поведением. Открытая поза только тогда произведёт должное впечатление, когда она будет не напряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и спокойное использование вашего тела в качестве средства коммуникации.

 

 

 - Визуальный контакт

Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать”. Существует разница между открытым прямым взглядом и его крайностью - пристальным взглядом. Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о «мёртвом контакте».

Визуальный контакт - это также средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции и обсуждения определённых тем и отводят глаза, как только “на горизонте” появляется что-то подобное.

Педагогу следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»).

- Кивки  головой 

Кивки головой - очень хороший способ показать собеседнику, что вы его слушаете. Кивки головой являются для собеседника непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним, шаг за шагом понимая сказанное. Это простейшее умение, если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи. Отсутствие кивков сообщает другому о недостатке понимания и необходимости прояснения, а их появление - о том, что смысл, который пытается выразить клиент, ухвачен. Но мне кажется, что кивки головой как ничто другое требуют меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

- Оптико –кинетическая  система

Красивая, выразительная осанка выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.

Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.

Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.

Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

 Активная жестикуляция часто  отражает положительные эмоции  и воспринимается как проявления  заинтересованности и дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использование жестов свидетельствует о спокойствии и включенности в контакт.

 Практика подтверждает следующее значение жестов.

 Рукопожатие: слабое (слабый характер, нездоровье и т.д.), открытые ладони и сжатые руки (открытость и закрытость). Скрещенные на груди руки говорят о потребности защититься от негативных ощущений, скрестив руки, человек нервничает или стесняется. Лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент партнер, - это понаблюдать за положением его ладоней. Если ладони открыты, или человек протягивает одну или обе ладони, как бы говоря: «Я буду с вами  полностью откровенен», - ему можно доверять. Если он прячет ладони за спиной, либо пальцем потирает губы, - пытается обмануть вас, его слова неискренни. Если при рукопожатии ваши ладони перпендикулярны к земле, это символизирует равноправие, если ваша ладонь снизу, вы уступаете инициативу, хозяином положения является тот, чья ладонь сверху.  Пожатие не согнутой, прямой рукой, является признаком агрессивности. Если при пожатии один тянет руку на себя, это неуверенный в себе человек и чувствует себя комфортно только внутри своей интимной зоны.

Потирание века, почесывание затылка,  поправление прически выдают волнение человека. Собирание несуществующих ворсинок с одежды говорит о том, что собеседник с вами не согласен, но не решается сказать вам об этом.

Можно ли сказать неправду, не выдав себя? Если быть внимательным, то мы можем определить ложь не только по положению рук, но и по искривлению мимических мышц, сужению зрачков, испарине на лбу, румянцу на щеках, частому морганию и множеству других мелких жестов, говорящих об обмане, нужно только развивать у себя способность считывать значение микрожестов.

 

 

 

4. АССЕРТИВНОСТЬ

 

В своем реферате я считаю важным также рассмотреть такое понятие, как ассертивность.

Ассертивностью называют способность человека отстаивать свои права. Имеется "тройственный принцип", который заключается в следующем: оказываясь в конфликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твердость не позволит оппоненту манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность не позволит вам оказаться втянутым в аморальную ситуацию, даже если вас будут провоцировать на это. Ваше дружелюбие даст понять вашим оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству.

Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между преподавателем и студентом. В образовательном процессе недопустима конфронтация, противопоставление сил и позиций. Преподаватель должен помнить, что в состоянии повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил:

  1. Уважайте чувства других людей. Иногда поспешные советы, указания на неправильность поступков уничтожают желание делиться своими чувствами;
  2. Наберитесь терпения, когда кто – то переживает бурную эмоциональную реакцию.(Один из признаков зрелости – умение предоставить другим возможность выразить эмоции (естественно в допустимых пределах), не обижаясь на них и не поддаваясь собственным эмоциям);
  3. Нейтрализуйте желание отомстить. Пытайтесь избежать чувства обиды и постарайтесь не отвечать тем же. Убедите вашего партнера в том, что вы уважаете его самого и его нужды.
  4. Избегайте упреков и критики. Сосредоточьтесь на том, что положительно, попытайтесь повысить самооценку партнера.

Психологи советуют в конфликтных ситуациях поступать так, как подсказывают вам ваши чувства. Если вы чем-то расстроены, обижены, подавлены или считаете, что вас несправедливо отчитали, сразу же скажите об этом. Поверьте, гораздо лучше прямо заявить о своих чувствах, чем носить их в себе и выплескивать на кого попало. При этом совсем не обязательно стучать по столу кулаком или хватать обидчика за грудки, достаточно просто сказать: "Мне это не нравится", и это умерит ваш гнев.

Агрессивная, обвинительная тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Рекомендуется в таких случаях использовать "я - утверждения" вместо "ты - утверждений", то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По личному опыту могу сказать, что на занятия ходят либо посмотреть на преподавателя, либо послушать его материал. Часто оригинальность внешнего вида преподавателя, неповторимость его стиля, манера общаться может с лихвой компенсировать «скучность» предмета и плохие методы его преподавания. Поэтому для успешного взаимодействия в системе педагог-студент важен яркий, интересный имидж педагога. Если учесть, что имидж состоит из 3-х частей, как-то:

а) визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика);

б) внутренний образ (голос, темперамент, настроение);

в) менталитет (интеллект, духовная практика),

- то становится очевидным, что  весьма велика доля невербальных компонентов.  Однако нельзя не отметить, что вербальное общение также очень важно в педагогическом взаимодействии.

 Поэтому хорошее владение  речью - с одной стороны, а также  умелое владение своим невербальным  поведением - с другой, создают в целом успешное взаимодействие педагога со студентами, которое, на мой взгляд, должно быть личностно развивающим и эмоционально комфортным. Профессионализм педагога должен заключаться в умении преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки и в способности помогать студентам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров.

Информация о работе Вербальное и невербальное общение в деятельности педагога