Вербальное и невербальное общение в деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:29, реферат

Краткое описание

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений преподавателя и студентов, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ ……………………………………..
2. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ …………………………………………...
3. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ …………………………………….....
4. АССЕРТИВНОСТЬ ……………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ1.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко можно было записать. Для этого интонационно выделяют основные положения, которые формулируются кратко, удобно для записей. На доске лектор делает краткие записи (изображения) структуры учебного материала, которые могут служить для студентов "опорными сигналами" (опорными конспектами). Лекция может сопровождаться показом иллюстрационных материалов: плакатов, слайдов, кинофрагментов.

Лекция как проблемно-поисковый метод обучения отличается от лекции информационно-обучающего значения тем, что перед ее началом ставится вопрос (проблема), на который они самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы.

Проблемная лекция начинается с вопроса, с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала лектор последовательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Среди сформулированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Проблемные вопросы могут ставиться и во время лекции перед изложением новой самостоятельной мысли.

 

- Эвристическая  беседа.

 Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что преподаватель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Следует также отметить, что изложение материала методом беседы требует значительной затраты учебного времени. Вот почему иногда полезно объяснить материал более экономным в смысле затраты времени методом, скажем, с помощью того же объяснения с тем, чтобы уделить больше внимания организации письменных и практических упражнений.

Эвристическая беседа - основной метод проблемного обучения. Степень проблемности в ней проявляется по разному: это может быть цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям студентов; постановка проблемы, которую студенты решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ход и результаты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу; это может быть лишь "название" темы, где студенты сами формулируют и решают проблемы.

 

- учебная дискуссия

Это один из методов проблемного обучения. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две разные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиций студентов, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.

Для дискуссии выбирают такие вопросы, в которых наличие двух точек зрения, например, житейской и научной, может быть естественным. Не следует создавать искусственные ситуации, когда кто-то отстаивает заведомо ложную точку зрения, будучи убежденным в том, что она ложная. Исходным материалом для дискуссии могут быть статьи и письма, публикуемые в печати, выражающие различные и зачастую противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. Перед объяснением учебного материала преподаватель организует учебную дискуссию. После того, как студенты выскажут свои мнения, доводы и аргументы, преподаватель объясняет новый учебный материал, разъясняя по ходу те ошибки и неточности, которые были допущены выступающими во время дискуссии. Дискуссия может быть завершающим моментом в обсуждении темы.

Учебная дискуссия - организационно сложная форма работы. Она требует определенной подготовленности студентов: умения вести обсуждение (аргументировать положения, быстро находить выдвигаемые предложения, мысли), достаточный кругозор, запас знаний и представлений. Подготовка студентов к учебным дискуссиям проходит путем последовательного осуществления системы проблемного обучения, развития их познавательной активности и самостоятельности.

 

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме, во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность учащихся и способствующие поддержанию их внимания. К таким приемам в том числе относятся элементы невербальной коммуникации, рассмотренные далее.

 

3. НЕВЕРБАЛЬНАЯ  КОММУНИКАЦИЯ

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

  1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
  2. Взгляд.
  3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя внешний вид собеседника, мимику (выражение лица),  пантомимику (позы и жесты).
  4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
  5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся темп речи,  паузы,  смех и т.д.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

-  кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

-  просодика и  экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);

-  токесика (тактильные взаимодействия: прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.);

-  проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения).

Помимо того, что невербальное поведение само по себе является каналом коммуникации, через невербальные проявления можно осознанно или неосознанно дополнять и модифицировать своё вербальное сообщение. Кнап выделил следующие виды невербальных проявлений:

  • Подтверждение и повторение. Невербальное поведение может подтверждать и повторять то, что было сказано словами.
  • Отрицание или запутывание. Невербальное поведение может отрицать или запутывать вербальное сообщение. Если человек в ответ на обращённый к нему вопрос другого человека «Кажется, я задел вас своей критикой?» дрожащим голосом отвечает, что он не расстроен и при этом отводит взгляд, избегая визуального контакта, то его невербальное послание отрицает сказанное им. Примером запутывания можно считать ситуацию, когда человек говорит, что он злится на кого-то, но при этом улыбается. В таком случае невербальная реакция запутывает другого. Улыбка в данной ситуации может означать “Я зол на тебя, но опасаюсь, что ты от меня отдалишься” или “Я зол, но мне очень некомфортно говорить об этом”.
  • Усиление и акцентирование. Невербальное поведение может усиливать и акцентировать сказанное, то есть увеличивать интенсивность сказанного и придавать ему ту или иную эмоциональную окраску.
  • Контроль и регуляция. Невербальные послания часто используются для регуляции и контроля над тем, что происходит в процессе взаимодействия, для контроля над поведением другого. Например, нахмуренные брови одного из участников беседы могут служить для говорящего сообщением о том, что его мысль не вполне понятна, что он нуждается в пояснении.

- Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия 

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку.

- Выражение лица

Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является непосредственной информацией не только об испытываемых собеседником чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль.

Коротко коснёмся некоторых проявлений лицевой экспрессии и тех сообщений, которые они могут с собою нести. Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. Так, улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении, натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства, улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если собеседник изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить вам, что не вполне следует за содержанием вашей речи. Сжатые челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг, или удивление могут заставить слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: “Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас”. Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться выражением лица в процессе взаимодействия педагога и студента. Отслеживание преподавателем подобного рода мимических реакций, как собственных, так и собеседников, рефлексия скрытых в них смыслов, могут существенно обогатить процесс коммуникации.

-Паралингвистика  и экстралингвистика

Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: “У вас есть какие-нибудь идеи?” — на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: “Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим”.

Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: “Хорошо... я дам поручение” — то пауза после слова “хорошо” может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует предпринять.

Информация о работе Вербальное и невербальное общение в деятельности педагога