Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – эмпирическое обоснование проблемы взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков.
Гипотеза исследования – особенности взаимосвязи социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков будут раскрыты, если будут изучены уровень тревожности и социометрический статус подростков.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем школьной тревожности подростка и его социометрическим статусом.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения социометрического статуса и школьной тревожности в подростковом возрасте……………....7
Понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………….……………………...7
Социометрический статус как социально-психологическая категория………………………………………………………………………....14
Особенности взаимовлияния социометрического статуса с уровнем тревожности в детском коллективе……………………………..…....20
Выводы по I главе………………….……………………………………32
Глава II. Практическая работа по выявлению взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков……………………………………………………………………....33
2.1. Констатирующий этап исследования…………………………….…33
2.2. Комплекс мероприятий по повышению социометрического статуса и коррекции уровня школьной тревожности…………………………………..41
2.3. Контрольный этап исследования……………………………...…….45
Выводы по II главе………………………………………………………51
Заключение………………………………………………….……………53
Список литературы………………………………………………...……55

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа исправлен.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………...……………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы изучения социометрического статуса и школьной тревожности в подростковом возрасте……………....7

    1. Понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………….……………………...7
    2. Социометрический статус как социально-психологическая категория………………………………………………………………………....14
    3. Особенности взаимовлияния  социометрического статуса с  уровнем тревожности в детском коллективе……………………………..…....20

Выводы  по I главе………………….……………………………………32

Глава II. Практическая работа по выявлению взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков……………………………………………………………………....33

2.1. Констатирующий  этап исследования…………………………….…33

2.2. Комплекс  мероприятий по повышению социометрического статуса и коррекции уровня школьной тревожности…………………………………..41

2.3. Контрольный  этап исследования……………………………...…….45

Выводы  по II главе………………………………………………………51

Заключение………………………………………………….……………53

Список  литературы………………………………………………...……55

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в  практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные  с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется тревожности. Проблема тревожного поведения ребенка  актуальна в наши дни.

Вопрос о взаимосвязи социометрического статуса с уровнем тревожности до сих пор не получил конкретного ответа, и, в то же время, многие учёные подчёркивают, что социометрический статус непосредственно влияет на уровень тревожности. Следовательно, вопрос важен и требует более детального изучения. Большую часть своей жизни личность проводит в группе и именно по этому для человека крайне важно занимаемое им место в социуме и кто его окружает. Личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха. Если личность сможет адаптироваться в коллективе в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований.

Тревожность - одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и школьному психологу. Этой проблемой занимались, и до сих пор занимаются, такие учёные как Н.В. Гребенникова, И В. Мальцева, Т В.Драгу нова, В.М. Астапов, Г Ш. Габдресва, Т.Д. Грабенко, Ж.М. Глозман, А.И. Захаров и др.

Большинство педагогов знают о  проблеме повышенной тревожности и ее влиянии на развитие ребёнка и поэтому предпринимают попытки снизить негативное воздействие повышенной тревожности: создают дружественную обстановку, ситуации успеха, используют индивидуальный подход в обучении и воспитании. Всё это способствует снижению уровня тревожности. Несмотря на вышеперечисленное, у 60% школьников (по данным Н.Б. Пасынкова) наблюдается средняя или повышенная тревожность.

Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грозящей опасности  является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность  характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный аспекты при доминировании последнего.

В психолого-педагогической литературе данная проблема рассматривалась  в исследованиях ученых: Кряжевой Н.Л., Немова Р.С., Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В., Урунхаевой Г.А., Фридмана Л.Н., Романова А.А.

Исходя из вышеизложенного  определена тема нашей работы: «Взаимосвязь социометрического статуса с  уровнем школьной тревожности подростков».

Объект исследования – процесс развития школьной тревожности у подростков.

Предмет исследования – особенности взаимосвязи социометрического статуса с  уровнем школьной тревожности подростков.

Цель нашей работы – эмпирическое обоснование проблемы взаимосвязи социометрического статуса с  уровнем школьной тревожности подростков.

Гипотеза исследования – особенности взаимосвязи социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков будут раскрыты, если будут изучены уровень тревожности и социометрический статус подростков.

Существует  прямая взаимосвязь между уровнем школьной тревожности подростка и его социометрическим статусом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи социометрического статуса с  уровнем школьной тревожности подростков.
  2. Раскрыть содержание понятия «тревожность», особенности проявлений тревожности у подростков.
  3. Рассмотреть особенности взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков.
  4. Провести практическую работу по выявлению взаимосвязи социометрического статуса с  уровнем школьной тревожности подростков.

Методы исследования - анализ литературы, классификация, обобщение, тестирование, анкетирование, беседа, эксперимент.

Практическая  значимость – в ходе нашего исследования была проведена практическая работа по выявлению взаимосвязи социометрического статуса с  уровнем школьной тревожности подростков.

Структура дипломной работы – работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

База  исследования – средняя общеобразовательная школа поселка Рощинский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения социометрического статуса и школьной тревожности в подростковом возрасте

    1. Понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе

 

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

Впервые выделил  и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал  данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины [68, с. 39].

В настоящее  время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

По мнению Н.И. Наенко тревожность – психологическое  состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Тревожность может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности [35, с. 54].

А Немов Р.С, рассматривает тревожность как  свойство человека приходить в состояние  повышенной возбудимости, беспокойства, испытывать страх и тревогу в  различных социальных ситуациях [37, с. 189].

Свои определения  понятию «тревога» давали Астапов  В. М, Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, расположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами [51, 65, 68].

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу [9, с. 31].

Свои определения  понятию «тревога» давали Астапов  В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Одним из следствий  неоднозначности трактовки понятия  «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что  некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое — психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях» [35, с. 62].

Поэтому Д. Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах [65, с. 13].

Рассмотрим  подробнее формы проявления и  причины тревожности. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на их психическое состояние [27, с.38].

В ряде работ  описывается немотивированная тревожность, характеризующаяся беспричинными  или плохо объяснимыми приданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат. Психика таких людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может обуславливаться дисфункциональным эмоциональным стереотипом, мало поддающимся и контролю со стороны сознания, что в общих чертах сближает состояние тревоги и аффекта. В последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте или композиции, сколько на особенностях ситуации и взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций. Причем в первом случае предполагается, что личностная тревожность имеет хронический, не связанный с особенностями ситуации характер [21, с. 128].

Термин «личностная  тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает свойство личности. Уровень личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Тревожность как свойство личности, вслед за Ж. Тейлор, традиционно определяют в виде тенденции переживания нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующей этому поведенческой тенденции избегания воображаемой угрозы. Тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу [33, с. 51]

Личностная  тревожность не обязательно проявляется  непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. Анализ публикаций позволил нам выявить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:

1. Личность с  высоким уровнем тревожности  склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А. М. Прихожан считает, что тревожность «как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности» [15, с. 26].

2.  Высокий  уровень тревожности создает  угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезненности и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы [25, с. 112].

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков