Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – эмпирическое обоснование проблемы взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков.
Гипотеза исследования – особенности взаимосвязи социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков будут раскрыты, если будут изучены уровень тревожности и социометрический статус подростков.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем школьной тревожности подростка и его социометрическим статусом.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения социометрического статуса и школьной тревожности в подростковом возрасте……………....7
Понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………….……………………...7
Социометрический статус как социально-психологическая категория………………………………………………………………………....14
Особенности взаимовлияния социометрического статуса с уровнем тревожности в детском коллективе……………………………..…....20
Выводы по I главе………………….……………………………………32
Глава II. Практическая работа по выявлению взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков……………………………………………………………………....33
2.1. Констатирующий этап исследования…………………………….…33
2.2. Комплекс мероприятий по повышению социометрического статуса и коррекции уровня школьной тревожности…………………………………..41
2.3. Контрольный этап исследования……………………………...…….45
Выводы по II главе………………………………………………………51
Заключение………………………………………………….……………53
Список литературы………………………………………………...……55

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа исправлен.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

 

Диагностика осуществлялась при помощи методики «Социометрия»  и методики диагностики школьной тревожности Филипса.

1. Методика «Социометрия».

Цель: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы.

Социометрический  тест решает следующие задачи:

А) измерение  степени сплоченности – разобщенности  в группе;

Б) выявление  относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

В) обнаружение  внутригрупповых сплоченных образований  во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет  сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и  эффективности деятельности.

Материалы: Бланк  социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.

Перед началом  опроса проводится инструктаж тестируемой  группы. В ходе него следует объяснить  группе цель исследования, подчеркнуть  важность его результатов для  группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

После этого  начинается непосредственно опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Количество выборов ограничивается тремя.

Детям предлагается инструкция следующего характера: «Кого бы ты пригласил на день рождение либо с кем бы ты сидел на контрольной».

После окончания  беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка  прямо связаны с выбором своего сверстника. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые не получили ни одного выбора со стороны одноклассников.

Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается  в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Первые две  категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин  благоприятных и неблагоприятных  статусных категорий дает представление  об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий.

Низкий уровень  благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное  неблагополучие большинства детей  в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

Результаты  диагностики показали, что в экспериментальной группе 3 детей «Звезды», 7 детей «Предпочитаемые», 16 детей «Принятые». Уровень благополучия взаимоотношений низкий.

В контрольной  группе 4 детей «Звезда», 8 детей «Предпочитаемые», 14 детей «Принятые». Уровень благополучия взаимоотношений низкий.

Таблица 2

Результаты  социометрического исследования

6А класс (экспериментальная  группа)

6Б Класс (контрольная  группа)

Имя Ф. ребенка

Количество выборов

Статусная категория

Имя Ф. ребенка

Количество выборов

Статусная категория

Андрей А.

4

предпочитаемый

Аделя А.

3

предпочитаемый

Саша А.

2

принятые

Азат А.

1

принятые

Полина А.

2

принятые

Маресль Б.

4

предпочитаемый

Ксюша Б.

2

принятые

Рамиль Б.

1

принятые

Анна В.

6

звезда

Саша В.

4

предпочитаемый

Настя В.

2

принятые

Антон Г.

2

принятые

Андрей Д.

1

принятые

Камила Д.

2

принятые

Никита Е.

3

предпочитаемый

Никита Е.

1

принятые

Ангелина З.

3

предпочитаемый

Гера З.

1

принятые

Радмир К.

4

предпочитаемый

Влада И.

6

звезда

Дамир К.

1

принятые

Ильдар К.

4

предпочитаемый

Гузаль К.

1

принятые

Арсен М.

7

звезда

Вика К.

6

звезда

Женя П.

2

принятые

Диана К.

1

принятые

Матвей Р.

4

предпочитаемый

Наиль Л.

1

принятые

Роман С.

1

принятые

Диана М.

4

предпочитаемый

Радмир С.

2

принятые

Никита М.

1

принятые

Никита Т.

7

звезда

Настя  М.

1

принятые

Динара Н.

1

принятые

Ангелина П.

1

принятые

Давлет Ф.

4

предпочитаемый

Ксения П.

3

предпочитаемый

Луиза Х.

1

принятые

Ралина С.

3

предпочитаемый

Эмиль Х.

4

предпочитаемый

Женя С.

2

принятые

Аскар Х.

7

звезда

Давлет Ф.

2

принятые

Ольга Ц.

2

принятые

Алина Ш.

1

принятые

Роберт Ч.

2

принятые

Матвей Я.

6

звезда

Лиля Я.

1

принятые

Ярослав Я.

1

принятые

Артур Я.

4

предпочитаемый


 

2. Методика диагностики школьной тревожности Филипса.

Цель: диагностика  школьной тревожности Филипса.

Изучение уровня и характера тревожности, связанной  со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

В экспериментальной  группе у 21 испытуемых (82%) низкий уровень  школьной тревожности, у 3 детей (10%) средний уровень школьной тревожности, у 2 детей (8%) высокий уровень развития школьной тревожности.

 

 

 

 

 

Таблица 3

Результаты  диагностики школьной тревожности

 

6А класс (экспериментальная  группа)

Имя Ф. ребенка

Общая тревожность  в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности  в достижение успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

Проблемы и  страхи в отношениях с учителями

Уровень тревожности

Андрей А.

16

11

13

3

2

2

3

5

низкий

Саша А.

15

11

13

4

3

4

3

4

низкий

Полина А.

15

6

13

3

4

2

5

6

низкий

Ксюша Б.

19

7

13

3

4

1

2

5

низкий

Анна В.

20

11

13

3

5

3

4

6

низкий

Настя В.

22

8

13

4

3

2

2

5

низкий

Андрей Д.

22

6

13

6

6

5

5

8

высокий

Никита Е.

22

9

7

5

3

2

2

4

низкий

Ангелина З.

17

11

13

4

3

1

3

6

низкий

Радмир К.

16

9

8

4

6

5

5

8

средний

Дамир К.

22

8

10

5

6

5

5

8

средний

Гузаль К.

18

8

5

3

4

3

3

5

низкий

Вика К.

18

11

13

4

3

4

2

4

низкий

Диана К.

22

11

13

4

4

3

3

5

низкий

Наиль Л.

17

7

8

3

6

5

5

8

средний

Диана М.

19

11

13

6

5

4

4

6

низкий

Никита М.

17

9

13

3

3

4

2

7

низкий

Настя  М.

22

6

13

3

4

3

3

4

низкий

Ангелина П.

22

8

9

5

4

3

4

4

низкий

Ксения П.

22

9

13

3

4

4

4

6

низкий

Ралина С.

22

11

13

4

5

2

2

6

низкий

Женя С.

18

11

9

6

5

1

3

6

низкий

Давлет Ф.

18

9

9

4

5

2

3

7

низкий

Алина Ш.

19

11

8

5

3

3

2

6

низкий

Матвей Я.

22

8

13

6

6

5

5

8

высокий

Ярослав Я.

20

8

13

4

3

2

5

4

низкий


 

В контрольной  группе у 13 детей (50%) низкий уровень  школьной тревожности, у 9 детей (34%) средний уровень школьной тревожности, у 4 детей (16%) высокий уровень школьной тревожности.

 

 

 

Таблица 4

Результаты  диагностики школьной тревожности

6Б Класс (контрольная  группа)

Имя Ф. ребенка

Общая тревожность  в школе

Переживание социального  стресса

Фрустрация потребности  в достижение успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

Проблемы и  страхи в отношениях с учителями

Уровень тревожности

Аделя А.

17

11

13

4

3

1

3

6

низкий

Азат А.

16

9

8

4

6

5

5

8

средний

Маресль Б.

17

7

8

3

6

5

5

8

средний

Рамиль Б.

15

6

13

3

4

2

5

6

низкий

Саша В.

19

7

13

3

4

1

2

5

низкий

Антон Г.

20

11

13

3

5

3

4

6

низкий

Камила Д.

22

8

13

4

3

2

2

5

низкий

Никита Е.

22

8

10

5

6

5

5

8

средний

Гера З.

18

8

5

3

4

3

3

5

низкий

Влада И.

22

9

13

6

6

5

3

8

средний

Ильдар К.

22

8

13

6

4

5

4

8

средний

Арсен М.

22

9

13

6

6

5

5

8

высокий

Женя П.

17

8

11

4

4

4

3

7

низкий

Матвей Р.

22

11

10

6

6

5

5

8

высокий

Роман С.

20

11

13

3

5

3

4

6

низкий

Радмир С.

22

11

11

6

6

5

5

8

высокий

Никита Т.

20

8

13

4

3

2

5

4

низкий

Динара Н.

22

11

13

4

5

2

2

6

низкий

Давлет Ф.

17

7

8

3

6

5

5

8

средний

Луиза Х.

15

8

13

5

5

4

5

7

низкий

Эмиль Х.

18

9

13

5

4

4

3

6

низкий

Аскар Х.

22

11

13

6

4

5

3

8

средний

Ольга Ц.

22

11

12

6

6

5

5

     8

высокий

Роберт Ч.

19

10

11

5

5

4

3

7

низкий

Лиля Я.

16

9

13

5

6

4

4

6

средний

Артур Я.

22

11

12

6

4

5

2

8

средний


 

Объединим результаты диагностики социометрического  статуса и школьной тревожности  в одну таблицу, чтобы проследить их взаимосвязь.

Таблица 5

Определение взаимосвязи  социометрического статуса с уровнем школьной тревожности

6А класс (экспериментальная  группа)

6Б Класс (контрольная  группа)

Имя Ф. ребенка

Статусная категория

Уровень тревожности

Имя Ф. ребенка

Статусная категория

Уровень тревожности

Андрей А.

предпочитаемый

низкий

Аделя А.

предпочитаемый

низкий

Саша А.

принятые

низкий

Азат А.

принятые

средний

Полина А.

принятые

низкий

Маресль Б.

предпочитаемый

средний

Ксюша Б.

принятые

низкий

Рамиль Б.

принятые

низкий

Анна В.

звезда

низкий

Саша В.

предпочитаемый

низкий

Настя В.

принятые

низкий

Антон Г.

принятые

низкий

Андрей Д.

принятые

высокий

Камила Д.

принятые

низкий

Никита Е.

предпочитаемый

низкий

Никита Е.

принятые

средний

Ангелина З.

предпочитаемый

низкий

Гера З.

принятые

низкий

Радмир К.

предпочитаемый

средний

Влада И.

звезда

средний

Дамир К.

принятые

средний

Ильдар К.

предпочитаемый

средний

Гузаль К.

принятые

низкий

Арсен М.

звезда

высокий

Вика К.

звезда

низкий

Женя П.

принятые

низкий

Диана К.

принятые

низкий

Матвей Р.

предпочитаемый

высокий

Наиль Л.

принятые

средний

Роман С.

принятые

низкий

Диана М.

предпочитаемый

низкий

Радмир С.

принятые

высокий

Никита М.

принятые

низкий

Никита Т.

звезда

низкий

Настя  М.

принятые

низкий

Динара Н.

принятые

низкий

Ангелина П.

принятые

низкий

Давлет Ф.

предпочитаемый

средний

Ксения П.

предпочитаемый

низкий

Луиза Х.

принятые

низкий

Ралина С.

предпочитаемый

низкий

Эмиль Х.

предпочитаемый

низкий

Женя С.

принятые

низкий</

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков