Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – эмпирическое обоснование проблемы взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков.
Гипотеза исследования – особенности взаимосвязи социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков будут раскрыты, если будут изучены уровень тревожности и социометрический статус подростков.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем школьной тревожности подростка и его социометрическим статусом.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения социометрического статуса и школьной тревожности в подростковом возрасте……………....7
Понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………….……………………...7
Социометрический статус как социально-психологическая категория………………………………………………………………………....14
Особенности взаимовлияния социометрического статуса с уровнем тревожности в детском коллективе……………………………..…....20
Выводы по I главе………………….……………………………………32
Глава II. Практическая работа по выявлению взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков……………………………………………………………………....33
2.1. Констатирующий этап исследования…………………………….…33
2.2. Комплекс мероприятий по повышению социометрического статуса и коррекции уровня школьной тревожности…………………………………..41
2.3. Контрольный этап исследования……………………………...…….45
Выводы по II главе………………………………………………………51
Заключение………………………………………………….……………53
Список литературы………………………………………………...……55

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа исправлен.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

На разных этапах развития трудового коллектива наблюдается  динамика модальности эмоциональности  отношений. На первом этапе становления  коллектива эмоциональный фактор играет главную роль (идет интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений). На этапе же коллективообразования все большее значение приобретают когнитивные процессы, и каждая личность выступает не только как объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок [55, с. 71].

Среди факторов, влияющих на социально-социометрический статус трудового коллектива, выделяют такой социально-психологический феномен, как «климатическое возмущение». «Климатическое возмущение» возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей. В зависимости от настроения людей выделяют «стенические» или «астенические» «климатические возмущения». Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон «климатических возмущений» служат характеристиками его социально-психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности. Преобладающий в коллективе эмоциональный настрой не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного периода. К внешним эмоциогенным факторам коллективной деятельности относятся социально- экономические и бытовые особенности деятельности, технологические и социально- демографические характеристики взаимодействующих субъектов. Сплоченность коллектива складывается на основе близости представлений работников по существенным вопросам жизнедеятельности их коллектива.

Таким образом, социометрический статус - это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции) [77, с. 94].

Итак, социометрический статус – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально- психологического климата в коллективе.

 

    1. Особенности взаимовлияния социометрического статуса с  уровнем тревожности в детском коллективе

 

Создание психологического климата в группе является одной  из наиболее важных и сложных задач  в работе педагога. Климат выступает  своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок  либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Социометрический статус — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [76, с. 114].

Педагогу важно помнить, что социометрический статус определяется совокупностью отношений, преобладающих в группе. Ценностные отношения обеспечивают каждому ребенку защищенность, независимость и комфорт, а их отсутствие характеризуется прямо противоположными качествами — незащищенностью, зависимостью, дискомфортом. Поэтому самочувствие человека может выступать критерием педагогической оценки климата. Учителю достаточно взглянуть на детей, а вернее, оценить их самочувствие, чтобы определить, какой в классе климат. По этому же критерию он может судить и о своих действиях, направленных на улучшение атмосферы и климата.

Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни. Там, где нет ориентации на человека, там не может быть благоприятного климата. Человек всегда реализует себя в деятельности (деле) и связи с другими людьми. Исходя из этого, внимание педагога должно быть направлено на отношение ребенка к труду во всех его проявлениях (интеллектуальному, физическому, нравственному, духовному, эстетическому и т.д.), но труд должно рассматривать не как осуществление некой активности, а как создание материальных и духовных ценностей, как созидание. Умение ребенка сопрягать свои интересы с интересами группы, класса, школы отражает его отношение к обществу. Единичное мнение ученика, а особенно лидера, способного конкретным образом изменить атмосферу и климат в группе, должно стать объектом особого внимания педагога [75, с. 129].

Реальное состояние  климата в коллективе как в  зеркале отражается в отношении его рядового члена к самому себе: если климат благоприятный, то каждый ребенок реализует свое индивидуальное "Я", не страшась показаться в чем-то слабее других или вызвать смех со стороны окружающих; при наличии неблагоприятного климата ребенок замыкается, скрывая не только свои недостатки и неумения, но и свои достоинства.

Еще один показатель, определяющий климат, — отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с  разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так, скажем, неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно иной отклик — сочувствие, огорчение, стремление помочь.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку  не только защищенность и психологический  комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и этапов учебных занятий. Так, например, учительница русского языка и литературы из г. Дудинка после занятий по педагогической технологии, на которых фрагменты классических произведений звучат довольно часто, решила использовать музыку на своих уроках. При повторной нашей встрече она сообщила, что творческие работы ее учеников стали не только опрятными, но более содержательными и поэтичными, но что больше всего ее поразило более грамотными [72, с. 96].

К средствам влияния  на социометрический статус относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства и многое другое. Однако средства сами по себе малоэффективны, если они не представляют никакой ценности для членов группы. Задача педагога как раз и заключается в том, чтобы заставить эти средства "заговорить", стать значимыми для детей. Момент предъявления ценности специально инструментуется: подбирается музыка, продумывается оформление, слова и интонации, пластический портрет человека, предъявляющего ценность и т.д. Основное же здесь связано с внесением в обычное средство (предмет или явление) ценности человека. Иначе говоря, необходимо, обращаясь к разуму и чувствам, раскрыть перед детьми значимость чего-либо в жизни человека.

Технологически влияние  на климат обеспечивается совокупностью  следующих операций:

1. Установление личных  контактов. Эти контакты, как замечают  Н.Е. Щуркова и О.П. Залекер,  должны выстраиваться не только  между преподавателем и детьми, но и между самими детьми'. Преподаватель называет по имени каждого ученика (в случае, когда невозможно запомнить имена всех учащихся, используются визитки), проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.

2. Подбадривающее, одобрительное  отношение во время работы. Оценочной  доминантой педагога во время  совместной работы с детьми  становится поощрение в их  адрес. Оно относится и к  деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников. Незаменимыми здесь оказываются приемы скрытой педагогической оценки "Я — сообщение" и "Ты — сообщение", о которых шла речь в разделе "Технология педагогической оценки".

3. Этическое благородное  поведение, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.

4. Предупреждение возможных  неудач в процессе и результате  работы. Таким образом удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.

5. Применение аудиовизуального  художественного ряда, создаваемого  использованием музыкальных фрагментов  и демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.

6. Привнесение элемента  новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка [41, с. 132].

Большое значение для  создания и поддержания психологического климата имеют традиции. Они устанавливают  и закрепляют определенный порядок  поведения и отношения, который  поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках школы, параллели или одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий и т.д. Традиция воспроизводит в себе характер отношений, сложившийся когда-то в той или иной группе и сейчас возобновляющийся — с воспроизведением той же самой формы, тех же отношений, того же психологического климата. Традиционные дела также способны коренным образом изменять социометрический статус в группе, если они выстраиваются в определенную систему воспитательного влияния.

Лидер группы фокусирует в себе социометрический статус, распространяет его и влияет на его изменение. Авторитет лидера неформален, поэтому к его мнению прислушиваются, за его поведением наблюдают, присматриваются к отдельным реакциям, ему стараются подражать. Влияние лидера на климат столь велико, что педагогу не следует игнорировать этот феномен в работе с детьми. Характер взаимоотношений педагога и лидера группы во многом определяет позиционное настроение остальных ее членов. Педагог сам может стать лидером, но для этого ему нужно заслужить авторитет детей, став для них товарищем, проникнуться их заботами и проблемами, их интересами. Это вовсе не означает, что педагог должен "деградировать" в своем личностном развитии до детского уровня — напротив, он должен быть развит настолько, чтобы компетентно решать возникающие проблемы, выдерживая меру своего участия в этом процессе [72, с. 95].

Под деятельностью субъекта понимается активная форма выражения  его отношения к жизни. Она  присуща только субъекту, поскольку составными элементами деятельности являются: постановка цели деятельности, направленная на достижение определенного предметного результата; обозначение мотива как выявление смысла производимой деятельности; отбор средств, с помощью которых будет совершаться деятельность; операционные действия как непосредственные усилия, приводящие к реализации замысла; получение результата; его оценка. Ни животное, ни младенец не могут выступать субъектами деятельности по причине невозможности осмысления ими всей совокупности этих элементов. Эту способность человек приобретает в процессе своего личностного развития, когда из индивида он превращается в индивидуальность, из организма — в личность, из особи — в мужчину или женщину.

Итогом совершения деятельности становятся два результата: предметный и отношенческий. Предметный результат достигается в процессе выполнения операционных действий и сопровождается, как правило, каким-либо изменением объекта (вырытая канава, написанное письмо, решенная задача и т.д.). Отношенческий результат есть результат воспитательный. Он характеризует те духовные ценностные изменения, которые произошли с ребенком в процессе выполнения деятельности. Например, отутюженные брюки как предметный результат могут повлиять на развитие у мальчика аккуратности; совместное исполнение песни — вызвать духовные переживания, связанные с ее содержанием, личным жизненным опытом, ощущение единства со всем хором [40, с. 83].

Заметим, что в контексте  групповой деятельности может рассматриваться не только внеклассное мероприятие, но и урок. Содержание групповой деятельности на уроке определяется знанием, которое предлагается детям для рассмотрения, а также отработкой соответствующих умений по использованию осваиваемого знания.

Организуя урочную деятельность по освоению знания, педагог может исходить из двух позиций по отношению к детям. Первая позиция заключается в том, что учитель относится к ученикам, как к относительно пассивным участникам образовательного процесса: педагог, проявляя активность реализует профессиональную функцию передачи научного знания и организации соответствующей деятельности детей, способствующей восприятию ими учебного материала урока; ученикам в этом случае отводится роль наблюдателей, в задачу которых входит восприятие материала и выполнение определенных действий, предписываемых педагогом. При такой позиции учитель становится субъектом деятельности на уроке, а дети выполняют роль объекта.

Вторая позиция имеет  иную логику и в основе своей содержит рассмотрение группы детей как совокупного субъекта деятельности, организуемой на уроке. Если в первом случае изо всех элементов деятельности ученикам предоставляется возможность реализации только одного элемента — конкретных операционных действий, то при реализации второй позиции (класс — совокупный субъект деятельности на уроке) учитель создает условия для того, чтобы ученики проявляли свою активность в реализации всех элементов деятельности [39, с. 114].

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков