Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – эмпирическое обоснование проблемы взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков.
Гипотеза исследования – особенности взаимосвязи социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков будут раскрыты, если будут изучены уровень тревожности и социометрический статус подростков.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем школьной тревожности подростка и его социометрическим статусом.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения социометрического статуса и школьной тревожности в подростковом возрасте……………....7
Понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………….……………………...7
Социометрический статус как социально-психологическая категория………………………………………………………………………....14
Особенности взаимовлияния социометрического статуса с уровнем тревожности в детском коллективе……………………………..…....20
Выводы по I главе………………….……………………………………32
Глава II. Практическая работа по выявлению взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков……………………………………………………………………....33
2.1. Констатирующий этап исследования…………………………….…33
2.2. Комплекс мероприятий по повышению социометрического статуса и коррекции уровня школьной тревожности…………………………………..41
2.3. Контрольный этап исследования……………………………...…….45
Выводы по II главе………………………………………………………51
Заключение………………………………………………….……………53
Список литературы………………………………………………...……55

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа исправлен.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

 Высокий  уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности. Отличается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость [23, с. 44]

4.  Тревожность  в числе некоторых индивидуально-психологических  особенностей личности, как считает А.М. Прихожан, оказывает существенное влияние на профессиональную направленность. Так, потому, что учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, избегают ориентации на профессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая простые типа «человек—природа», «человек—художественный приз» [51, с. 11]

5.  Тревожность  по-разному сказывается на устойчивости  поведения и проявлении навыков  его самоконтроля. Если при низком  уровне тревожности отмечается  сохранение испытуемыми уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок в деятельности — адекватное отношение и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляли раздражительность, нетерпеливость, вступали в полемику с экспериментатором или, признавая свой неуспех, стремились объяснить его внешними причинами.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения. Это отмечается в анализе поведения, как детей, так и взрослых. Кроме того исследования ряда авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения [54, с. 76].

Как видим, решение  проблемы тревожности относится  к числу острых и актуальных задач  психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью - то есть устойчивым свойством личности.

Н. В. Имедадзе отмечает следующие причины тревожности  у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутрисемейных отношений.

1.  Излишний  протекционизм родителей, опека.

2.  Условия,  создавшиеся в семье после появления второго

ребенка.

3.  Плохая  приспособленность ребенка —  тревожность возникает из-за неумения  одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т. д. [19, с. 49].

При посещении  ребенком детских учреждений тревожность  провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности, предъявляемых требовании и оценок. Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение. Е. Савина и Н. Шанина отмечают, что постоянная изменчивость требований воспитателя зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, который не может решить, как ему следует поступать в том или ином случае. Если при этом ребенок чрезвычайно зависим о состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход, в дошкольном учреждении, то возникший стойкий аффект на разлуку с матерью приводит к началу невроза [61, с. 29].

Л. И. Божович  и М. С. Неймарк считают, что тревожность  является эмоциональным состоянием, подразумевающим недостаток уверенности  в своих силах и проявляющимся  в ситуациях, включающих опасность  для чувства собственного достоинства. Вместе с тем это состояние сопровождается высоким уровнем притязаний. Таким образом, фиксируется уже отмеченный нами сходный характер причин, вызывающих состояние аффекта и провоцирующих — при их хроническом характере — тревожность. Поэтому, говоря об источниках аффекта при их застревающем, повторяющемся характере, можно рассматривать их и как причины развития тревожности. Одним из источников аффекта у ребенка является расхождение между положением, фактически занимаемым им в коллективе, и положением, которое он стремится занять [36, с. 80].

Итак, поскольку  исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности и агрессивности, отмечая  увеличение количества тревожных и  агрессивных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности и агрессивности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной. При этом причины формирования высокого уровня тревожности и агрессивности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности и агрессивности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности и агрессивности в детском возрасте. Наиболее эффективна, на наш взгляд, организация мероприятий в рамках детских дошкольных учреждений [67, с. 385].

В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации.

 

    1. Социометрический статус как социально-психологическая категория

 

По мнению А.В. Петровского, понятие «социометрический статус» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами [45, с. 78].

Социометрический  статус связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Ученые отмечают двойственную природу социометрического статуса. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой — возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социометрический статус начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

Социометрический  статус — это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов [57, с. 287].

Другой стороной, характеризующей  динамику социометрического статуса, являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения» несет в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.

Существуют несколько  определений понятия социометрический статус. Так, Т.С. Абрамова считает, что понятие социометрический статус отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе [2, с. 41].

М. В. Шакурова включает в понятие социометрический статус систему межличностных отношений, психологических по природе(симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми( подражание, сопереживание, содействие) ; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [73, с. 38].

В.М.Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социометрический статус как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Анализ различных точек  зрения на содержание понятия социометрического статуса позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий [70, с. 83].

Структура психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Межличностные отношения - это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [66, с. 48].

Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе. Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем. Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращения числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушению обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата [62, с. 163].

Сущность каждого  человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется  в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения. Через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими. Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве социально-психологического климата в коллективе. Самооценка, самочувствие и настроение- это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления социально-психологического климата.

Любой человек  уже в силу своего присутствия  в социальной группе, а тем более  участвуя в совместном труде, оказывает  влияние на многие сферы жизни  коллектива, в том числе на социометрический статус. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование психологического климата относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культура поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т. д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей [56, с. 85].

Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков