Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение закона «О защите прав потребителей».
Исходя из этой цели возникают следующие задачи:
1. ознакомиться с основными понятиями, применяемыми в законе: потребитель, изготовитель, стандарт, недостаток товара.
2. изучить права потребителей на качество товара, на безопасность, на информацию и права при покупке товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАКОНЕ
1.1. Потребитель
1.2. Изготовитель
1.3. Продавец
1.4. Недостаток товара (работы, услуги)
1.5. Стандарт.
2.ОСНАВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1. Право потребителей на качество товаров
2.2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
2.3. Право потребителей на информацию
2.4.Права потребителей при покупке товаров, заключение договоров, оказание услуг.
2.5. Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛЕОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (40).doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет»

Кафедра «Товароведенье и экспертиза товаров» 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теоретические основы товароведенья и экспертизы товаров»

Тема: «Защита прав потребителей» 
 
 

Выполнила: студентка группы ТЭ 21 ОФО

Чиханкова Е.С.

Руководитель:                                                                     Тазова З.Т. 

Допущен __________________ 

Оценка    __________________ 

Члены комиссии:      ______________________________________

                                   _______________________________________

                                   _______________________________________ 
 
 
 

Майкоп,

2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАКОНЕ

1.1. Потребитель

1.2. Изготовитель

1.3. Продавец

1.4. Недостаток товара (работы, услуги)

1.5. Стандарт.

2.ОСНАВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

2.1. Право потребителей на качество товаров

2.2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)

2.3. Право потребителей на информацию

    2.4.Права потребителей при покупке товаров, заключение договоров, оказание услуг.

    2.5. Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛЕОГРАФИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«ВВЕДЕНИЕ» 

       Целью курсовой работы является изучение закона «О защите прав потребителей».

       Исходя из этой цели возникают следующие задачи:

1. ознакомиться с основными понятиями, применяемыми в законе: потребитель, изготовитель, стандарт, недостаток товара.

2. изучить права потребителей на качество товара, на безопасность, на информацию и права при покупке товара.      

 В 1992  году   в России  был  принят  Закон  "О защите  прав  потребителей ". Он  довольно  быстро завоевал популярность и стал одним из самых часто применяемых в России. С помощью этого Закона тысячи потребителей сумели защитить свои права. Однако совершенных законов не бывает. Именно благодаря широкому применению Закона "О защите прав потребителей" были выявлены его недостатки. 16 января 1996 года вступила в действие новая редакция Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Многие нормы Закона существенно изменены.

Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях,  продавцах),  просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов,  объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

Думаю, что это очень важно:  выбрать правильную позицию во взаимоотношениях с продавцом (изготовителем, исполнителем) и не допустить нарушения своих прав.

       До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны, производители товаров и услуг, торговля диктовали им свои условия, так как было централизованное распределение товаров и услуг, при этом монополистом являлось государство. Ведомственные  нормативные акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные  претензии. Судебная защита практически  отсутствовала. «Наш ненавязчивый сервис» преподносил постоянные неприятности.

       Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН  (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).  "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", которая провозглашала:

         ·         право на выбор;

         ·         право на безопасность;

         ·         право быть выслушанным;

         ·         право на информацию.

         ·         право на потребительское образование;

         ·         право на удовлетворение базовых потребностей;

         ·         право на качество;

         ·         право на возмещение ущерба

       Практически все эти права нашли свое отражение в  российском законодательстве о защите прав потребителей. Поэтому в своем реферате мне бы хотелось рассмотреть эти права и их применение, раскрыть некоторые понятия, их юридические нюансы и примеры применения отдельных прав потребителя.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные понятия, применяемые в Законе 

1.1 Потребитель 
 

       В соответствии с Законом, потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. (//)

       Из этого определения следует, что Закон применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон которых является гражданин - физическое лицо. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются Законом одинаково. Если же товары или услуги приобретаются юридическим лицом, то применяются нормы общегражданского законодательства. Столь разный подход к защите прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т.д.). Потребитель, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства и т.д.

       Из определения следует еще одно - Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Например, фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки. Формально покупателем услуги является юридическое лицо, взаимоотношения которого с услугодателем строятся на основе гражданского законодательства. Однако пользуются услугой сотрудники фирмы (физические лица), и их права защищаются Законом "О защите прав потребителей". Точно так же охраняются права лиц, которым товар был подарен.

       Потребителем считается не только гражданин, уже приобретший товар (работу или услугу) и использующий его (ее), но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что вы являетесь потребителем уже тогда, когда обращаетесь к продавцу с просьбой показать вам товар и рассказать о его свойствах. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как  нарушение Закона.

       В соответствии с Законом гражданин только тогда является потребителем, когда он приобретает товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд. Понятие "личные (бытовые) нужды" охватывает очень широкий круг отношений с участием граждан, и поэтому в новой редакции Закона определено, что этим Законом регулируются лишь те отношения с участием граждан, когда товары (работы, услуги) приобретаются для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. 

       1.2. Изготовитель 
 

       В соответствии с Законом, изготовителем (исполнителем) являются организации вне зависимости от форм их собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации их потребителям или реализующие их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняющие для них по возмездному договору работы или оказывающие услуги. (//)

       В отличие от прежней редакции, Закон применим и к отношениям с участием государственных организаций, если эти организации оказывают потребителям услуги или продают им товары.

       Помимо организаций, изготовителем (продавцом, исполнителем) может выступать и индивидуальный предприниматель. В силу ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Если же гражданин в нарушение законодательства осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, суд вправе возложить на него обязательства, вытекающие из закона РФ "О защите прав потребителей".

       Организация признается изготовителем лишь в том случае, если она производит товары для реализации их потребителям.

Если же предприятие не имеет намерения продавать производимый товар гражданам-потребителям, действие настоящего Закона на него не распространяется. Например, вы приобретаете швейную машинку, предназначенную для профессиональной работы. Поскольку изготовитель не предполагал, что машинкой будут пользоваться непрофессионалы-потребители, его взаимоотношения с покупателем этой машинки будут строиться на основе положений общегражданского законодательства. 

1.3. Продавец 
 

       Продавцом, в соответствии с рассматриваемым Законом, является лишь та организация, которая реализует потребителям товары по договору купли - продажи. Если же товар получен в организации каким-либо другим путем (например, по договору мены, подряда и т.д.), нормы потребительского законодательства к отношениям сторон применяться не будут.(//)

       Исполнителем, согласно данному в Законе определению, выступает организация, которая выполняет работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора.

       Таким образом, главным критерием применимости требований Закона РФ "О защите прав потребителей" к той или иной организации является признак возмездности (платности) выполняемой работы (услуги). В то же время данная формулировка допускает неоднозначное толкование, поскольку из определения не ясно, по отношению к какой из сторон в договоре возмездность является обязательным условием. По нашему мнению, этот критерий относится к исполнителю, и нормы рассматриваемого Закона применимы к правоотношениям, в которых организация, выполняющая работы (оказывающая услуги) потребителю, получает за это денежное вознаграждение. При этом не имеет значения, выплачивает ли это вознаграждение сам потребитель, или оплата произведена третьим лицом (например, организацией, в которой гражданин работает, или государством). Некоторые специалисты могут не согласиться с подобным утверждением, поскольку такой подход позволяет применять Закон к отношениям, связанным, например, с предоставлением услуг обязательного медицинского страхования и другим услугам, оплачиваемым опосредованно через систему налогообложения. Мы считаем это оправданным, поскольку размеры ответственности за качество и безопасность оказываемых услуг не должны ставиться в зависимость от того, кто производит оплату - сам потребитель или государство. 

       1.4. Недостаток товара  
 

       И еще одно понятие, о котором хотелось бы сказать особо, - определение недостатка товара (работы, услуги). Закон подразделяет это понятие на простой недостаток и недостаток существенный. От степени существенности обнаруженного недостатка зависят права потребителя в той или иной ситуации.

       Под недостатком товара (работы, услуги) Закон понимает несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).(//) 

Информация о работе Защита прав потребителей