Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение закона «О защите прав потребителей».
Исходя из этой цели возникают следующие задачи:
1. ознакомиться с основными понятиями, применяемыми в законе: потребитель, изготовитель, стандарт, недостаток товара.
2. изучить права потребителей на качество товара, на безопасность, на информацию и права при покупке товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАКОНЕ
1.1. Потребитель
1.2. Изготовитель
1.3. Продавец
1.4. Недостаток товара (работы, услуги)
1.5. Стандарт.
2.ОСНАВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1. Право потребителей на качество товаров
2.2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
2.3. Право потребителей на информацию
2.4.Права потребителей при покупке товаров, заключение договоров, оказание услуг.
2.5. Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛЕОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (40).doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

       Для того, чтобы реализовать своё право, потребителю необходимо обратиться к продавцу с соответствующим заявлением (см. приложение 1). Заявление лучше оформить в письменном виде в двух экземплярах, один из которых необходимо вручить продавцу, а на втором экземпляре попросить поставить его отметку о приёмке заявления и возвращаемой пары обуви. В случае, если продавец отказывается принять заявление, необходимо отправить по почте заказным письмом с простым уведомлением о вручении по адресу указанному на вывеске (табличке) магазина (отдела) продавца.  

       Обратиться с требованием о замене товара потребитель может не позднее 14-дневного срока с момента покупки. При этом потребитель обязан указать причины, по которым он желает заменить товар, а также то, какими качествами должен обладать товар, требуемый взамен. Продавец должен обменять товар, если он не был в употреблении, сохранены его оригинальная упаковка, товарный (кассовый) чек, фабричные ярлыки и т.д.

       Если в день обращения товара, необходимого для замены, в магазине нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор либо ждать поступления в магазин аналогичного товара, о чем продавец обязан его известить.

       Надо отметить, что, возлагая на продавца обязанность заменить товар надлежащего качества, Закон не решает вопрос о распределении убытков, возникающих при обмене.

Необходимость в замене качественного товара, как правило, связана с невнимательностью потребителя при покупке. Вина продавца в данной ситуации отсутствует. Поэтому продавец вправе потребовать оплаты издержек, возникших у магазина в связи с обменом качественного товара. Если же потребитель отказывается оплатить эти издержки, то продавец может отказать в обмене товара.

 

2.5. Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг 
 

       При заключении любого договора на выполнение работ (оказание услуг) потребителя интересуют три момента:

       ·          сроки выполнения работ (оказания услуг);

       ·          качество выполненных работ (оказанной услуги);

       ·        цена, которую необходимо уплатить изготовителю (исполнителю).

       Ответственность исполнителя за нарушение сроков.

При нарушении исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель может по своему выбору воспользоваться одним из перечисленных ниже прав. Закон устанавливает два возможных варианта поведения потребителя в случае просрочки исполнителем выполнения своих обязанностей.

       1. Потребитель может, несмотря на просрочку, продолжить свои отношения с исполнителем. В этом случае он вправе:

       ·         назначить исполнителю новый срок начала и (или) окончания работы (оказания услуги) и потребовать уменьшения цены выполняемой работы (услуги);

       ·          потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги) без назначения новых сроков.

       Назначенные потребителем новые сроки необходимо указать в самом договоре, либо в приложении к договору (дополнительном соглашении сторон), либо ином документе, подтверждающем заключение договора. Такое одностороннее назначение потребителем новых сроков должно быть обязательно подтверждено подписями обеих сторон в указанных документах. Если исполнитель допустит нарушение новых сроков, потребитель вправе снова предъявить любое из указанных в Законе требований.

       Размер уменьшения цены за выполненные работы законодатель предлагает рассчитывать по аналогии с расчетами, производимыми в случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества. Размер уменьшения покупной цены товара определяется продавцом или предприятиями, указанными в ст. 18 Закона. Результаты проведенной продавцом уценки потребитель вправе оспорить в суде. Следовательно, и размер уменьшения цены за выполненные работы (оказанные услуги) в случае предъявления такого требования потребителем должен определять исполнитель. Если размер выплат по каким-либо причинам не устраивает потребителя, последний вправе оспорить его в суде.

       Решение о продолжении или прекращении работы с первоначальным исполнителем целиком зависит от воли и желания потребителя. Например, если подрядчик не доставил вовремя строительные материалы на участок заказчика, потому что его подвел поставщик (что не является форс-мажорным обстоятельством и не освобождает от ответственности за просрочку), но готов немедленно начать строительство, потребителю вряд ли стоит отказываться от его услуг.

       2. Если же просрочка начала или окончания работы является результатом виновных действий исполнителя, то потребитель может:

       ·          поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

       ·          расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, причиненных нарушением сроков начала и (или) окончания работы (услуги).

       Оба эти требования предполагают прекращение правоотношения потребителя и исполнителя по поводу выполнения заказанной работы (услуги).

       Расходы, понесенные потребителем в случае передачи работы другому лицу, взыскиваются с первоначального исполнителя, нарушившего срок выполнения работы (оказания услуги). Если потребитель не оплачивал работу первоначального исполнителя, то последний обязан возместить все расходы, связанные с оплатой работы третьего лица.

       В том случаев, когда вознаграждение первоначальным исполнителем получено, он должен полностью возвратить его потребителю. Если размер затрат потребителя на выполнение работы третьим лицом превышает размер полученного первоначальным исполнителем вознаграждения, то исполнитель обязан не только полностью возвратить полученную сумму денег, но и покрыть расходы потребителя, превышающие эту сумму, в разумных пределах.

       При расторжении договора с просрочившим исполнителем потребитель должен уведомить его о своем решении.

Соглашение о расторжении договора заключается в той же форме, что и договор. Если исполнитель отказывается расторгнуть договор или просто не отвечает на предложение потребителя в срок, указанный в самом предложении (при его отсутствии в тридцатидневный срок), потребитель вправе обратиться в суд с требованием о принудительном расторжении договора.

       При расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу). Однако из этого правила могут быть исключения. Особенности порядка расчетов между потребителем и исполнителем в таких случаях устанавливаются правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг).

       В том случае, если потребитель решит принять только часть выполненной работы (оказанной услуги) у исполнителя, расходы исполнителя, затраченные на ее выполнение, независимо от факта расторжения договора подлежат оплате.

     Неустойка как форма ответственности за нарушение сроков. Кроме возмещения убытков, вызванных нарушением сроков начала и окончания работ, Закон предусматривает ответственность просрочившего исполнителя в форме неустойки. В случае нарушения сроков, установленных Правилами выполнения отдельных видов работ или договором, а также назначенных в соответствии с Законом новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день, а если срок определен в часах - за каждый час просрочки неустойку в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором отдельно не определена - общей цены заказа (договора). Размер неустойки может быть увеличен по соглашению сторон. Такое соглашение должно быть обязательно заключено в письменной форме, иначе оно будет недействительным. Сумма неустойки не может превышать цены работы (услуги), а если цена работы (услуги) отдельно не определена - общей цены договора (заказа).

       Исполнитель должен выплатить потребителю неустойку и возместить убытки добровольно, независимо от того, предъявлял он соответствующее требование или нет. При этом убытки возмещаются потребителю в полной сумме сверх неустойки, установленной Законом или договором. Если исполнитель отказывается от добровольной выплаты неустойки и убытков или отказывается удовлетворять требование потребителя об их уплате, то эти требования удовлетворяются через суд.

       Ответственность исполнителя за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) наступает независимо от наличия или отсутствия его вины.

       Закон освобождает исполнителя от удовлетворения требований потребителя только в двух случаях: если нарушение сроков выполнения работы произошло по вине самого потребителя либо вследствие действия непреодолимой силы, т.е. наступления такого события, которое исполнитель не смог бы предотвратить никакими средствами, если бы даже и смог его предвидеть (например, разрушение построенного здания вследствие землетрясения).

       Права потребителей при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). Последствия нарушения требований к качеству выполненных работ (оказанных услуг) и права, предоставляемые потребителю в случае обнаружения недостатков в выполненной работе, сходны с последствиями и правами при продаже товаров с недостатками.

В случае обнаружения недостатков во время приемки работы или во время ее использования потребитель вправе потребовать:

       ·          безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

       ·          соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

       ·          безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

       ·          возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

       Под недостатком работы (услуги) Закон подразумевает несоответствие работы (услуги) требованиям, предъявляемым к качеству. Если подрядчик сдает построенный им дом с недоделками (не застеклены окна, не установлена охранная сигнализация и т.д.), то с точки зрения Закона эти недоделки не являются недостатками, т.к. не касаются качества выполненной работы. Ответственность подрядчика в этом случае наступает за нарушение сроков выполняемой работы, т.е. под недостатком нужно понимать только несоответствие качества выполненных работ стандартам, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям.

       Требования о безвозмездном изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы обусловлены спецификой возникающих при оказании услуг (выполнении работ) отношений.

Предъявляя требование об устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или повторном выполнении работы, потребитель может одновременно потребовать от исполнителя уменьшения цены выполненной работы.

       Сроки предъявления претензий по поводу недостатков работы (услуги). Все указанные требования могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или входе ее выполнения, только требования по поводу скрытых недостатков выполненной работы, которые невозможно было обнаружить при принятии, могут предъявляться позднее: в течение гарантийного срока, а если он не установлен - в течение шести месяцев со дня принятия работы (в отношении строений и иного недвижимого имущества - в течение двух лет).

       В том случае, если выявленный скрытый недостаток обладает свойствами существенного, перечисленными в преамбуле Закона, и допущен по вине исполнителя, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении такого недостатка и по истечении гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено в течение срока службы выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия работы, если срок службы не установлен. Исполнитель должен своевременно удовлетворить такое требование, в противном случае потребитель вправе потребовать уменьшения цены за выполненную работу либо возмещения расходов по устранению существенного недостатка самостоятельно или третьими лицами, либо расторжения договора и возмещения убытков (т.е. кроме повторного выполнения работы и изготовления другой вещи из однородного материала).

Информация о работе Защита прав потребителей