Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение закона «О защите прав потребителей».
Исходя из этой цели возникают следующие задачи:
1. ознакомиться с основными понятиями, применяемыми в законе: потребитель, изготовитель, стандарт, недостаток товара.
2. изучить права потребителей на качество товара, на безопасность, на информацию и права при покупке товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАКОНЕ
1.1. Потребитель
1.2. Изготовитель
1.3. Продавец
1.4. Недостаток товара (работы, услуги)
1.5. Стандарт.
2.ОСНАВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1. Право потребителей на качество товаров
2.2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
2.3. Право потребителей на информацию
2.4.Права потребителей при покупке товаров, заключение договоров, оказание услуг.
2.5. Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛЕОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (40).doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

       Для подтверждения факта проявления недостатка вновь после его устранения достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, а также подтверждения возникновения недостатка вновь.

А вот определение существенного недостатка как недостатка, "вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора" вообще очень туманно. Действительно, на что вправе рассчитывать потребитель при заключении договора купли-продажи?

       Обращаясь к Закону РФ "О защите прав потребителей" в целом, потребитель вправе рассчитывать на получение товара, качество которого соответствует договору, пригодного для целей, для которых товар такого рода обычно используется, соответствующего требованиям стандартов (ст. 4 Закона); потребитель имеет право на безопасность товара (ст. 7 Закона), на соответствие товара предоставленной о нем информации (ст. 8 Закона). То есть приведенная формулировка содержит все перечисленные признаки недостатков товара, делая акцент на то, что этот недостаток должен быть значительным. Иными словами, если товар в значительной степени не соответствует стандарту, либо условиям договора, либо предоставленной о нем информации, то этот товар имеет существенный недостаток.

       Воспользоваться правами, предусмотренными ст. 18 Закона, потребитель может только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке. Если же при покупке товара отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, которые не были оговорены при покупке.

       Итак, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

       ·         безвозмездного устранения недостатков товара;

Это требование потребитель вправе предъявить (согласно п.п. 2, Зет. 18 Закона) продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании договора.

       ·          возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

Такой способ защиты прав потребителей при покупке некачественного товара широкого распространения на практике не получил. Однако может возникнуть такая ситуация, когда потребитель вынужден либо сам в срочном порядке устранить недостатки, либо обратиться к третьему лицу.

Например, за несколько часов до Новогоднего праздника выходит из строя телевизор. Вызывать телевизионного мастера уже поздно, и потребитель сам устраняет недостатки или просит сделать это своего знакомого. Потребитель имеет полное право поступить именно так, а затем потребовать возмещения своих расходов, если он их понес в связи с исправлением недостатков товара.

       ·         соразмерного уменьшения покупной цены;

Это требование потребитель вправе предъявить продавцу или организации, выполняющей его функции на основании договора. Изготовителю предъявить такое требование потребитель не может.

       ·          замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);

Потребитель вправе предъявить требование о замене товара на аналогичный. Это не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на точно такой же. Товар, предоставляемый для замены, может быть другого цвета и даже другой марки или модели. Самое главное, товар должен иметь те же потребительские свойства, что и товар, требующий замены. Если это - бытовая техника, то она должна быть того же класса, поколения; если это пальто, то оно должно быть такого же размера, что и пальто, приобретенное потребителем; пальто должно быть изготовлено из подобного материала.

Законодатель подразумевает, что цены заменяемого товара, и товара, на который производится замена, одинаковы, и никакого перерасчета не производится.

       ·          замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

Это требование предполагает замену товара на такой же товар, т.е. автомобиль на автомобиль, холодильник на холодильник, но другой, не аналогичной модели, марки, артикула. Например, автомобиль "ВАЗ 21063" на автомобиль "ВАЗ 21099" или холодильник "Минск" на холодильник "Стинол". Потребительские свойства этих товаров существенно различаются, так же существенно отличаются их цены. Поэтому при такой замене производится соответствующий перерасчет стоимости товаров.

       ·         расторжения договора купли-продажи.

       При расторжении договора купли-продажи потребитель обязан возвратить товар с недостатками и вправе требовать возмещения убытков. Требование о возврате товара потребитель вправе предъявить как продавцу (организации, выполняющей его функции на основании договора), так и изготовителю (организации, выполняющей его функции на основании договора). Но если потребитель обращается к продавцу (организации, выполняющей его функции), то он вправе при расторжении договора требовать возмещения всех возникших в связи с покупкой товара убытков, а если требование предъявляется изготовителю (организации, выполняющей его функции), потребитель вправе настаивать только на возврате стоимости товара (п.З  ст. 18 Закона).

       Например, потребитель приобрел крупногабаритный товар. За доставку товара потребитель заплатил. При расторжении договора купли-продажи с продавцом потребитель вправе, наряду с другими убытками, требовать возмещения транспортных расходов. При возврате товара изготовителю последний не обязан возмещать расходы за доставку товара.

Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации. Из этого правила есть исключения. Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации. Из этого правила есть три исключения.

Первое исключение. В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещения расходов на устранение недостатков, в также о соразмерном уменьшении покупной цены.

Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Поскольку на сегодняшний день этого перечня не существует, потребитель вправе считать, что к купленному им технически сложному товару это исключение не относится и он вправе предъявлять любое из требований при обнаружении в товаре любого недостатка.

       Второе исключение. В отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя об устранении недостатков товара или возмещении расходов на исправление недостатков и о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца.

Настаивать на удовлетворении этих требований потребитель не вправе; он может предъявить продавцу иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли продажи.

       Третье исключение По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявлять по своему выбору два требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст. 18 Закона).

Эти требования потребитель вправе предъявить только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности. Например, купленные консервы, срок хранения которых шесть месяцев, хранились в течение трех месяцев. Открыв их, потребитель обнаружил, что консервы испортились. Так как срок годности еще не прошел, потребитель может предъявить претензии.

       В соответствии со ст. 23 Закона, за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю неустойку в размере 1 % цены товара.

       При рассмотрении исковых требований о взыскании неустойки, предусмотренной Законом РФ "О защите прав потребителей", суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Понятие "явно несоразмерна" законодательством не определено. Поэтому у суда имеются широкие полномочия для уменьшения размера неустойки.

Потребитель в обоснование соответствия размера неустойки последствиям нарушения обязательств перед ним может привести следующий довод.

       Закон, устанавливая ответственность за просрочку удовлетворения требований потребителя в виде неустойки в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки, дает основание считать, что неустойка в размере 1 % цены товара соразмерна одному дню просрочки выполнения требования, предусмотренного ст. 18 Закона. Следовательно, неустойка в размере 10% цены товара соразмерна десятидневной просрочке замены товара (ремонта, уменьшения покупной цены и т.д.). Неустойка в размере 500% цены товара соразмерна пятисотдневной просрочке.

       Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара.

По общему правилу, требования по поводу недостатков товара потребитель вправе предъявить, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийных сроков или сроков годности, установленных изготовителем.

Как уже упоминалось, 1 марта 1996 г. вступил в силу Гражданский кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 477 ГК РФ, если на товар не установлен гарантийный срок, то при обнаружении недостатков претензии продавцу могут быть предъявлены в разумные сроки, но не позднее двух лет со дня передачи товара покупателю.

       Гарантийный срок может быть установлен и продавцом. Но этот срок не может быть меньше гарантийного срока, установленного на этот товар изготовителем, и двух лет, если изготовителем срок не установлен. При этом требования по истечении сроков, установленных изготовителем, но в период сроков, установленных продавцом, потребитель вправе предъявить только продавцу. Точно так же по истечении двухлетнего срока, если гарантийный срок не установлен изготовителем, но в период срока, установленного продавцом, потребитель вправе предъявить требования только продавцу.

Законом не исключено право изготовителя устанавливать гарантийные сроки и сроки годности менее двух лет. В этом случае и изготовитель, и продавец несут ответственность только в пределах этих (установленных изготовителем) сроков.

       По истечении вышеуказанных сроков, предусмотренных п.1 ст. 19 Закона, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков товара или о возмещении расходов на устранение недостатков товара в отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности.

       Если срок годности не установлен - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

       Если требование не удовлетворено в течение двадцати дней с момента его предъявления, потребитель вправе предъявить изготовителю иные требования, а именно: о соразмерном уменьшении покупной цены товара или о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула).

       Обстоятельства, освобождающие продавца (изготовителя) от обязанности удовлетворить требования потребителя.

       Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора, вправе отказаться от удовлетворения требований потребителя по поводу недостатков товара, если:

       - требования заявлены по поводу недостатков, которые были оговорены при заключении договора купли-продажи; 

       - требования предъявлены по истечении сроков исковой давности, установленных законодательством; 

       - недостатки, по поводу которых заявлено требование, возникли после передачи товара потребителю в результате нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц или обстоятельств непреодолимой силы, и это доказано продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним; 

       - потребитель не представил товарный (кассовый) чек, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, технический паспорт или иной заменяющий его документ.

       Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Ст. 23 Закона устанавливает право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в случае, если он не подошел по форме, габаритам, размеру, расцветке, фасону, либо по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению. Перечень товаров, на которые такое требование не распространяется, утверждается Правительством РФ. В этот перечень входят: изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней; ткани из всех видов волокон и другие метражные товары (ленты, тесьма, кружева и др.); бельевой трикотаж для взрослых и детей; - купальники, плавки, трусы для взрослых и детей, в том числе спортивные; - белье для новорожденных и детей ясельного  возраста;  белье постельное;  предметы женского туалета;  чулочно-носочные изделия;  штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца, носовые платки и др.);  парфюмерно-косметические товары;  товары бытовой химии;   изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи;  предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, бигуди и др.).

Информация о работе Защита прав потребителей