Анализ состава преступления по Уголовному кодексу Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлении современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной «деидеологизации», когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Терроризм в современном мире………………………………………………5

1.1 Терроризм: понятие и классификация……………………………………….5

1.2 Соотношение понятий «терроризма» и «экстремизма»….………………...5

1.3 Международный терроризм…………………………………………………..9

2. Уголовное законодательство Республики Казахстан в области борьбы с терроризмом………………………………………………………………………19

3. Анализ состава преступления по Уголовному кодексу Республики Казахстан………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по УП.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня глобализация и интенсификация террористических проявлений стала новой характеристикой международного терроризма. В мировой науке практически нет единого мнения о роли глобализации для развития мировой цивилизации и ее последствиях. Однако можно с уверенностью сказать, что одним из наиболее негативных последствий глобализации на сегодняшний день является усиленная интеграция и активная «интернационализация» международной преступности, требующая от всех государств мирового сообщества объединения имеющихся сил и средств, в том числе координации деятельности правоохранительных органов государств - членов Интерпола.

 «Мы активно поддерживаем усилия по борьбе с терроризмом, предпринимаемые международным сообществом в соответствии с Уставом ООН. Борьба с терроризмом должна быть глобальной, всесторонней и последовательной, а не избирательной и дискриминационной. В ней следует избегать применения двойных стандартов. Мы также против использования борьбы с терроризмом в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Мы отвергаем применение силы против суверенных государств в обход Устава ООН», - говорится в Алматинской декларации СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями от 4 июня 2002 года. На глобальном уровне сегодня действует международно-правовая база сотрудничества государств, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений.

Международный терроризм сегодня наносит непоправимый ущерб не только отдельно взятым государствам, но и в целом международному правопорядку. Это, безусловно, требует от мирового сообщества консолидации всех заинтересованных государств. Более того, в Декларации о мерах по пресечению международного терроризма, принятой на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 году, было подчеркнуто, что никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или другие мотивы не оправдывают преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения. Проявлением международной солидарности в борьбе с терроризмом стал ряд международных инициатив глав государств (13.03.1996 г., Египет), по мнению которых, оптимизации борьбы с терроризмом способствовало бы создание специальных международных антитеррористических сил, подобных Интерполу.

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, утвержденной Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года, отмечено, что Генеральная Ассамблея ООН преисполнена решимости в новом тысячелетии предпринять согласованные действия по борьбе против международного терроризма и требует от государств-членов присоединиться как можно скорее ко всем соответствующим международным конвенциям, удвоить усилия по осуществлению принятого ими обязательства, поставить заслон всемирной проблеме наркотиков, а также активизировать усилия по борьбе с транснациональной преступностью во всех ее аспектах, включая торговлю людьми и их контрабандный провоз и «отмывание» денег.

Вслед за принятием указанной декларации, Организацией Объединенных Наций в г. Палермо (12-15 декабря 2000 года, Италия) была проведена политическая конференция на более высоком уровне, на которой была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Указанная конвенция явилась ответным шагом мирового сообщества на глобализацию организованной преступности. Кроме названной конвенции ООН, одновременно были подписаны два протокола: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, женщинами и детьми и наказании за нее; Протокол против незаконного ввоза иммигрантов по суше, морю и воздуху. Новеллой конвенции явилось то, что впервые закреплены такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции и т.д.

Кроме того, наметились активные действия по борьбе с международным терроризмом на уровне неправительственных международных организаций. Так, 5 декабря 2000 года в Вене была создана Международная неправительственная организация «Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум». Форум, будучи международной неправительственной организацией, ставил перед собой задачу тесно сотрудничать с институтами государственной власти различных стран, международными межправительственными и неправительственными структурами и иными учреждениями в интересах объединения усилий по активному противостоянию терроризму.

На региональном уровне вопросы взаимного сотрудничества по борьбе с международным терроризмом рассматривались в рамках Европейского совета. Так, Консультативная ассамблея Европейского Совета (16.05.1973 г.) в своей рекомендации № 703 осудила акты международного терроризма и призвала к принятию срочных мер для выработки государствами - членами Европейского совета «эффективных санкций». После длительного обсуждения вопроса в органах Европейского Совета в Страсбурге была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом (26.01.1977 г.), которая вступила в силу 4 августа 1978 года. Данную конвенцию ратифицировали всего 7 государств из 21 (ФРГ, Дания, Лихтенштейн, Австрия, Швеция, Англия, Кипр).

Терроризм как социально опасное явление был объектом осуждения и на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. В частности, вопросы терроризма были подвергнуты резкой критике на Мадридской встрече 1980 года представителями государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В итоговом документе Мадридской встречи отмечалось, что государства-участники осуждают терроризм вообще и международный терроризм в частности, как ставящий под угрозу или уносящий жизни ни в чем не повинных людей. Они подчеркивали необходимость принятия решительных мер по борьбе с этим социально опасным явлением. Именно международному сообществу принадлежит заслуга принятия принципа международного осуждения терроризма и признания его во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием. Данный принцип нашел предметное отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 40/61 от 9 декабря 1985 года.

Вместе с тем, практика работы стран СНГ (в том числе Казахстана) с государствами, входящими в систему Интерпола, показала, что универсальные и региональные соглашения сами по себе не обеспечивают всеобъемлющей и эффективной борьбы с международным терроризмом. Одной из главных причин такого положения является отсутствие в правовых системах государств единообразных норм по предупреждению, пресечению террористических актов. Основным средством их осуществления являются как раз международные договоры. Здесь речь идет об унификации правовых систем государств, входящих в единую систему Интерпола, по вопросам противодействия международному терроризму. Следует отметить, что унификация права (установление единообразных норм) на универсальном уровне характерна только в специальных областях сотрудничества. Только в таком случае можно вести речь об эффективном сотрудничестве в вопросах предупреждения и пресечения террористических актов.

Сегодня транснациональная преступность все больше расширяет свое влияние и присутствие во всем международном сообществе. Более того, транснациональная преступность в виде международного терроризма достигла такого широкого размаха (как реальная угроза, а не мнимая), когда даже самое благополучное государство, такое как США (в плане обеспечения национальной безопасности), испытывает реальную угрозу. Министр обороны США Дональд Рамсфельд заявил, что США «признают тот факт, что террористические организации имеют связи с террористическими государствами, располагающими оружием массового уничтожения, и что они неизбежно приберут его к рукам и ни на минуту не задумаются, прежде чем его использовать».

Все эти факты свидетельствуют о том, что мировое сообщество на сегодняшний день ничего не может противопоставить международному терроризму. Как отметили американские исследователи терроризма «терроризм как погода - все говорят о нем, но никто не может ничего сделать, чтобы его изменить».

В последние годы прослеживается активная интеграция международных террористических группировок с наиболее крупными преступными сообществами. Так, в 1992 году Хаттаб переместился из Афганистана в Таджикистан, а в 1995 году - прибыл в Чеченскую Республику с группой арабов, где начал тренировать чеченских боевиков. Следует отметить также участие боевиков турецкой террористической организации «Серые волки» в боевых действиях на Северном Кавказе. Как нам представляется, функции оперативного сопровождения выявленных и поставленных на оперативный учет международных террористических организаций - это компетенция Международной организации уголовной полиции - Интерпола. К таким террористическим организациям, в частности, относятся:

1. Организация Абу Нидала, известная под названием «Революционный  совет Фатах», «Арабские революционные бригады», «Черный сентябрь» и «Революционная организация социалистических мусульман».

Международная террористическая организация, возглавляемая Сабри аль-Банна, состоит из различных функциональных комитетов (политического, военного, финансового).

2. Группа Абу Сайаф (ГАС) является одной из наиболее радикальных исламских сепаратистских групп, действующих в южной части Филиппин.

3. Бригада мучеников аль-Аксы  состоит из неустановленного  числа мелких ячеек активистов  Фатх, нацеленных против Израиля.

4. Вооруженная исламская группа (ВИГ) ставит целью свергнуть в Алжире светский режим и заменить его исламским государством.

5. Асбат аль-Ансар - является  суннитской экстремистской группой, состоящей в основном из палестинцев  и имеющей тесные связи с  Усамой бен Ладеном.

6.Высшая истина Аум, известная под названием «Аум Синрике», «Алеф», основанная в 1987 году Секо Асахарой, ставит целью взять под свой контроль Японию, а затем и весь мир. «Аум», зарегистрировавшись в 1989 году по японскому законодательству как религиозная организация, в 1990 году выдвинула своих кандидатов на парламентских выборах в Японии. Члены «Аум Синрике» 20 марта 1995 года одновременно выпустили нервно-паралитический газ зарин на нескольких станциях токийского метро, в результате чего погибло 12 и ранено около 6 тысяч человек. В октябре 1995 года японское правительство аннулировало свое прежнее решение признать «Аум» религиозной организацией. В мае 1995 года японская полиция арестовала Асахару за совершение особо тяжких преступлений.

В январе 2000 года под руководством Фумихиро Дзиою «Аум» изменила название на «Алеф» и заявила об отречении от жестоких и апокалиптических учений ее основателя. Дзиою получил формальный контроль над организацией в начале 2002 года и остается ее лидером. Так, в 2003 году в Кызылординской области задержан активный последователь «Аум Синрике», проповедовавший идеи своего учителя Секо Асахары. Численность «Аум» составляет до 40 тысяч человек по всему миру.

7. Хамас (Исламское движение  сопротивления) образовалось в конце 1987 года, разъединившись с палестинской ветвью «Мусульманского братства».

8. Хезболлах (Партия Всевышнего) образована в 1982 году в ответ  на израильское вторжение в  Ливан. Эта базирующаяся в Ливане  радикальная шиитская группа  черпает свое идеологическое  вдохновение в идеях иранской революции, а также в учении аятоллы Хомейни.

9. Исламское движение  Узбекистана (ИДУ) ставит своей целью  создать в Узбекистане исламское  государство. Коалиция исламских  боевиков из Узбекистана и  других среднеазиатских государств, как террористическая Коалиция развернула свою преступную деятельность в Афганистане. Пропагандистская платформа ИДУ - это политические выпады против Запада и Израиля. Основная цель ИДУ - это нанесение ущерба интересам Узбекистана.

10. Рабочая партия Курдистана (РПК) создана как повстанческая группа в 1974 году на базе марксистско-ленинской идеологической платформы. Цель РПК - это создание независимого курдского государства в юго-восточной части Турции, где преобладает курдское население.

 

Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были такие международные акты, как: Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), конвенция о предупреждении и наказании терроризма (организация Американских государств, 1971 г.), конвенция о физической защите ядерного материала (МАГАТЕ 1980 г.), конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 г.), декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.)

В законе «О борьбе с терроризмом», основными целями этой деятельности являются:

1.Защита личности, общество и государства от терроризма;

2.Предупреждение, выявление, пересечение террористической деятельности и минимизации ее последствии;

3.Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Что касается последних двух пунктов, то здесь законодатель дублирует себя, ведь выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности (цель-3) это и есть предупреждение терроризма (цель-2).

В рамках СНГ также ведется активная работа по разработке мер противодействия терроризму. Хотелось бы отметить такой важный документ как Программа государств - участников Содружества Независимых государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., утвержденная Советом глав государств СНГ 21.06.2000 г. В разделе 1 предусматривается, приведение нормативной базы стран СНГ в соответствие с международными нормами путем присоединения к соответствующим международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, решения вопроса с германизации законов, касающихся борьбы с терроризмом, производства и оборота оружия, противодействия наемничеству. Раздел 2 предусматривает проведение совместных командно- штабных и оперативно- тактических антитеррористических учений и специальных операций по предупреждению преступлений террористического характера, по розыску лиц, групп и организаций, причастных к террористической деятельности. В разделе 3 планируется создание в Антитеррористическом центре государств - участников СНГ базы данных, куда войдут сведения о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах, о состоянии и тенденциях распространения международного терроризма; о структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам. Особое внимание уделяется к привлечению к антитеррористической деятельности общественности и средств массовой информаций6. Раздел 4 предусматривает организацию обучения лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, и постоянное повышение квалификаций, повышения кадров. Раздел 5 «Материально- техническое и финансовое обеспечение» не предлагает каких- либо конкретных мер. Последний, 6-ой раздел, предусматривает принятие планов по реализации Программы и ежегодное представление доклада Совету глав государств СНГ в ходе ее выполнения.

Информация о работе Анализ состава преступления по Уголовному кодексу Республики Казахстан