Анализ проблем экономического роста и пути их решения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы –анализ проблем экономического роста и пути их решения в Российской Федерации.
Объект изучения – экономический рост.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Сущность, типы экономического роста 4
1.2 Показатели динамики экономического роста 4
1.3 Государственное регулирование экономического роста 4
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ 4
2.1 Динамика экономического роста в России за 2011–2013 г.г. 4
2.2 Причины замедления экономического роста в России 4
2.3 Последствия замедления экономического роста в России 4
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 4
3.1 Консервативный, инновационный и форсированный (целевой) модели экономического роста 4
3.2 «Модернизация сверху», «решительный рывок» и «постепенное развитие» 4
3.3 Изменение качества экономического роста 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 4

Вложенные файлы: 1 файл

эконом.рост Лера послед..docx

— 105.16 Кб (Скачать файл)

Можно констатировать, что стабильность 2000-х годов привела к формированию двух достаточно широких социальных групп, обладающих профессиональными компетенциями и уровнем доходов, который позволяет им выстраивать долгосрочные стратегии. Однако одновременно структура управления экономикой и обществом, сложившаяся в процессе построения «вертикали власти», сама генерирует стимулы к оппортунистическому поведению представителей «нового бизнеса» и «новой бюрократии», ориентируя их на выбор стратегий перераспределения вместо производительной (продуктивной) деятельности. Представителей нынешней российской элиты должны договориться о формировании системы правил, которые они сами будут соблюдать, причем эти правила не должны мешать достижению долгосрочных целей развития экономики и общества. При этом традиционные для России попытки «силовых решений» сегодня не только означают растрату ограниченных ресурсов, но и чреваты для нынешней элиты запуском процесса «взаимного уничтожения».

На нынешней стадии необходимо включить в процесс переговоров о выработке «правил игры» новых участников в лице «нового бизнеса» и региональных элит. Участниками переговорного процесса должны стать также элиты профессиональных сообществ.

Запуск диалога о новых «правилах игры» в значительной степени определяется наличием организаций, которые, представляя коллективные интересы «своих» социальных групп, смогли бы предлагать конструктивные решения, учитывающие интересы других групп. Однако внутреннюю устойчивость этот процесс поиска и выработки адекватных решений приобретет лишь в том случае, если будет опираться на необходимый фундамент в виде развитых институтов гражданского общества.

 

3.3 Изменение качества экономического роста

 

Как указывают Антонова З.Г., Комаревцева Л.В., Лившиц В.И., экономический рост без развития всех отраслей экономики невозможен. Но отрасли экономики не заработают, если в них не вкладывать деньги. Для устойчивого, динамичного развития экономики необходимо возрождать производство, вкладывать деньги в обрабатывающую индустрию, создавать новые машины, оборудование, приблизиться хотя бы немного к развивающим странам. Денежный фонд для вложения в основной капитал национальной экономики может и должен создаваться и он должен быть не менее 25%  от объёма ВВП. В России норма накопления капитала  в последние годы составляла всего около 11 %, что и вылилось в незначительный экономический рост. Основные фонды работающих предприятий  не обновлялись, не проводились капитальные ремонты, оборудование предприятий было изношено более чем на 75 % и этот физический износ, не говоря о моральном износе основных производственных средств [2].

В современной экономической ситуации России выйти на путь устойчивого экономического роста возможно лишь на основе предприятий государственного сектора экономики, которые имели бы достаточное количество ресурсов, мотивировали бы творческие инициативы работающих людей на данных предприятиях. И эти предприятия обязательно должны быть вертикально интегрированными. Вертикальная интеграция – это слияние науки, капитала, производства (добывающего и обрабатывающего), а также сбыта конкретных видов наукоёмких видов товаров, которые обеспечат инновационный рывок России вперёд. Вертикальная интеграция, направленная на конечный продукт сведёт системное получение прибыли из промежуточных элементов технологического цикла к нулю и даст полный ход модернизации российской экономики, направленной на экономический рост. По мнению Антоновой З.Г., Комаревцевой Л.В., Лившиц В.И. в контексте формирования нового качества экономического роста в России представляется более привлекательной модель институциональной модернизации [2]. В последней на первый план выдвигается набор институциональных проблем, ограничивающих сегодня инновационное экономическое развитие страны. Модель основывается на глубокой экономической модернизации, охватывающей не только технику и технологии, но и всю экономику, а также социальные и политические институты. В рамках такого подхода в качестве ключевой проблемы признается плохой экономический климат, который подавляет частный бизнес, сдерживает инновационно-инвестиционную деятельность и блокирует возможности инновационного развития компаний, выступает прямым ограничителем экономического роста, провоцируя при этом расширение присутствия государства  в экономике.

По мнению Кормишкиной Людмилы Александровны, необходимо изменение качества экономического роста, направленного на развитие не только экспортно-сырьевого комплекса, но и перерабатывающих отраслей, создающих наибольшее количество рабочих мест. Необходим также пересмотр принципов предоставления социальных льгот и трансфертов, учитывающий особенности распределения доходов среди населения, а также более высокую инфляционную нагрузку, возложенную на малообеспеченные слои населения.

Мы согласны с мнением Л.А. Кормишкиной о том, что для устойчивого преодоления негативной тенденции спада воспроизводства, придания экономическому росту нового качества, а социально-экономическому развитию России – инновационных ориентиров считаем целесообразным реализацию следующих мер:

1. Развитие консультационных  и информационных сетей, связывающих  федеральные и региональные власти  с бизнесом, наукой, общественными  организациями. Речь идет о создании  и эффективном функционировании  ассоциаций, союзов, общественных и  других организаций при органах  власти в целях объединения  указанных групп. Консультационные  и информационные организации  могут быть созданы не только  по отраслевому, но и по «проблемному»  основанию.   

2. Уточнение приоритетов  для восстановления и развития  наукоемких производств и технологий, исходя из имеющихся в России  серьезных конкурентных преимуществ  или перспектив их создания  в среднесрочной перспективе. В  настоящее время в РФ сформировались  следующие высокотехнологичные  сектора экономики: авиационная  и ракетно-космическая промышленность, атомный энергопромышленный сектор, судостроение, радиоэлектронная промышленность, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные  технологии. На их развитие, на  наш взгляд, и должны быть направлены  долгосрочные федеральные государственные  программы, а также меры, подкрепленные  необходимыми финансовыми и организационными  ресурсами.

3. Развитие конкурентной  инновационной предпринимательской  среды. Следует помнить, что наличие  конкурентного рынка  является важным условием мотивации к инновациям у фирм и компаний. В этой связи необходимо проведение законодательно подкрепленной экономической политики, направленной на повышение инновационной активности предпринимательской среды за счет:

  • развития конкурентных преимуществ;
  • уменьшения административных и институциональных барьеров;
  • формирования благоприятного инвестиционного и налогового климата;
  • развития инфраструктуры (производственной и кредитно-финансовой) для содействия экономическим и инновационным процессам;
  • стимулирования предприятий к повышению квалификации персонала, его инновационной грамотности и культуры и др.

4. Широкое и эффективное  применение кластерных технологий, позволяющих на основе инструментов  государственно-частного партнерства  создавать в экономике РФ так  называемые «полюса конкурентоспособности». Здесь необходима единая государственная  политика, направленная на создание  и развитие соответствующих государственных  и общественных институтов, стимулирующих  отношения сотрудничества (кооперации) между участниками кластерных  инновационных сетей – крупными  высокотехнологичными предприятиями, малыми инновационными предприятиями  организациями науки и образования, финансовыми структурами, инновационными  компаниями и органами власти. Ее нормативно-правовую основу  должна составить федеральная  целевая программа развития инновационных  кластеров.

5. Широкое использование  экономического механизма, стимулирующего  внедрение инноваций в производство. В определяющей степени благоприятный  инвестиционный климат, возможности  выпуска инновационной продукции  и трансфера инновационных технологий  зависят от следующих условий:

  • предоставления предприятиям государственных субсидий на приобретение и освоение нововведений;
  • налогового стимулирования исследований и разработок;
  • совершенствования механизма ценообразования и поддержки экспорта наукоемкой продукции;
  • введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
  • подготовки профессионального инновационного менеджмента и др.

6. Эффективное регулирование  социально-трудового потенциала. Инновационное  развитие требует создание не  только определенных экономических  и технологических условий для  модернизации ряда утраченных  базовых отраслей отечественной  экономики и создания новых  высокотехнологичных производств. Оно в значительной степени  определяется способностью активной  части населения к участию  в формировании новой модели  экономического роста. Это требует  разработки принципиально новой  стратегии государственной политики, направленной: во-первых, на повышение  привлекательности труда и подготовки  качественной рабочей силы, способной  работать в рамках новых технологий; во-вторых, на создание условий, обеспечивающих работоспособность, достойную жизнь и свободное развитие человека. Иными словами, речь идет о необходимости эффективного регулирования социально-трудового потенциала, который включает трудовой, социальный, интеллектуальный потенциалы в их органическом единстве. В совокупности взаимодействия они обеспечивают дополнительные синергетические возможности экономического роста. Без полного учета указанных составляющих, по нашему мнению, не могут быть обеспечены качественные изменения экономического роста, особенно в государстве, где имеют место «сокращение населения и усиление негативных процессов в образовании, здравоохранении, науке и т.д.» [1, C.5]. В связи с этим для формирования новой модели экономического роста в содержание социальной политики должны быть включены меры, связанные с обеспечением уровня профессионального мастерства, обновления знаний и созданием условий для социального развития человека, его самореализации.

В целом реализация данных мер будет способствовать формированию в российской экономике эффективной институциональной и конкурентной среды, стимулирующей форсированную институциональную модернизацию и развитие инновационных процессов, а значит, изменение качества экономического роста, его источников и факторов в соответствии с требованиями инновационной экономики.

Таким образом, для запуска новой модели экономического роста с опорой на успешный средний бизнес, сформировавшийся в 2000-е годы, необходимо изменить институциональную среду и создать условия для инвестиций. Но для этого надо обеспечить «правильные стимулы» в госаппарате, а чтобы их создать, нужны существенные изменения в системе государственного управления.

Перспективы экономического развития и изменения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но главное – политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в России [3].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

Экономический рост  – сложное многогранное явление, характеризующее поступательное развитие национального хозяйства. Динамика экономического роста широко используется при оценке эффективности функционирования производства, технического уровня развития, а также для межгосударственных сравнений [11].

Государственное регулирование экономического роста акцентирует внимание на социально-экономических и политических методах и механизмах государства, необходимых для регулирования данного процесса.

Динамика экономического роста после экономического кризиса 2008 года переживала подъём до 2012 года, с середины 2012 года наблюдается  замедление.

Большинство экспертов уверены в том, что сейчас основным ограничителем экономического роста в России выступает плохая институциональная среда.

К числу активно обсуждаемых сценариев дальнейшего развития российской экономики относятся предложенные в прогнозах Минэкономразвития до 2030 г. – консервативный, инновационный и форсированный (целевой).

Консервативный, или инерционный, вариант, по сути, означает продолжение нынешней политики с опорой на технологические факторы модернизации.

Информация о работе Анализ проблем экономического роста и пути их решения в Российской Федерации