Анализ управления запасами на примере ООО «Крепеж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Понятие материального запаса является одним из ключевых в области экономики и менеджмента. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Специальные модели управления запасами………………………….....6
1.1.Управление запасами…………………………………………………...6
1.2.Модели управления запасами…………………………………………..6
1.3.Специальные модели…………………………………………………….12
2. Анализ управления запасами на примере ООО «Крепеж»…………..18
2.1 Основные организационно-экономические характеристики предприятия ООО «Крепеж»……………………………………………………..18
2.2 Анализ управления запасами на предприятии……………………….19
2.3.Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами…………………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

специальные модели управления запасами (3).docx

— 108.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1.Специальные модели управления  запасами………………………….....6

1.1.Управление запасами…………………………………………………...6

1.2.Модели управления запасами…………………………………………..6

1.3.Специальные модели…………………………………………………….12

2. Анализ управления запасами  на примере ООО «Крепеж»…………..18

2.1 Основные организационно-экономические  характеристики предприятия ООО  «Крепеж»……………………………………………………..18

2.2 Анализ управления запасами  на предприятии……………………….19

2.3.Рекомендации по совершенствованию  системы управления запасами…………………………………………………………………………….25

Заключение…………………………………………………………………..30

Список литературы…………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Понятие материального запаса является одним из ключевых в области экономики и менеджмента. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке.

Общепринятая формулировка гласит:

материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.

Теория управления материальными запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, которые обеспечивают наиболее экономные пути удовлетворения будущего спроса.

Организации стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затратах на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Поскольку оборот запасов находится в прямой зависимости от объема реализации, необходимо использовать все возможные методы стимулирования сбыта и ускорения, оборачиваемости материальных запасов.

Способом ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных средств. При увеличении оборачиваемости вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из-за неизбежных задержек по размещению заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары лишь в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации.

Регулирование запасов осуществляется на основе расчёта уровня запасов и связанных с ними издержек в частности издержек на текущие запасы.

Основные управленческие решения в отношении материальных запасов касаются определения сроков и количества заказов и влияют на стоимость закупаемых товаров, величину затрат, связанных с оформлением заказов, величину расходов, на хранение запасов и размер ущерба, возможного отсутствия запасов.

Современные предприятия уже включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются, используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.

Главной задачей, торговых предприятий, является значительное увеличение прибыли и сокращение расходов на содержание товарных запасов.

Основная цель данной работы заключается в исследовании проблем и разработке основных направлений совершенствования системы управления товарными запасами торговых организаций.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические  основы моделей управления запасами и виды запасов, специальных моделей;

- дать краткую характеристику организации;

- проанализировать существующую  систему управления запасами  на предприятии.

Объектом исследования является анализ материальных запасов в ООО «Крепеж»

Предмет исследования – процесс формирования и изменения уровня материальных запасов предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Специальные модели управления запасами

1.1.Управление  запасами

Управление запасами - область подчинения, посвящённая как определению необходимых запасов в грядущем, так и оптимизации запасов текущих. Управление запасами - очень интересная тема, так как позволяет заниматься ей: и узкоспециально - не входя в противоречия с другими бизнес-процессами и оптимизируя только запасы, и очень свободно - глядя через призму запасов на работу всего предприятия.

Управление запасами - отвечает на такой простой вопрос: "Чего, когда и сколько надо закупить, чтобы хватило, и не осталось лишнего?" Как обычно ответы на простые вопросы - выражаются довольно сложными.

Из-за бурного созревания в последнее время логистики, многие мастера говорят о наиболее эффективном управлении запасами в логистике, где оно рассматривается с точки зрения минимизации индивидуальных издержек. То есть оптимизация товарных запасов рассматривается в первую очередь, как снижение затрат на их создание и обслуживание. Это, действительно, очень важный момент мероприятий по оптимизации запасов на предприятии, но очевидно, что управление товарно-материальными запасами, кроме логистического имеют - как минимум - ещё финансовый и маркетинговый аспект. Соответственно действенность управления запасами не может оцениваться только издержками на их создание и обслуживание, а стратегия управления запасами не может создаваться только на снижении этих издержек, и оптимальное управление запасами подразумевает такую политику управления запасами, которая гармонизирует все аспекты, связанные с этой задачей, а не только оптимизацию запасов на складе.

1.2.Модели управления  запасами

Существует достаточно много моделей, которые позволяют определить оптимальный уровень инвестиций в запасы и потому многие модели получили достаточное распространение на практике. Большинство моделей в базисе своем содержат нижеприведенную (или аналогичную) формулу:

 





 

 

 

 

 

Виды моделей.

1. Модель экономически  обоснованной потребности в запасах (EOQ). Математическая модель EOQ определяет  оптимальный объем запасов исходя  из цели минимизации затрат  на их приобретение и хранение  при удовлетворении прогнозируемого  спроса на эти товары. Эти затраты  варьируются в зависимости от  заказанного количества так, как показано на рисунке 1.1.

Рис.1.1. Варьирование затрат

Остальные характеристики модели следующие:

-                 Спрос на товары в единицу времени известен определенно.

-                 Запасы расходуются с линейным темпом.

-                 Затраты на осуществление закупок и загрузку материальных ценностей на склады остаются постоянными, и нет никаких скидок за покупки в больших объемах.

-                 Сроки реализации заказа заранее известны и равны нулю.

-                 Дефициты недопустимы.

-                 Пополнение запасов осуществляется мгновенно.

При этих параметрах оптимальная партия заказа, основанная на критерии минимизации совокупных затрат, определяется уравнением:

где:

D         — годовой спрос на товар, ради которого формируются запасы (тн);

C0        — стоимость оформления заказа (руб.); при более сложных трактовках модели сюда включается также подготовка материалов к производству, оснастка, контроль качества;

Сh        — совокупные годовые затраты на хранение единицы товара за период (руб.). В эти затраты входят издержки по транспортировке и складированию, страхование, потери от хищений и порчи, альтернативные издержки от инвестиций в запасы;

Qопт      — оптимальная партия заказа (тн).

2. Модель планирования  потребности в материалах (MRP) –  представляет собой компьютерную  информационную систему, предназначенную  для обработки заказов и графика  формирования запасов, который зависит от спроса на продукцию компании. MRP предназначена для ответа на три вопроса: что, сколько и когда необходимо. Основными компонентами модели являются, во-первых, накладная на предметы материально-технического обеспечения, которая определяет, что потребуется для производства конечного продукта. Накладная формируется на основе компьютерной имитации каждого продукта, которая дает описание его материальной структуры, статуса в запасах и процесса производства. Во-вторых, это основной график, который показывает, сколько компании потребуется поставить конечных продуктов и когда. В-третьих, это база данных (в бумажном варианте — картотека учета) товарно-материальных ценностей, в которой зафиксировано, какое количество запасов имеется в наличии и сколько заказано.

Вся эта информация обрабатывается с помощью различных компьютерных программ, чтобы определить потребности в материалах для каждого планового периода. В результате компьютерной обработки получается плановый график выполнения заказов, отправка заказов, необходимые коррекции в заказах, отчет об исполнении поставок, плановый отчет и отчет об отклонениях от плана выполнения заказов.

Полученный с помощью компьютерной имитации расчет потребности в комплектующих изделиях используется для определения графика загрузки оборудования в производственных цехах. Эти графики сравниваются с мощностью каждого из цехов для того, чтобы определить возможность выполнения основного графика. Если находятся узкие места, то основной график пересматривается. Когда это сделано, размещаются заказы на покупки и составляется график операций по цехам.

3. Система «точно в  срок» (JIT). Каждая система стремится  создать такой объем запасов, чтобы он удовлетворял прогнозируемый  спрос. И в то же время она  должна функционировать с наименьшими  затратами. Наибольших успехов в  практическом воплощении этой  задачи добились японские компании, в первую очередь автомобильные, создав систему управления запасами  «точно во время», которая известна  как «Канбан». В системе JIT санкционирование производства детали, которая должна производиться на каждом рабочем месте, генерируется путем требования на деталь, исходящего из следующего рабочего места на производственной линии. Так как детали потребляются на конечной сборочной линии, карточки, в которых дана заявка на детали, посылаются для определения потребности и санкционирования производства замещающих деталей. Процесс повторяется на всех предшествующих рабочих местах, продвигая детали через производственную систему по мере того, как они становятся нужны, и, соответственно, определяя объемы закупок сырья и покупных деталей у поставщиков. Подобный подход получил название «вытягивание спроса». Благодаря такой системе, сокращается незавершенное производство, а также санкционируется заявка именно на те детали, которые попадают «как раз вовремя», чтобы быть использованы, что приводит к «нулевому запасу» или «производству без запасов». Комплектующие в этой системе поступают прямо в сборочный цех, минуя склад.

4. Метод ABC - классифицирует  группы товаров в запасах в  зависимости от их важности. Наибольшее  внимание уделяется товарам группы  «А», самым дорогим, меньшее товарам  менее дорогим (группа «В»). Самым  дешевым товарам из группы  «С» уделяется наименьшее внимание.

Классификация запасов по группам товарно-материальных ценностей осуществляется с помощью пошаговой процедуры. Первый шаг состоит в том, чтобы разбить весь ежегодный объем запасов на отдельные единицы: готовые изделия по видам (например, автомобили по маркам), сырье по группам (стекла, кузова) и пр. На втором шаге путем умножения стоимости единицы на ожидаемое годовое использование рассчитывается годовое использование каждого типа запасов в денежных единицах. Третий шаг ранжирует каждую группу запасов от самой крупной по годовому использованию в денежном выражении до самой малой. Четвертый классифицирует запасы. Это делается, например, так: в группу А включают первые 20% единиц товарно-материальных ценностей, в группу В — следующие 30% и, наконец, в группу С — последние 50%. При этом в денежном выражении группа А составит, например, 70% стоимости запасов, группа В — 20%, группа С — 10%. Цифры, разумеется, могут быть и другими, это зависит от целей компании, от того, планируются ли разные типы контроля для каждой группы и какие ресурсы имеются для управления запасами.

Рис.1.2.. Модель с фиксированным уровнем запаса

5. Модель с фиксированным уровнем запаса действует этак: на базе имеется наибольший желательный запас продукции, потребность в этой продукции уменьшает ее численность на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ.

Оптимальный размер заказа выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось максимально желательному запасу. Так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки. Поэтому необходимо учитывать резервный запас, служащий для предотвращения дефицита.

6. Модель с фиксированным  интервалом времени между заказами работает по схеме: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до максимально желательного запаса.

Рис.1.3. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами

7. Модель с установленной  периодичностью пополнения запасов  до установленного уровня работает  следующим образом: заказы делаются  периодически (как предыдущем), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового, то делается дополнительный заказ.

8. Модель «Минимум —  Максимум» работает по схеме : контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.

Следует отметить, что на практике применяются и другие модели управления запасами, причем выбор конкретной модели зависит от специфики бизнеса и иных влияющих факторов.

1.3.Специальные  модели

Модель, учитывающая количественные скидки

Модели управления запасами, рассмотренные нами ранее, несмотря на существенные отличия, все же имели общую особенность - стоимость изделий была постоянной при любом объеме заказа.

Количественные скидки – снижение закупочной цены при покупке более крупных партий товара.

Скидки предоставляются для того, чтобы побудить потребителей покупать как можно больше.

Общие расходы складываются из трех составляющих:

V(t) = c0n(t) + b∙Zср∙t + c1d(t) → min.

(1.1)


 

c1 - закупочная цена единицы товара.

В однопродуктовой статической модели при определении q* закупочная цена не учитывалась, поскольку она не оказывала влияния на величину оптимального объема партии.

Когда условия предполагают наличие количественных скидок, для каждой закупочной цены имеется отдельная U-образная кривая общих расходов . Кривые подняты на разный уровень - меньшая закупочная цена поднимает кривую общий расходов на меньший уровень, большая - на больший.

Информация о работе Анализ управления запасами на примере ООО «Крепеж»