Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования. Изучение безработицы как одной из форм проявления экономической нестабильности, рассмотрение понятия и сущности безработицы, ее причин, видов и последствий, а также в общих чертах проблем безработицы и путей ее решения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
определение основных видов и форм безработицы;
выявление причин и факторов появления безработицы;
характеристика экономических и социальных последствий безработицы;
исследование методов стабилизации рынка труда и борьбы с безработицей

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Сам  факт  безработицы  наносит  человеку  тяжелейшую  психологическую  травму,  сравнимую  с  самыми  неприятными  обстоятельствами.  Многие  социологи  связывают  рост  преступности и самоубийств  с  ростом  безработицы. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Результаты научных  исследований, проведенных в последнее  время, документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских  и политических последствий безработицы. Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни.

Существует связь между  ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской  смертностью, жестким обращением с  детьми, разводом, конфликтами между  родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает. Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Кроме того можно назвать  такие последствия безработицы  как:

усиление социальной напряженности и общественное недовольство, увеличение социальной дифференциации,  обострение политической ситуации, снижение трудовой активности, снижение уровня рождаемости и средней продолжительности жизни.

Работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и чрезмерные психологические нагрузки, переживаемые теми, кто сохраняет работу, могут  оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял. Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Экономические издержки безработицы

Помимо проблем чисто социального характера, факт безработицы просто не может не быть следствием (а зачастую и причиной) проблем экономического характера. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально – экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой:

  1. Обесценивание последствий обучения. При  длительной  безработице  работник

теряет  квалификацию,  а  получение  новой  квалификации  и  адаптация  к  новым  условиям  часто  протекают  для  него  болезненно.

  1. Сокращение производства.
  2. Увеличение расходов (пособия безработным).
  3. Понижение уровня квалификации незанятого населения.
  4. Недопроизводство национального дохода, недоиспользование  экономического

потенциала  общества,  прямые  экономические  потери.

  1. Снижение налоговых поступлений.
  2. Безработица  сковывает  требования  профсоюзов  о  повышении  заработной

платы,  как  бы  срабатывает  в  пользу  требований  союзов  предпринимателей.

  1. Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не

получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым  минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров  на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост безработицы  обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.10

Главная «цена» безработицы - это невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное число рабочих мест для всех, кто способен и готов работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Можно сказать, что безработица мешает обществу двигаться вверх по кривой своих производственных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как потери (разрыв в) ВВП, измеряемые величиной, на которую фактический объем ВВП отстает от потенциального объема ВВП.

Фактический  уровень  ВНП,  как  правило,  ниже  его  потенциального  уровня,  а  фактический  уровень  безработицы  выше  естественного  уровня  безработицы.  В  этих  условиях  возникает  необходимость  определить,  какую  часть  ВНП  общество  недополучает  вследствие  превышения  естественного  уровня  безработицы.  Американский  экономист  Артур  Оукен  (1928 –1980)  сформулировал закон,  согласно  которому  между уровнем безработицы  и  реальным  объемом  ВНП  существует  обратная  зависимость,  показывающая,  что  сокращение  безработицы  на  один  процентный  пункт  дает  дополнительный  прирост  реального  ВНП  примерно  на  2,5%.  Это  и  есть  закон  Оукена,  а  цифра  2,5 – коэффициент  Оукена.  Так,  если  естественный  уровень  безработицы  в  данном  году  равен  4%,  а  фактический  ее  уровень – 7%,  то  разница  составит  3%.  Эти  3%  надо  умножить  на  коэффициент  Оукена  (3%  2,5 = 7,5%).  Если  фактический  ВНП составляет  200  трлн.  руб.,  то  общество  недополучило  в данном  году  7,5%  от  200  трлн. руб.,  т. е.  15  трлн. руб.,  а потенциальный ВНП в данной  стране  в данном  году  составил  бы  215 трлн. руб.11

Исходя из такого соотношения  уровня безработицы и потерь ВВП, мы можем вычислить абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы выше естественного.

Кроме того одним из свойств  безработицы является неодинаковое бремя. Часть бремени безработицы состоит в том, что ее издержки распределены неравномерно. Если мы обратим внимание на существенные различия в уровнях безработицы в разных демографических группах, то сможем сделать некоторые выводы.

  1. Род занятий.    Уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем среди «синих воротничков». «Белые воротнички»,  как правило, заняты в отраслях, меньше подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг и производство товаров кратковременного пользования), или они самостоятельно обеспечивают собственную занятость. Кроме того, «белые воротнички» реже, чем «синие», теряют работу в периоды спада. Фирмы стремятся сохранять свои высококвалифицированные «белые воротнички», в обучение которых они вложили значительные средства. Возраст. Уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаше уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей географической   мобильностью.   Многие   молодые  люди впервые вступают на рынок труда в поисках работы.
  2. Раса.    Уровень безработицы среди цветного населения - как взрослых, так и молодежи - выше, чем среди белых. Это можно объяснить рядом факторов: дискриминацией в области образования и на рынке труда, концентрацией таких работников в тех профессиях, которые не требуют высокой квалификации («синие воротнички»), географической изоляцией цветного населения в крупных городах, где возможность получить работу тем, кто впервые приходит на рынок труда, сведена к минимуму.
  3. Пол.   Уровни безработицы среди мужчин и среди женщин вполне сопоставимы. Более низкий уровень безработицы среди женщин свидетельствует о том, что в таких остро реагирующих на колебания цикла отраслях экономики, производящих инвестиционные товары, как автомобильная, сталелитейная промышленность и строительство, преобладают мужчины.
  4. Образование. Среди менее образованных работников в среднем уровень безработицы выше, чем среди более образованных. Более низкое образование обычно ассоциируется с более низкой профессиональной подготовкой, отсутствием постоянной работы, большими перерывами в занятости, с рабочими местами, подверженными циклическому сокращению.
  5. Продолжительность безработицы. Число людей, лишенных работы в течение длительного периода — 15 недель и более, - в процентном отношении к обшей численности рабочей силы гораздо меньше уровня безработицы в целом. Но их доля существенно увеличивается во время спадов

 

2 Проблемы  стабилизации рынка труда.

  Ключевым элементом  перехода к рыночной системе  хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. Отношение двух агентов (сторон) в акте купли-продажи рабочей силы, нанимателя и наемного работника образует первичный элемент рынка труда, который в реальной экономике «погружен» в многочисленные отношения социального, экономического, политико-правового и другого характера. И вечный конфликт интересов покупателя и продавца всегда разрешается по рыночным законам (спроса-предложения и т.д.), но в рамках фундаментальных основ данного общества, определяющих общесистемные (рамочные) условия для действия рыночных механизмов.

Исходя из этого, рынок труда можно определить как многомерную, многоуровневую систему рыночных институтов, организаций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (типа профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда и выполняющих для этого многочисленные функции как на микро-, так и на макроуровне.

Если на микроуровне, на уровне фирм, ряд этих проблем  решается в правовом поле кадровыми службами предприятий, организаций с помощью местных, территориальных органов занятости (бирж труда, юридических служб, информационно-рекламных агентств и др.), то на макроуровне, на уровне экономики страны в целом, весь комплекс проблем рынка труда решается соответствующими государственными и общественными структурами, союзами предпринимателей в рамках конституционных гарантий основных прав человека, в том числе права на труд, образование и так далее, т.е. регулирование рынка труда осуществляется государством и обществом.

Для эффективности функционирования рынков рабочей силы в условиях свободы  предпринимательства требуется  соответствующая экономическая  инфраструктура, характерная для  развитой рыночной экономики — частная  собственность, конкуренция, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.

Можно выделить два основных направления деятельности государства  на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственноего регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Разграничение сфер влияния  рынка и государства во многом является центральным моментом экономических  реформ в социально-трудовых отношениях.

Сторонники дерегулирования (устранения введенного государством контроля над функционированием  рынков) однозначно рассматривают регулирование  как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к изменяющимся требованиями работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, чреватой долговременной безработицей в целом. Жесткое регулирование препятствует как экономическому росту, так и реструктуризации экономики, вызываемой ростом информационных и телекоммуникационных технологий, глобализацией, а также динамичными изменениями в окружении компаний. Дерегулирование, напротив, является, по их мнению, существенным фактором повышения рыночной гибкости, которая в свою очередь способствует снижению безработицы; размер выгод зависит только от применяемой стратегии.

Регулирование рынка  труда охватывает несколько ключевых вопросов, определяющих снижение издержек на труд (рабочую силу) и способствующих приспособлению спроса на труд к изменению  рыночных условий. Это:

• правовая защита занятости;

• установление минимальной  заработной платы;

• снижение обязательной налоговой нагрузки на труд;

• трудовые отношения (на уровне сделок, охват и законность коллективных соглашений, роль профсоюзов)

Политика регулирования  рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

1. стимулирование структурной  перестройки и ускорения процесса  перераспределения высвобождаемых  работников;

2. наиболее быстрое  вовлечение безработных в трудовую  жизнь;

3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом  и предложением труда, а также  его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во- вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции РБ в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности