Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования. Изучение безработицы как одной из форм проявления экономической нестабильности, рассмотрение понятия и сущности безработицы, ее причин, видов и последствий, а также в общих чертах проблем безработицы и путей ее решения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
определение основных видов и форм безработицы;
выявление причин и факторов появления безработицы;
характеристика экономических и социальных последствий безработицы;
исследование методов стабилизации рынка труда и борьбы с безработицей

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Практически в течение всего 2008 г. наблюдалась  устойчивая тенденция снижения масштабов вынужденной неполной занятости на производстве. Даже в условиях кризиса политика большинства белорусских предприятий направлена на предотвращение массовых увольнений работников и сохранение кадрового потенциала путем перехода на неполный рабочий график и предоставления административных отпусков. Численность работающих в режиме вынужденной неполной занятости уменьшилась со 113,5 тыс. чел. в январе-ноябре 2007 г. до 88,0 тыс. чел. за аналогичный период 2008 г, или на 22,4%.. С октября 2008 г. наметилась тенденция роста вынужденной неполной занятости до 2,5% от среднесписочной численности работников. Только за ноябрь число работников по инициативе нанимателя занятых неполное рабочее время, возросло в 2,5 раза, а число работников, которым были предоставлены административные отпуска, - в 3,1 раза. Происходит увеличение численности работающих в режиме вынужденной неполной занятости.

Общая конъюнктура рынка  труда в 2008 г. характеризовалась  устойчивой тенденцией превышения спроса на рабочую силу над предложением, относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы. Регистрируемая безработица сократилась как в абсолютном, так и в относительном отношении. Численность безработных за 2008 г. уменьшилась с 44,1 до 37,3 тыс. чел. на конец года, ил$на 15,3%. Уровень регистрируемой безработицы соответственно снизился с 1,0 до 0,8% от экономически активного населения при прогнозируемом показателе 1,2-1,4%.

Число свободных рабочих  мест, заявленных предприятиями в  органы по труду, занятости и социальной защите, возросло с 50,8 тыс. на начало года до 69 тыс. на конец сентября 2008 г. В то же время следствием негативного воздействия последствий мирового финансового кризиса на экономическое положение ряда предприятий стало резкое сокращение их числа - более чем на 18 тыс. мест за октябрь-декабрь прошлого года. На конец декабря 2008 г. число вакансий на рынке труда составило 50,7 тыс. (рис. 8). Многие вакантные рабочие места в силу их низкого качества и малой заработной платы по-прежнему остаются незаполненными. Ряд нанимателей представляют вакансии с оплатой труда на уровне минимальной заработной платы, что делает их непривлекательными для соискателей, особенно в сельской местности.22 

За девять месяцев  2009 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 261,6 тыс. человек (103,1 процента к соответствующему периоду 2008 года), из них зарегистрированы безработными 161,8 тыс. человек (104,1 процента).

В рамках реализации Плана  мероприятий на 2009 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г. достигнуты следующие результаты:  

республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено (по оперативным данным) создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 120,2 тыс. человек, в том числе 1,9 тыс. безработных - на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;

на созданные рабочие  места и имевшиеся вакансии трудоустроено  на постоянную работу 149,2 тыс. человек, из них 96,3 тыс. - безработных;  

направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации 19,8 тыс. безработных, из них 9,1 тыс. – женщин, 13,2 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет, в том числе 2,0 тыс. - несовершеннолетних;  

трудоустроено 1,2 тыс. безработных  из числа выпускников высших учебных  заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а  также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»; 

на постоянную работу трудоустроено 13,1 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать  на рынке труда;

организована адаптация  к трудовой деятельности 391 безработного из числа инвалидов; 

оказана финансовая поддержка  в организации собственного дела 2,1 тыс. безработных;  

на новое место жительства и работы переселено 353 семьи безработных;  

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 74,7 тыс. человек, в том числе 39,6 тыс. безработных; 

организована временная  занятость в свободное от учебы  время 35,5 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи.

За январь – сентябрь 2009 года в сельской местности трудоустроено 19,7 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 332 безработным, направлено на профессиональное обучение 4,3 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,0 тыс. человек, в том числе 19,8 тыс. – безработных.  

Особое внимание уделяется  стабилизации ситуации на рынке рабочей  силы в малых городах. За девять месяцев 2009 года в них создано 22,9 тыс. рабочих  мест, в том числе 1,1 тыс. – с  использованием бюджетных ссуд.  

В Брестской области создано 3,9 тыс. рабочих мест, в Витебской - 3,8 тыс., в Гомельской - 2,8 тыс., Гродненской – 4,6 тыс., Минской области – 4,0 тыс., Могилевской области – 3,8 тыс. рабочих мест.

В январе – сентябре 2009 года развитие рынка труда малых  городов происходило в соответствии с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.

Продолжается работа по трудоустройству граждан, обязанных  возмещать расходы, затраченные  государством на содержание детей, находящихся  на государственном обеспечении (обязанные лица).

В органы по труду, занятости  и социальной защите за девять месяцев 2009 года обратилось 3168 обязанных лица, из них трудоустроено на постоянную работу 4039 человек, в том числе  в счет брони 3175 человек.

В полном объеме обеспечивается предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных.  

На 1 октября 2009 г. на учете в органах  по труду, занятости и социальной защите состояло 42,2 тыс. безработных (106 процентов к уровню 2008 года).

Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1.10.2009 42,8 тыс. (62 процента к уровню 2008 года).

По-прежнему сохраняется  структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы. Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые составили 75,6 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (81,4 процента в 2008 году).

Итоги текущего мониторинга  показывают, что существенного ухудшения  ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

Задачи, определенные в  сфере занятости населения на текущий год, выполняются.

Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах - на 1 октября 2009 г. 0,9 процента к численности экономически активного населения (задание Программы – 1,1-1,2 процента).

По состоянию на 1.10.2009 из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 76 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и ниже, в 46 регионах - от 1,1 процента до 1,5 процента; в восьми регионах - от 1,6 процента до 2,0 процентов.

По данным Белстата, численность  занятых в экономике республики в январе-сентябре текущего года составила 4594,3 тыс. человек при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580 – 4650 тыс. человек. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Рынок труда является  одним из элементов рыночной  экономики. Он представляет собой  систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

Проблема безработицы  является одной из фундаментальных  в развитии и функционировании человеческого  общества. Безработица – временная  незанятость экономически активного  населения на рынке труда. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую. В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская.

       В  данной работе был проведен  анализ социально-экономической  сущности безработицы, рассмотрены  отличительные особенности безработицы  на белорусском рынке труда,  сформулированы возможные  способы снижения безработицы. Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятость, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка  социально уязвимых групп населения на рынке труда.

Подобный анализ позволяет  отметить, что основной возможностью снижения  безработицы на сегодняшний  день являются активизация  государственной  политики занятости наряду с общим  оздоровлением  экономического климата в стране. Среди основных направлений регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия по найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда, представляющие собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, роботизация, расширение сферы услуг и надомного производства.

Безработица, как свидетельствуют  многие социологические и социально-психологические  исследования, имеет исключительно  негативные социальные последствия  для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Экономические последствия безработицы отражает закон Оукена.

Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы. В связи с этим были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности они становятся все более важными органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу.

Государство должно уделять  особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка  труда, отслеживание процессов в  сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

  • разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
  • разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
  • создание федеральной государственной службы занятости населения;
  • внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально - демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
  • оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными

Важнейшим показателем  – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщенном виде этот процесс можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

Т.о. образом безработица  – это явление неразрывно связанное  с рыночной экономикой и неизменно  в ней присутствующее. Поэтому  достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Рынок труда является  одним из элементов рыночной  экономики. Он представляет собой  систему общественных отношений  в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

Проблема безработицы  является одной из фундаментальных  в развитии и функционировании человеческого  общества. Безработица – временная  незанятость экономически активного  населения на рынке труда. Причины  данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую. В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская.

Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности