Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования. Изучение безработицы как одной из форм проявления экономической нестабильности, рассмотрение понятия и сущности безработицы, ее причин, видов и последствий, а также в общих чертах проблем безработицы и путей ее решения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
определение основных видов и форм безработицы;
выявление причин и факторов появления безработицы;
характеристика экономических и социальных последствий безработицы;
исследование методов стабилизации рынка труда и борьбы с безработицей

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Все это связано с  политикой на рынке труда, в частности, с активными программами противодействия  безработице и обеспечения социальной безопасности.

Хотя динамичное экономическое  развитие само по себе вызывает (до некоторой степени) дерегулирование, его размах в экономически развитых странах зависит от ряда факторов:

• национальной и организационной  культуры;

• структуры занятости;

• социально-экономической  ситуации в стране;

• уровня диверсификации экономики, а также специфики сфер деятельности компаний и их чувствительности к рыночным сигналам.

Указанные факторы сформировали три модели управления человеческим ресурсом в экономически развитых странах  с учетом различных социально-экономических  систем: американской (англосаксонской) модели, ориентированной на успех и высокий риск; партиципаторной (патерналистской) японской модели и западноевропейской, базирующейся на солидарности.

Несмотря на различия в степени и методах регулирования  рынка труда по указанным моделям, развитые страны в своей экономической политике в области занятости решают и ряд общих проблем:

• повышение производительности труда и занятости одновременно на основе структурных изменений, комплексной  трансформации в направлении  «новой экономики»;

• рост степени гибкости в политике занятости, непрерывное повышение образовательного уровня служащих компании как факторов создания информационного (знания) и инновационного потенциалов фирм, определяющих их конкурентоспособность на рынке;

• совершенствование  системы образования (его направлений и качества) с учетом структурной трансформации и меняющихся требований рынка;

• сочетание действия факторов регулирования и дерегулирования  с целью снижения издержек на рабочую  силу, налоговой нагрузки на труд, изменения их структур для роста производительности труда и создания новых рабочих мест.

Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении  структуры предложения труда  к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

  В арсенале правительства  имеют три вида политики в  отношении безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики - облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости - снизить уровень безработицы (создание новых рабочих мест), вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д. Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы:

активные и пассивные.

Активная политика занятости  – это совокупность правовых, организационных  и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости  включает создание системы социального  страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной

помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Она предусматривает  мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

  В общей системе  государственного регулирования  рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое (административное) воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Это законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры.

    Косвенно воздействуют  на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования в сторону стимулирования  или торможения экономических процессов, финансовая, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

Важным способом смягчения  ситуации на региональных рынках труда  может стать использование нестандартных  форм организации занятости (НФЗ). Это  открывает возможность воздействия  на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом.

К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены:

- частичная занятость,  основанная на использовании  рабочей силы в течение времени  ненормальной и нестандартной  продолжительности, включая временную  занятость (сезонная, поденная, работа  по контракту, временные общественные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя и более работниками); работа неполный день может быть весьма полезной, например, учащиеся, которые получили бы возможность совмещать учебу с работой, обеспечивая тем самым прибавку к стипендии или зарабатывая средства на платное обучение; для граждан, обремененных семейными обязанностями. Некоторым работникам предпенсионного или пенсионного возраста так же удобно завершать свою трудовую деятельность, плавно переходя на сокращенный рабочий день или неполную рабочую неделю. Таким образом, частичную занятость не следует рассматривать только как отрицательное явление. Она – одна из форм занятости, и поэтому так же должна регулироваться законом. Существенным недостатком работы на условиях временной занятости остается отсутствие гарантий 6на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве на временные рабочие места, граждане так же оказываются лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки).

- Основанные на нетрадиционных  способах организации трудовой  деятельности или рабочего времени:  надомный труд; совместительство (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда.

Самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных  средств в целях получения  постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации. Самозанятость является одним из важнейших направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельности и предпринимательство в сфере малого бизнеса.12

В рамках государственной  политики занятости следует отметить роль фонда занятости в регулировании  рынка труда. Государственный фонд содействия занятости является государственным  целевым бюджетным фондом, предназначенным  для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения.

Государственный фонд содействия занятости создается за счет:

обязательных страховых  взносов нанимателей;

средств, взыскиваемых с  нанимателей за нарушение требований, предусмотренных настоящим Законом;

добровольных пожертвований;

иных поступлений.

Размеры обязательных страховых взносов  в государственный фонд содействия занятости, категории нанимателей, уплачивающих обязательные страховые  взносы или освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов государственного фонда содействия занятости и порядок отчета об их исполнении определяются законодательством.

В компетенцию органов государственной  службы занятости населения входят вопросы распоряжения средствами государственного фонда содействия занятости.

Порядок формирования и расходования средств государственного фонда  содействия занятости определяется при утверждении бюджета на очередной  финансовый (бюджетный) год.

Так, государственный  фонд занятости осуществляет следующие  выплаты:

- пособие по безработице;

- компенсации материальных затрат  в связи с их добровольным  переездом в другую местность  по направлению службы занятости;

- оплату периода временной нетрудоспособности;

- стипендии при направлении  службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

- Из фонда занятости возмещаются  затраты Пенсионного фонда в  связи с назначением досрочных  пенсий безработным.

Для реализации государственной  политики в области содействия занятости  населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создается государственная служба занятости населения.

Деятельность государственной  службы занятости населения направлена на:

оценку состояния и  прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке  труда;

разработку и реализацию государственной и других программ содействия занятости населения;

содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;

организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

регистрацию граждан  безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

ведение учета свободных  рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

повышение экономической  заинтересованности нанимателей в  сохранении действующих и создании новых рабочих мест;

содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;

организацию работы по переселению  безработных и членов их семей  в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие организации  оплачиваемых общественных работ;

организацию контроля за соблюдением законодательства о  занятости населения;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Работу государственной  службы занятости населения возглавляет  и организует Министерство труда  и социальной защиты Республики Беларусь. Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения на местах в структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов создаются комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов. Деятельность государственной службы занятости населения финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.

Порядок деятельности государственной  службы занятости населения определяется положением об этой службе, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Органы государственной  службы занятости населения координируют свою деятельность с деятельностью профсоюзов и нанимателей в пределах их компетенции.

Услуги, связанные с  содействием занятости граждан, предоставляются органами государственной  службы занятости населения бесплатно.13

Помощь в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятия затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот. Содействие самозанятости населения организуется  в целях обеспечения дополнительных возможностей занятости для безработных граждан путем  предоставления им комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг по организации предпринимательской деятельности.

Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности