Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат

Краткое описание

Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....



6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..

6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….

15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….

19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………

24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………

39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….

41

Выводы………………………………………………………….
50

Список использованных источников……………..

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………..

3

1

Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....

 

 

 

6

1.1

Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..

 

6

1.2

Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….

 

15

1.3

Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….

 

19

2

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

    

24

2.1

Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………

 

24

2.2

«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………

 

39

2.3

Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….

 

41

 

Выводы………………………………………………………….

50

 

Список использованных источников……………..

52

 

Приложения…………………………………………………..

55


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от школы развития инновационных  педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсальных учебных действий, способствующих разрешению возникающих в жизни проблем – самоопределения, профессиональной деятельности, повседневной жизни.

Программный документ «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» определяет приоритеты образовательной деятельности в новых социально – экономических условиях, ориентированных на формирование культуры поиска и оценки информации; обеспечение овладения школьниками фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений; формирование инновационных практик, заполняющих методические и содержательные пробелы между школами и вузами [11].

Одним из способов решения данных проблем является вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Это позволяет развивать у школьников не только познавательную активность, но и культуру учебного труда, самостоятельность; добывать и анализировать информацию, прогнозировать результаты, принимать нестандартные решения, делать выводы.

По мнению Т.Г. Беловой, актуальность использования исследовательской деятельности в современном образовании определяется ее многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением умениями учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности [5].

В настоящее время успешно освоены методы формирования исследовательских умений школьников при обучении биологии в сфере дополнительного образования, однако не достаточно разработано методическое обеспечение учебно-исследовательской деятельности школьников в этой области.

В связи с этим цель исследования - разработка методического обеспечения учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования

Объект исследования – учебно-исследовательская деятельность школьников

Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования

Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:

  1. Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
  2. Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
  3. Разработать содержание блока учебных  занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.
  4. Проверить эффективность учебно-исследовательской деятельности

школьников.

В процессе исследования использовались методы:

  1. Теоретические – анализ литературы в области педагогики, теории и методики обучения биологии; изучение нормативных и программных документов об образовании.
  2. Эмпирические – изучение опыта работы учителей по организации учебно-исследовательской деятельности детей в дополнительном биологическом образовании.
  3. Статистические – систематическая и комплексная количественная и качественная обработка полученных данных.

Практическая значимость исследования:

Педагогам дополнительного образования, учителям биологии, руководителям эколого-биологических кружков, методистам внешкольных учреждений, студентам биологических направлений педагогических институтов и университетов, интересующимся учебно-исследовательской деятельностью предлагаются тематика и методика серии занятий биологической направленности, лекционно-практические занятия «Юный исследователь» используемые для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

База исследования: МБОУ Лицей №1 г. Аксай  Ростовская область, в педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 9, 10 и 11 классов. Задача педагогов Лицея №1 г. Аксая заключалась в создании проективной модели по формированию развивающей среды для учащихся.

Апробация результатов исследования. Участие и публикация статьи в сборнике научно-практической конференции кафедры методики обучения биологии и экологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена «Связь поколений ученых-исследователей проблем естественнонаучного образования», посвященной методистам-биологам – участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Санкт-Петербург, 8 апреля 2015 г.

Старикова К.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного биологического образования. Связь поколений ученых-исследователей проблем естественнонаучного образования. Материалы научно-практической конференции РГПИ – СПб.: – 2015. – С.179-182.

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Учебно-исследовательская  деятельность: понятие, сущность,

историко-педагогический анализ

 

В развитии общего образования намечается тенденция дифференциации процесса образования. Реализация Закона Российской Федерации «Об образовании», объявившего приоритет свободной личности и плюрализм в образовательном пространстве, включает два взаимосвязанных аспекта: выбор учителем методов обучения и возможность самостоятельного выбора учащимися способов учебно-познавательной деятельности. Выбор методов обучения педагогом способствует развитию инновационных процессов, а саморазвитие школьников приводит к росту объема творческих работ [15]. Работы имеют разнообразный характер, начиная докладами реферативного характера, заканчивая разработками прикладного и научного значения.

В связи с этим большой интерес представляет исследование, как один из типов мыследеятельности в большей степени соответствующий социальной и культурной миссии образования.

Исследование представляет собой вид познавательной деятельности, характеризующийся установленными нормами. Н. Г. Алексеев и другие исследователи отмечают: «…исследование есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности» [1].

Опираясь на этимологический анализ слова «исследование»,  А. В. Леонтович говорит, что «под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто из «следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах»[1]. В толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой исследование определяется как научное сочинение, в котором исследуется какой-либо вопрос [9].

В повседневной жизни «исследование» употребляется в большей степени как процесс получения новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Современные исследователи (Н. Г. Алексеев, С. И. Брызгалова, А. С. Обухова, Л. Ф. Фомина, А. П. Тряпицына), изучающие проблему учебно-исследовательской деятельности, сошлись во мнении, что в современном обществе большое значение придают развитию исследовательской деятельности в школе.

В статье «Развитие исследовательской деятельности учащихся» А. С. Обухов  говорит, что исследовательская деятельность – это процесс совместной творческой деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является мировоззрение [14].

Концепция развития исследовательской деятельности учащихся  Н. Г. Алексеева, А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, Л. Ф. Фоминой раскрывает исследовательскую деятельность учащихся как деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением и предполагающую наличие  основных этапов, характерных для научного исследования: нормированную постановку проблемы; изучение литературы по данной проблеме; определение методов исследования и практическое овладение ими; сбор материала, его обработка, анализ и обобщение, собственные выводы [1].

Таким образом, согласно проведенному анализу, учебно-исследовательская деятельность понимается нами  как самостоятельная деятельность школьников, связанная с решением теоретических и практических задач с заранее неизвестным, но прогнозируемым решением.

Историко-педагогичский анализ проблемы исследовательской деятельности школьников позволяет говорить о том, что ее развитие определялось педагогической проблемой формирования самостоятельной познавательной позиции учащихся, на основании чего были выявлены этапы ее становления, теоретического осмысления и реализации на практике.

Одним из первых ученых, внедривших исследовательскую деятельность в практику обучения, был древнегреческий философ Сократ. Его знаменитый метод «сократической беседы», называемый в современной литературе «эвристическим», побуждал слушателей к активному исследованию, поиску истины.

В эпоху Средневековья, характеризующуюся как период монархических режимов, завоевательных походов и религиозных войн, обучение носило исключительно репродуктивный характер, и следы исследовательской деятельности найти было крайне сложно.

Педагогика эпохи Возрождения привнесла в обучение требования развития познавательной активности ребенка и его самостоятельности, что было связано с проявлением живого интереса к природе и человеку, как ее части. Важным образовательным инструментов педагогов становится поисковая активность детей, приближение учебной деятельности к познавательной, а также использование в обучении детских наблюдений, разного рода самостоятельных опытов и прочих изысканий. Данные подходы к образовательному процессу нашли свое подтверждение в деятельности таких знаменитых мыслителей того времени, как Витториано да Фельтре (1378-1446), Эразма Роттердамского (1469-1536) и Франсуа Рабле (1483-1553), считавших применение живых наблюдений явлений природы с последующим обсуждением одним из путей гуманизации образования.

Исследовательская деятельность в эпоху Просвещения связана с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. Введенные им принципы природосообразности, наглядности, легкости обучения подчеркивают важность пробуждения у ребенка того, что в дальнейшем будет названо познавательной потребностью.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) являлся активным противником доминирования словесных знаний, не подкрепленных жизненным опытом и оторванных от практической действительности, что роднит его идеи с современными представлениями об исследовательским обучении. Основной идеей ученого выступала мысль «о необходимости выработки умения самостоятельно мыслить» [17].

Однако наиболее последовательное и систематизированное решение проблемы, основывающееся на использовании элементов исследования в практике школьников, будет рационально отнести к XIX веку.

О.А. Вихорева в статье «Теоретические аспекты проблемы исследовательской деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей» конкретизирует периодизацию проблемы исследовательской деятельности школьников в отечественном образовании с XIX века, выделяя при этом 5 основных периодов.

1 период -  XIX в. – начало XX в. – разработка и применение обучающих методик, основанных на использовании элементов исследования для развития самостоятельной познавательной активности школьников, а также как средство педагогической деятельности внешкольных учреждений («эвристическая форма обучения» П.Ф. Каптерева, эксперимент, наблюдение, постановка опытов).

Информация о работе Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай