Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:28, курсовая работа
Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы. Партийная система страны - отражение соотношениям расстановки действующих в стране политических сил. С
Введение 3
1. Место и роль политических партий в политической жизни России 6
1.1. Понятие и особенности формирования политической системы 6
1.2. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 12
2. Оценка роли политических партий в избирательном процессе РФ 17
2.1. Общая характеристика парламентских и президентских выборов за последние десять лет 17
2.2. Основные изменения в избирательной системе
после выборов 2011-2012 гг. 31
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40
А что же Россия? Какой политический режим существует в нашей стране? Ответы на эти вопросы отличаются большим разнообразием. Хотя можно выделить и преобладающую позицию, причем и апологеты нынешнего режима, и его критики согласны в том, что формально, юридически, законодательно российский режим закреплен как демократический. Но в реальности, как постарается доказать этот тезис автор настоящего исследования, имеют место антидемократические проявления и элементы авторитарного характера.
При этом существует позиция, согласно которой предложено "государственный режим современного Российского государства трактовать как демократический, а политический режим современного Российского государства - как режим, обладающий как элементами демократизма, так и элементами авторитаризма", что определяется ментальными, культурными, национально-психологическими и исторически сложившимися особенностями жизни российского народа"9.
С такой позицией категорически нельзя согласиться, так как налицо фактически оправдание существующего в России режима со ссылками на некие "уникальные" особенности жизни народа. Как доказывает мировой опыт, именно такого рода аргументами прикрываются для обоснования существования авторитарных, недемократических по своей сути политических режимов (например, фашистских режимов или же режимов, созданных в республиках Средней Азии).
Следует подчеркнуть, что характер действующего политического режима в России определяется учеными по-разному. Так, С.А. Кареева определяет его как переходный10 (правда, непонятно, от чего к чему), В.С. Нерсесянц - как сочетание элементов авторитаризма с либерализмом11 (как показывают последние годы президентства В.В. Путина и Д.А. Медведева, этот либерализм характеризует только отношения внутри самой рекрутированной тандемом элиты), М.В. Баглай - как политический центризм12 (причем какой центризм автор имеет в виду, понять почти невозможно), В.Е. Гулиев характеризует современный российский политический режим как либерально-демократический, подверженный, однако, авторитарным тенденциям и склонный к репрессивно-антиправовым явлениям13.
Авторитарные тенденции в формировании российского политического режима только усиливаются, при ослаблении демократических институтов и апатии со стороны большинства населения. При этом неважно, как именовать российский политический режим, - однозначно то, что демократическим его назвать просто нельзя. Этот режим постепенно эволюционирует в направлении антидемократических режимов республик Средней Азии и Китая, адсорбируя элементы и практики, призванные усилить репрессивную составляющую государственного механизма при одновременном ослаблении гарантий защиты индивидуальных прав и свобод.
1.2. Роль и
место политических партий в
формировании представительных
и исполнительных органов
Структура федеральных органов исполнительной власти может рассматриваться по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура подразумевает спецификацию управленческих ниш, которые закрепляются за тем или иным федеральным исполнительным органом (министерством, государственным комитетом и пр.) Что касается структуры вертикальной, то в государстве федерального типа она предполагает распределение аппарата (полномочий) того или иного федерального органа по всем «этажам» власти и управления либо, соответственно, ограничение сферы его деятельности только самим федеральным уровнем. Характер такой структуры предопределяет возможность федерального органа действовать на местах либо непосредственно через своих представителей (территориальные органы), либо опосредованно - через функционально близкий аппарат управления регионального и местного масштаба.
Формирование горизонтальной структуры федеральных органов исполнительной власти в годы реформ осуществлялось довольно хаотично-изменения здесь происходили столь же постоянно, сколь и бессистемно Частые смены правительств неизменно влекли за собой перетряхивание ведомственной структуры, причем противоположные по своей направленности действия каждый раз оправдывались нуждами совершения государственного управления.
Экономический кризис поставил вопрос о дееспособности российской политической системы, сформированной в последнее десятилетие. Сторонники называют ее «суверенной демократией», противники - «управляемой демократией» и «авторитарным режимом». Составной, но далеко не главной частью этой системы являются политические партии, которые, однако, не пользуются значительным авторитетом. Только этим можно объяснить тот факт, что обвальное сокращение их количества в последние годы было воспринято обществом с полным безразличием. Если в 1999 году в России были зарегистрированы 139 партий, то в 2004-м их осталось 48, в 2005-м - 36, в 2008-м, когда российская экономика вступила в кризис, - 1414. Число партий за десятилетие уменьшилось в десять раз, но никаких серьезных протестов по этому поводу со стороны россиян не последовало. Подобное поведение можно было бы объяснить общей пассивностью граждан, но такая точка зрения представляется поверхностной, ибо, когда россиян что-то по-настоящему «задевает», пробуждая протестные настроения, они реагируют эмоционально и решительно.
«Единую Россию» в 2008 году, после ухода с должности президента, официально возглавил Владимир Путин, совмещающий должность председателя партии с постом премьер-министра - перед этим он возглавил партийный список на выборах 2007 года. «Единая Россия» доминирует в партийной системе - она является партией чиновников, в состав которой входят не только свыше двух третей депутатов Государственной Думы, но и большинство губернаторов, а также многие администраторы более низкого звена. «Справедливая Россия» после своего создания в 2006 году, хотя и дозировано, но все же критиковала «Единую Россию», пытаясь предстать более эффективной опорой Путина, чем «единороссы». Однако после того, как Путин в ходе избирательной кампании возглавил список «Единой России», она практически превратилась в спарринг-партнера «партии власти», претендовавшего лишь на преодоление 7% барьера (что, в конце концов, и произошло). ЛДПР была основана еще в 1990 году и в полной мере использовала протестные настроения, вызванные экономическим спадом и моральным кризисом первой половины 1990-х годов. Это ярко выраженная «лидерская партия», перспективы которой связаны с личной судьбой ее вождя Владимира Жириновского, поддерживаемого двумя группами избирателей: аутсайдерами, желающими продемонстрировать свое неприятие элиты, и молодежью, голосующей за лидера ЛДПР как за самого эпатажного, яркого политика. Причем, резко критикуя элиту, Жириновский после 1993 года успешно сотрудничает с Кремлем, проявляя почти безграничную способность договариваться.
КПРФ, с момента своего основания в 1993 году бессменно возглавляемая Геннадием Зюгановым, несмотря на этот факт, не может считаться «лидерской партией». Это идейная преемница КПСС, которую в основном поддерживают ностальгирующие по СССР пожилые избиратели. В связи с этим любые попытки по реформированию («социал-демократизации») КПРФ и даже смена ее названия выглядят практически невозможными - их не поддержат ни партийный актив, ни электорат. Более того, в последнее время в партии усиливаются откровенно сталинистские тенденции, что устраивает ее актив и в то же время выгодно власти, так как локализует влияние КПРФ, делает партию еще более архаичной, затрудняя ее возможную апелляцию к городским средним слоям и молодежи. Но такая ортодоксальная партия не может рассчитывать на масштабный успех; неоднократные поражения на парламентских и президентских выборах привели к тому, что даже самые стойкие сторонники партии утрачивают надежду на ее приход к власти. Кроме того, КПРФ, несмотря на искреннюю оппозиционность, действует в рамках политической системы, параметры функционирования которой определяются все тем же Кремлем. Поэтому она не только чувствует границы возможной критики власти, но и отказывается от сотрудничества с радикальной внесистемной оппозицией, находящейся за пределами официального партийного спектра.
Кроме парламентских партий, в рамках партийной системы действуют левые либералы (Российская демократическая партия «Яблоко») и правые либералы (партия «Правое дело»). «Яблоко» имеет длительную историю: движение с таким названием, ставшее предшественником партии, было основано еще в 1993 году. «Правое дело», как отмечалось выше, основано лишь в 2008 году, однако его предшественниками был целый ряд праволиберальных организаций: «Выбор России», «Демократический выбор России», СПС. На выборах 2003-го и 2007 годов либералы потерпели поражение, причем в 2007 году оно было особенно разгромным - две партии в сумме получили менее 3% голосов при 7% избирательном барьере. Они крайне слабо представлены в информационном пространстве, а официальные СМИ и значительная часть общества возлагают на них ответственность за социально-экономические проблемы 1990-х годов. (Несмотря на то, что «Яблоко» неизменно находилось в оппозиции, оно также воспринимается как часть либерального политического сообщества и, следовательно, несет свою долю ответственности за чужие решения.) Фактически речь идет о путях сохранения этих организаций в качестве партий, что в создавшейся ситуации было возможно только при условии отказа от радикальной оппозиционности. Процесс объединения трех партий в «Правое дело» патронировался Кремлем, причем две партии из трех, участвовавших в нем, состояли из клиентов нынешней власти, которые действовали против СПС во время выборов 2007 года.
Также сохраняет свой статус партия «Патриоты России», основанная лояльным Кремлю бизнесменом Геннадием Семигиным, претендовавшим в 2003-2004 годах на контроль над КПРФ, но проигравшим борьбу с Зюгановым. На выборах 2007 года эта партия выполняла функции «спойлера» КПРФ, то есть действовала на ее электоральном поле, отбирая голоса избирателей. Видимо, в этом качестве она может быть востребована и в дальнейшем - если учесть, что КПРФ остается оппозиционной политической силой и продолжает критиковать власть.
Таким образом, как представляется, государственная политика и общественные настроения в современной России создают не слишком много возможностей для свободного развития партийной системы - эта сфера будет и далее подвергаться жесткому регулированию. Вопрос только в степени жесткости. Так, в послании президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию в ноябре 2008 года говорилось о возможности поэтапного снижения минимальной численности членов партии, хотя конкретные цифры и не назывались. Позднее стало известно, что «порог» снижается на 20% - до 40 тысяч. В то же время накануне обнародования послания в издании «Газета» был опубликован материал противоположного толка, в котором со ссылкой на информированный источник во власти говорилось о предстоящем увеличении «порога» до 100 тысяч. Но, несмотря на то, что во власти могут существовать различные мнения по данному вопросу, разница между ними не очень велика.
В итоге, выбор государством той или иной избирательной системы - это не только выбор путей формирования властных структур. Дело в том, что избирательный закон может оказывать влияние и на развитие партийной системы в стране.
2. Оценка роли политических
партий в избирательном
2.1. Общая характеристика парламентских и президентских выборов за последние десять лет
Деление электорального процесса в России на электоральные циклы обусловлено особенностями российского электорального календаря и конституционными ограничениями срока действия полномочий выборных институтов. Каждый электоральный цикл отличается новым раскладом политических сил на федеральном и региональном уровнях, определенными подвижками во внутриэлитной среде, изменениями характеристик политического режима как в стране, так и в некоторых регионах, изменением степени конкурентности и предсказуемости федеральных и региональных выборов, а также наличием или отсутствием новых трендов в политическом развитии России.
Более подробная характеристика российских электоральных циклов позволяет комплексно представить электоральную политику в России и выделить возможные тенденции дальнейшего электорального развития, а также выявить изменения типологических характеристик выборов различного властного уровня.
Первый электоральный цикл 1995–1999 гг. характеризуется становлением нового политического режима в России, закреплением институционального устройства, заложенного в Конституции, распределением властных позиций на политическом пространстве России. Наиболее выразительно межэлитную борьбу показывает состоявшаяся в этот период первая серия губернаторских выборов. В условиях сильной оппозиции действующей федеральной власти на региональном уровне четко прослеживается преобладание типа конкурентных и непредсказуемых выборов. Выборы сопровождаются усилением напряженности в отношениях между федеральным центром и регионами, между сторонниками и противниками действующей власти. Период 1998–1999 гг. следует характеризовать как переходный в силу особого наложения федеральной и региональной повесток дня. Губернаторские выборы зачастую становились «пробным шаром» перед «госдумовской» и президентской кампаниями, определяя основное соотношение политических сил не только в регионе, но и в стране. Именно в 1998 г. губернаторский корпус начинает предпринимать попытки сформировать свое политическое движение, намереваясь отстаивать права регионов в федеральном парламенте, а возможно и выдвинуть консолидированного кандидата в Президенты РФ. Официально предвыборная кампания в Госдуму РФ стартовала в августе 1999 г., однако реально она началась значительно раньше. Во многом именно губернаторские кампании определяли и ход кампании по выборам депутатов Госдумы в соответствующих регионах.
12 декабря 1993 года состоялись выборы в Государственную Думу. Они проводились параллельно с выборами в Совет Федерации и голосованием по проекту новой Конституции Российской Федерации. Из 13 избирательных объединений, принимавших участие в выборах по партийным спискам, только восемь преодолели пятипроцентный барьер: Либерально-демократическая партия России получила 24,58% голосов, блок «Выбор России» – 15,03%, Коммунистическая партия Российской Федерации – 11,16%, политическое движение «Женщины России» – 8,72%, Аграрная партия России – 8,02%, блок «Явлинский—Болдырев—Лукин» – 7,71%, Партия российского единства и согласия – 5,76%, Демократическая партия России – 5,64% голосов. Остальные избирательные объединения получили менее необходимых 5% голосов.
На основании итогов
голосования по общефедеральному избирательному
округу места в Государственной
Думе распределились следующим образом:
Либерально-демократическая