Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:28, курсовая работа
Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы. Партийная система страны - отражение соотношениям расстановки действующих в стране политических сил. С
Введение 3
1. Место и роль политических партий в политической жизни России 6
1.1. Понятие и особенности формирования политической системы 6
1.2. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 12
2. Оценка роли политических партий в избирательном процессе РФ 17
2.1. Общая характеристика парламентских и президентских выборов за последние десять лет 17
2.2. Основные изменения в избирательной системе
после выборов 2011-2012 гг. 31
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40
В свою очередь, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев, заявил, что муниципальный фильтр в его нынешнем виде мешает развитию даже минимальной конкуренции на выборах и может быть снижен до 5%. По его словам, логично было бы снижение необходимого количества собранных подписей до 5%, и установление верхнего порога возможного «количества собранных подписей на уровне 10-15%». Это предохранило общество бы от ситуации, в которой действующий губернатор собирал подписи всех «муниципалов», не оставляя ничего оппозиции. Ведь даже во Владимирской области, где сильны позиции Компартии, ее представителей в муниципалитетах всего 7-8%, отмечает руководитель Политической экспертной группы.
Главное в законодательстве — его стабильность. Такую точку зрения высказал на заседании московского политклуба «Росбалта» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его словам, «включение протестных политиков в парламент, не значит их автоматическое включение в политический процесс».
По словам политолога, сложившаяся сегодня в России избирательная система не идеальна, но таковых и не бывает, поэтому «лишний раз лучше ничего не менять». В то же время, законодательные изменения наверняка приведут к приходу в парламент «белоленточников», однако, совершенно необязательно, к превращению их в системную политическую силу, поскольку принятие мандата «еще ничего не значит».
По словам Дмитрия
Журавлева, и восстановление в 2012 году
губернаторских выборов «не большой
шаг вперед». Что же касается возможности
возвращения смешанной
Заключение
На протяжении последних 12 лет в России сложилась уникальная система властеотношений, которую специалисты по праву, политологии и социологии именуют по-разному - управляемая демократия, неосоветский авторитаризм, полиархия, суверенная демократия, авторитарно-харизматическая республика и т.д.
Формирование горизонтальной структуры федеральных органов исполнительной власти в годы реформ осуществлялось довольно хаотично-изменения здесь происходили столь же постоянно, сколь и бессистемно Частые смены правительств неизменно влекли за собой перетряхивание ведомственной структуры, причем противоположные по своей направленности действия каждый раз оправдывались нуждами совершения государственного управления.
Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства.
В современной России по мажоритарной системе абсолютного большинства избираются: Президент Российской Федерации и главы исполнительной власти субъектов Федерации. Если никто из кандидатов не набирает более 50% голосов избирателей, то проводится второй тур голосования, в который проходят кандидаты, занявшие первые два места. Второй тур проводится уже по мажоритарной системе относительного большинства.
Первый электоральный цикл 1995–1999 гг. характеризуется становлением нового политического режима в России, закреплением институционального устройства, заложенного в Конституции, распределением властных позиций на политическом пространстве России. Наиболее выразительно межэлитную борьбу показывает состоявшаяся в этот период первая серия губернаторских выборов.
Период 1998–1999 гг. следует характеризовать как переходный в силу особого наложения федеральной и региональной повесток дня. Губернаторские выборы зачастую становились «пробным шаром» перед «госдумовской» и президентской кампаниями, определяя основное соотношение политических сил не только в регионе, но и в стране.
Второй электоральный цикл 1999–2003 гг. характеризуется консолидацией правящего режима, пресечением самостоятельности региональных элит, резкой сменой приоритетов в отношениях Центр – регионы. После избрания в 2000 г. Президентом РФ В. Путина меняется политика федеральной власти по отношению к регионам в целом, что отразилось и на содержании региональных выборов, особенно на избрании губернаторов. Регионов с предсказуемыми и неконкурентными выборами в этот период по-прежнему немного.
Третий электоральный цикл 2003–2007 гг. характеризуется усилением централизаторской политики действующей власти, снижением конкуренции на выборах федерального уровня и повышением конкурентности губернаторских выборов. Властный режим в России становится предельно консолидированным. Однако на региональном уровне политические процессы становятся более разнообразными, что привлекает внимание к выборам губернаторов многие политические группы. В этот период преобладает тип конкурентных/предсказуемых выборов губернаторов.
Четвертый электоральный цикл 2007–2012 гг. Избирательный цикл 2007–2008 гг. представляет спланированную последовательность действий властной элиты по дальнейшей корректировке системы политической власти в РФ. Практически все нововведения были направлены на укрепление и консервацию действующей системы власти. Основные отличия от предыдущих парламентских выборов заключаются в переходе к пропорциональной избирательной системе с 7%-ным проходным барьером для участвующих в выборах партий (фактически меняющим достоинства и недостатки данной системы на противоположные), отсутствие порога явки и графы «против всех» в избирательном бюллетене и запрещение избирательных блоков. Таким образом удалось добиться присутствия в органах власти только тех партий, которые готовы к «конструктивной» работе с правительством и Президентом РФ.
2013 год может стать
счастливым для будущих
По поводу выборов 2013-2014 гг. предварительно можно сказать следующее.
КПРФ и ЛДПР, постепенно теряя избирателей под натиском новых партий (особенно это актуально для коммунистов), тем не менее в целом сохранят свои позиции. У СР ситуация хуже, и даже нельзя исключать, что уже в перспективе она распадется (ее думская фракция уже раскололась).
Для того чтобы добиваться
успеха на выборах новые партии должны
формулировать новые электораль
Другой вариант для «новичков» — позиционирование себя в качестве «перспективной» («честной», «вменяемой») альтернативы старым партиям и «присвоение» их электоральных предложений. Этот путь уже избрали КПСС и «Коммунисты России» (относительно КПРФ).
Список использованных источников и литературы
1 Зевелева А.К. История политических партий России. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 41.
2 Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 2. - С. 6.
3 Кареева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1997. - С. 17.
4 Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект. М., 2008. - С. 18.
5 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 1 - 2: Часть общая / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК, 2000. - С. 230.
6 Конституционное право за рубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА, 2004. - С. 140 - 149.
7 Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 2. - С. 8.
8 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 149.
9 Сташ З.К. Политический режим современного Российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. - С. 11.
10 Кареева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СГАП. Саратов, 1997. - С. 20.
11 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1999. - С. 256.
12 Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. - 2003. - №11. - С. 17.
13 Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: актологическая феноменология отчуждения // Право и политика. - 2001. - №5. - С. 5-6.
14 Данные Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ) по состоянию на 17 ноября 2008 года, // www.cikrf.ru/politparty.
15
"Выборы по новым правилам: основные
итоги и тенденции": доклад Фонда развития
гражданского общества // http://www.regnum.ru/news/
16
О выборах, подробно // http://yablor.ru/blogs/o-
17
В 2013 году в России будет изменена избирательная
система // http://irpr.ru/2012/11/01/v-