Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 12:04, реферат
Статика - уравновешенное состояние организации, в котором она находится независимо от негативных или позитивных изменений, производящих во внешней среде. При этом все параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными в течение длительного времени.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ……………………...5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………9
2.1 Сущность и понятие статической организации…………………………….9
2.2 Принципы приоритета........………………………………………………….10
2.3 Принципы соответствия……………………………………………………..11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………..13
3.1 Сущность и понятие динамической организации…………………………13
3.2 Основные принципы динамической организации………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30
Предварительный обзор главы
Знаете ли вы?
• Что такое смена статуса?
• Каким образом пожилые люди сохраняют свою идентичность относительно неизменной?
• В чем заключается кризис целостности и отчаяния Эриксона? Мнения исследователей относительно непрерывности и изменения приспособляемости к пожилому возрасту?
• Как тип личности и стили копинга влияют на приспособляемость к пожилому возрасту? Что значит успешное старение?
• Почему выход на пенсию - важный момент изменения статуса? Какие физические, экономические и социальные условия влияют на приспособляемость к выходу на пенсию?
• Каким образом половая принадлежность сказывается на приспособлении к выходу на пенсию?
• Как можно подготовиться к выходу на пенсию и каковы возможные альтернативы? Какие межличностные отношения и отношения в семье создают стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте?
• Каким образом приходится приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни вдовам и вдовцам?
• Какова в пожилом возрасте роль отношений между братьями и сестрами? Какие социальные программы позволяют успешно решать потребности слабых и болезненных пожилых людей?
• Каким образом пожилые люди сами являются важным источником удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей старшего возраста?
Это главные темы главы.
Значительное изменение роли и социального положения человека носит название смены статуса. Статус человека меняется в течение всей жизни. Подросток становится взрослым человеком, а взрослый вступает в средний возраст. В каждом случае человек принимает на себя другую роль и большую ответственность, приводящие, как правило, к повышению его власти и статуса. Однако смена ста-
760 Часть IV. Взрослость
туса при вступлении в пожилой возраст несет с собой совершенно другие изменения. Выход на пенсию, вдовство или ухудшение состояния здоровья могут привести к потере власти, ответственности и независимости.
С другой стороны, отход от дел дает человеку новую свободу и позволяет-боль-ше следовать собственным интересам. А превращение в прабабушку или прадедушку дает возможность больше времени проводить с родными. Таким образом, то, каким образом человек воспринимает изменение собственного статуса и сопровождающие его события, имеет столь же большое значение, как и сами перемены. Влияние многих событий на жизнь пожилого человека во многом зависит от того, какое им придается значение. Выход на пенсию можно рассматривать как потерю полезности и продуктивности работника, а возможно, и как исчезновение большей части собственной идентичности. При этом неважно, какова профессия человека: водитель, зубной врач, профессиональный танцовщик или руководитель какой-либо фирмы. Однако можно совсем иначе относиться к выходу на пенсию, если последние 30-40 лет жизни ты ненавидел собственную работу и все, что связано с ней. В этом случае пенсия — освобождение от скуки, монотонности и необходимости подчинения начальству. (Интересно, что «нелюбовь к собственной работе» является одним из факторов успешного приспособления к выходу на пенсию.) Точно так же вдовство может принести внезапное освобождение от тяжкого бремени забот о хронически больном супруге, открыть перед человеком новые возможности. Оно может означать окончание необходимости жить с тем, кто был тебе неприятен многие годы, но с кем ты не мог развестись. С другой стороны, вдовство может стать причиной длительного и безутешного горя после потери любимого или любимой.
Заболевания и физическая нетрудоспособность — одни из самых тяжелых обстоятельств, с которыми нам приходится сталкиваться в старости. Но даже в этом случае существует огромное количество вариантов поведения. Как сказал один пожилой человек: «Я не могу передвигаться так легко, как в молодости, но я никогда не получал столько удовольствия от своего сада, сколько в последние годы, а мой внук для меня — настоящая радость».
Журналистка Гейл Шихи беседовала с 60-70-летними американцами. Как выяснилось, многие собеседники Гейл полагали, что их жизнь полна скрытых возможностей, а не ограничений. Они предвкушали жизнь, «в которой они сосредоточатся на том, чтобы стать еще лучше, сильнее, глубже, мудрее, веселее, свободнее и привлекательнее, смогут научиться ценить особые моменты жизни» (Sheehy, 1995). В свои 60 лет многие пожилые люди могли наслаждаться восхитительным сочетанием крепкого здоровья и свободы от работы и забот. В возрасте 70 лет и старше эти люди тонко настраивали свои предпочтения и сосредоточивали внимание на том, что им доступно, а не на том, чего они более уже не могли делать.
В этой главе мы рассмотрим
характерные для поздней
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие 761
Личность и старение
Рассуждая о личности, удовлетворении,
которое человек получает от жизни,
и приспособлениях к
Задачи развития в пожилом возрасте
Для определения основных задач, с которыми человек сталкивается по мере взросления, полезно обратиться к теории Эриксона. Согласно данной теории, люди, достойно встречающие подобные изменения и успешно справляющиеся с ними, лучше сохраняют душевное здоровье.
Сохранение идентичности. Одной из основных задач жизни человека начиная с подросткового возраста является поддержание относительно постоянной идентичности. В данном случае идентичность мы понимаем как обоснованно постоянный набор общих представлений человека о его или ее физических, психологических и социальных качествах. По мнению Сьюзан Вайтбурне и ее коллег (Whit-bourne, Connoly, 1999), процесс поддержания постоянной идентичности во многом соответствует процессу адаптации по Пиаже (глава 2). Он заключается во включении новых явлений и изменяющихся жизненных обстоятельств в существующую «Я»-концепцию и приспособлении к тем важным событиям жизни и неприятностям, которые «Я» не может быстро ассимилировать. Например, перед лицом серьезных хронических заболеваний физические, психологические и социальные аспекты «Я»-концепции ставятся под угрозу и может возникнуть необходимость в значительном приспособлении к изменившимся обстоятельствам.
В идеале, согласно С. Вайтбурне, необходимо поддерживать баланс между ассимиляцией и приспособлением. Отказ от приспособления может означать, что человек отрицает реальность. В таком случае он может занимать оборонительную позицию, быть негибким и несправедливо обвинять других людей. С другой стороны, чрезмерно быстрое приспособление может сделать человека истеричным, импульсивным и сверх меры чувствительным. В целом поддержание баланса между постоянством идентичности и открытостью новому опыту — важная задача в пожилом возрасте, равно как и в другие периоды жизни человека.
Для очень пожилых людей
поддержание чувства
762 Часть IV. Взрослость
щих от окружающих их людей. Пожилые люди, наиболее успешно приспособившиеся к изменениям, столь же хорошо справлялись с поддержанием и «ратификацией» собственной идентичности. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, они могли сказать: «Я тот, кем я был всегда». Как им удалось сделать этоле-ред лицом очень серьезных жизненных изменений и физических недомоганий? Как правило, от размышлений о своем настоящем они переходили к размышлениям о прошлом. Так, например, одна пожилая женщина при первой встрече характеризовала себя так: «Я важна для моей семьи и друзей, нужно видеть, как много поздравительных открыток ко дню рождения я получила». Спустя два года, в течение которых в ее жизни произошли серьезные изменения, она сказала уже следующее: «Мне кажется, я важна для моей семьи; я всегда старалась дать им все самое лучшее, и думаю, они ценят это». Прошлое стало доказательством, позволившим этой женщине сохранить представление о собственной идентичности, согласующееся с тем, кем она была ранее (Ruth, Coleman, 1995).
Целостность и отчаяние. Согласно теории Эриксона, завершающая стадия развития — психологический конфликт целостности против безысходности. По его мнению, пожилые люди размышляют о том, оправдала ли их жизнь ожидания молодости. Если человек, оглянувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного жизненного пути и считает, что сделал все возможное, ему удается обрести чувство личностной целостности. Те, кто, размышляя о прошлом, видят лишь длинную череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствуют отчаяние. В идеале разрешение этого конфликта должно привести к преобладанию целостности, сопровождаемой некоторой долей отчаяния (Erikson, Erikson & Kivnick, 1986), которая открывает дорогу к мудрости (см. главу 17). Мудрость позволяет пожилому человеку сохранять достоинство и целостное «Я» перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти.
Приспособление к старению сопровождается и психологической потребностью вспоминать прошлое, размышлять о прошедших событиях. Пожилые люди часто проводят время, перебирая события и образы, которые придавали их жизни смысл и логичность. Иногда они испытывают потребность выделить, подчеркнуть особую значимость отдельных эпизодов и ситуаций прошлого (Neugarten, 1976). Нередко люди размышляют о том, какое наследие они оставят после себя, каков их вклад в историю, что будут помнить о них? Некоторые люди хотят оставить память о себе посредством созданных ими произведений искусства, служению обществу, успехам в труде, рожденных и воспитанных детей или благодаря материальным ценностям, которые они передадут своим потомкам или обществу. Многие рассматривают своих детей и внуков как наследников, в которых продолжатся их личность и жизненные ценности.
Одна 85-летняя женщина красноречиво описала некоторые типичные для этого процесса раздумья, переживания и сожаления:'
Если бы я могла прожить жизнь заново, я бы отважилась сделать больше ошибок. Я бы расслабилась. Была бы глупее, чем в этой жизни. Я меньше вещей воспринимала бы серьезно. Больше бы рисковала и больше путешествовала. Я покорила бы больше горных вершин и переплыла бы больше рек. Я ела бы больше мороженого и меньше бобов. Возможно, я испытала бы больше реальных невзгод, но у меня было бы меньше воображаемых несчастий.
Как видите, я из числа тех, кто живет благоразумно и здраво, час за часом, день за днем. Да, конечно, у меня были свои приятные мгновения, но если бы мне пришлось
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие 763
прожить жизнь заново, у меня было бы их больше. В сущности, я бы постаралась, чтобы не было ничего, кроме них. Только мгновения, одно за другим, вместо того, чтобы каждый день жить на несколько лет вперед. Я была в числе тех, кто никогда не выезжает из дому без градусника, грелки, плаща и парашюта. Если бы мне снова пришлось куда-то ехать, я бы путешествовала налегке.
Если бы мне пришлось прожить жизнь заново, я бы раньше переодевалась в более легкую одежду весной и позже обувалась осенью. Я бы чаще ходила на танцы и больше каталась на каруселях. Я собирала бы больше маргариток» (Burnside, 1979, р. 425).
Непрерывность и изменения в пожилом возрасте
Как мы убедились в предыдущих главах, большинство современных психологов рассматривают развитие как явление, сопутствующее всей жизни. Следовательно, приспособление к пожилому возрасту — это поведение, которым руководит ранее сложившийся стиль личности. Тем не менее ученые расходятся во мнении относительно непрерывности и изменений в отношении периода поздней зрелости.
Сторонники теории «стадий»
полагают, что новая структура
жизни или системы организации,
возникающие в пожилом
Другие ученые видят еще
большую связь между
Личность. Будучи взрослыми людьми, соответствуем ли мы описанию, данному Уильямом Джеймсом: «У большинства из нас к 30 годам характер затвердевает как гипс и не изменяется уже никогда» (цитируется по: Costa, МсСгае, 1994).
Информация о работе Принципы статической и динамической организации